Слайд 1Проект
«Роль имени прилагательного в речи»
(Лингвистическое исследование)
Подготовила:
учитель русского языка
литературы МОУ СОШ
им.А.В.Каляпина с.Пригородное
Сердобский район
Пензенская область
Тоичкина Лариса Викторовна
Слайд 2Поздняя осень.
Над землёй ни_ко подымается уже холодное солнце,
б_жит холодный ветер, несутся холодные тучи… Жизнь зам_рает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей ч_рнотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овд_вевшую землю падают миллионы сн_жинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела…
Белый цвет – это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, цвет величавых горных вершин. В.Г.Короленко
Слайд 3Задание: вставьте пропущенные буквы, устно
объясните орфограммы.
Поздняя осень.
Над землёй ни_ко подымается уже холодное солнце, б_жит холодный ветер, несутся холодные тучи… Жизнь зам_рает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей ч_рнотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овд_вевшую землю падают миллионы сн_жинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела…
Белый цвет – это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, цвет величавых горных вершин. В.Г.Короленко
Слайд 4Задание: ответьте письменно на вопросы.
Какое настроение создается после прочтения текста?
_________,______________,_______________
Какие части
речи помогают передать такое настроение?
_______________________________________
С какой целью автор использует повтор одного и того же слова «холодный»?
_______________________________________
Слайд 5Задание: ответьте письменно на вопросы.
Какие ещё слова помогают почувствовать осень?
_________,_______,_______,_______,________
В прямом
или переносном значении употреблено слово «овдовевшая»?
_______________________________________
Объясните лексическое значение слова «овдоветь» (Использование словаря).
_______________________________________
Слайд 6Задание: ответьте письменно на вопросы.
Как называется это изобразительно-выразительное средство (овдовевшая земля)?
______________________________________
Какие
чувства передаёт автор с помощью этого тропа?
___________________,____________________
Назовите прилагательные, обозначающие цвет.
____________________,___________________
Слайд 7Задание: ответьте письменно на вопросы.
О чём говорит использование данных прилагательных?
______________________________________
Какая связь
между заглавием и колоритом пейзажа?
_______________________________________
Как заглавие отражает настроение текста?
_______________________________________
Слайд 8Познакомьтесь с лексическими значениями слова «поздний»
Представляющий собой конечную пору суток или
какой-либо части года.
2. Задержавшийся появлением, наступивший после обычного или нужного времени; запоздалый.
Задание: ответьте письменно на вопрос.
Что такое синонимы?
__________________________________________________________________________
Слайд 9ИЗУЧИТЕ!
Бывают синонимы
КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ.
Контекстуальные синонимы -
это слова, сближение которых по значению происходит лишь в условиях определенного контекста, причем за пределами этого контекста они не являются синонимами.
Задание: найдите в тексте контекстуальный синоним к слову «поздняя»
_________________________________________________
Слайд 10Проведя лингвистическое исследование, сделайте вывод о роли прилагательного в данном тексте.
ВЫВОД:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 11Задание: прочитайте этот же текст без
прилагательных и ответьте на вопросы. Осень.
Над землёй низко подымается уже солнце, бежит ветер, несутся тучи… Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют тона. И вот наступает день, когда на эту землю падают миллионы снежинок .
Белый цвет – это цвет снега, цвет облаков, которые плывут в холоде высот, цвет горных вершин.
В.Г.Короленко
Слайд 12
Каким стал текст?
_____,______,_____,______________________
Что произойдет, если исчезнет прилагательное «горных»?
_______________________________________
Можно ли теперь назвать
текст «Холодная осень»? Почему?
__________________________________________________________________________________
Слайд 13Сделайте вывод о необходимости использования в данном тексте прилагательного «холодный».
ВЫВОД: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 14 Подберите к именам существительным из текста В.Г.Короленко свои эпитеты.
Слайд 15 1.Приобрел ли текст новое содержание?
____________________________________________
2. Что в нем изменилось?
________________________________________________________________________________________
3.
Чей рассказ точнее передает главную мысль?
___________________________________________
ВЫВОД:
Прилагательные придают тексту ____________,
____________________________,_______________
Слайд 16Спасибо за работу!
Надеюсь, вы справились с заданиями.