Слайд 1«И чувства добрые я лирой пробуждал»
/по творчеству А.С.Пушкина/
Выполнил проект обучающийся 7
класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Остапчук Никита
Руководитель: Н.В.Черноситова, учитель русского языка и литературы.
Слайд 2Выдвижение гипотезы
В стихотворении «К Чаадаеву» звучат строки: «И чувства добрые я
лирой пробуждал»
Действительно ли А.С.Пушкин стремился к пробуждению в душах людей добрых чувств?
Слайд 3Актуальность
Я знаю, что во времена, когда жил великий русский
поэт А.С.Пушкин существовало крепостное право, это было позорное пятно в истории России. Крестьяне жили в нищете, они были бесправны и беззащитны. Их могли продать, обменять, разлучить с семьёй, жестоко наказать.
Стихи А.С.Пушкина направлены на пробуждение сочувствия, сострадания, желания помочь русскому народу, также на воспитание гражданина Отечества, любящего свою страну, свой народ, природу своего края и Отечества.
Слайд 4План проекта.
1.Анализ стихотворений А.С.Пушкина
2.Составление презентации.
3.Защита проекта.
Слайд 6«К Чаадаеву»
В стихотворении Пушкин призывает Чаадаева, а вместе с ним и
других молодых людей, верно служить Отечеству, посвятить Родине «души прекрасные порывы»; под этим поэт понимает борьбу с крепостным правом, с тиранией. Поэт обращается в стихотворении к людям, близким ему по духу, дружбу с которыми он пронёс через всю свою жизнь.
Слайд 7«Во глубине сибирских руд»
В стихотворении мы слышим сочувствие, сострадание к декабристам,
выступившим против самодержавия, произвола, беззакония. Поэт призывает хранить «гордое терпенье», выражает надежду на их скорое освобождение.
Слайд 8«Анчар»
В центре стихотворения образ дерева смерти. К нему человек посылает
другого человека . Ядом, взятым от дерева смерти, человек напитал стрелы, которые разослал «К соседам в чуждые пределы». Автор с отвращением и осуждением пишет о владыке, напитавшем стрелы ядом дерева, желающем смерти людям.
Слайд 9«Песнь о вещем Олеге»
В этом произведении А.С.Пушкин рассказывает историю смерти князя
Олега. При этом князь, узнав, что его смерть придёт от коня, не убивает своего верного друга, который не раз спасал Олега от смерти в сражении, а приказывает о коне заботиться: кормить отборным зерном, поить ключевою водою. Автор с уважением относится к решению князя, показывает князя благородным и благодарным человеком, любящим своего коня, который был ему верным другом.
Слайд 10«Зимнее утро»
Поэт передаёт свое восхищение русской морозной зимой и нежно
призывает возлюбленную проснуться. Пушкин вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер, который был заполнен буйством и негодованием стихии. Поэтому лирический герой восхищен замечательной погодой в утренние часы. После описания погожего утра, поэт возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях.
Лирический герой произведения предстаёт перед читателем человеком поэтичным, тонким, любящим родную природу и умеющим разглядеть красоту.
Слайд 11Выводы по проекту
Таким образом, А.С.Пушкин действительно стремился к пробуждению
таких чувств добрых, как доброта, сочувствие, сострадание, любовь к Отечеству, к природе.
Гипотеза подтверждена.
Слайд 12Интернет-ресурсы
http://goldlit.ru/pushkin/734-zimnee-utro-analiz
http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/747-analiz-stihotvoreniya-as-pushkina-anchar.html
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00081301184864156991/
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00350431296765555557/woid/00068601189525362689/