Слайд 1
Проблемно-исследовательский урок по теме: «Буквы О и А на конце наречий
с приставками из-, до-, с- «
Выполнила: Жукова Н.Г, учитель русского языка и литературы
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»
Слайд 2Содержание
Правило
Рассуждение
Конструирование
Комментирование
Распределительный диктант
Контрольное списывание
Слайд 3Создание проблемной ситуации
Задание: прочитайте пары предложений.
Снова замерло всё до рассвета. Заново
отстроенный город радовал глаз.
Справа горы, слева горы, а вдали Кавказ. Направо пойдёшь – коня потеряешь; налево пойдёшь – себя потеряешь.
Издавна наши предки связывали предстоящие погодные условия с «поведением» растений, окружающих человека. Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня…
- Найдите в них однокоренные слова.
Слайд 4Побуждение к формулированию проблемы
- Снова, заново; слева, налево; справа, направо, издавна,
давно; досуха, сухо.
- Какие это части речи?
- Что интересного заметили?
Какой возникает вопрос?
Почему на конце однокоренных наречий разные гласные?
Над какой темой будем работать?
Слайд 5 Исследование.
В каком столбике наречия образованы суффиксальным способом, а в
каком - приставочно-суффиксальным?
Слайд 6 Правило
В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется
буква а,
если эти наречия образованы от бесприставочных
прилагательных.
Пример: досуха (от сухой без приставки)
В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется
буква о,
если они образованы от прилагательных, в
которых уже были приставки.
Пример: досрочно (от досрочный с приставкой).
В наречиях с приставками в-, на-, за- всегда пишется
буква о.
Пример: насухо (с приставкой на).
Слайд 7Рассуждение
Применяя данное правило, рассуждайте так:
Доверительн ? - в этом наречии
есть приставка
до-, но она уже была в прилагательном
доверительный, значит, наречие образовано с
помощью суффикса -о; пишу на конце букву -о;
Доверительно.
Досух? - в этом наречии есть приставка до-,
но ее нет в прилагательном сухой, значит, наречие
образовано с помощью приставки до- и суффикса -а;
пишу на конце букву а:
Досуха.
Слайд 8Конструирование
Задание:
К наречиям добавьте нужные приставки,
допишите суффиксы -а -о. Составьте
с
наречиями предложения.
...давн..., ...глух..., ...полн..., ...легк...,
...далек..., ...высок..., ...редк... .
Слайд 9Проверка
Издавна,
Наглухо.
сполна,
слегка,
издалека,
свысока,
изредка.
Слайд 10Физкультурная пауза.
К солнцу вверх все потянулись,
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились!
Поприветствовали дружно,
А теперь работать нужно!
- А услышали
ли вы в стихотворении наречия? Назовите их
(вверх, вправо, влево, низко, дружно, теперь).
Слайд 11Творческое задание
Замените словосочетания одним синонимом-наречием на изученное правило
Плотно, сытно поесть
= досыта поесть.
Выехать, пока еще светло = засветло выехать
Навещать нечасто, редко = изредка навещать
В пылу спора, под горячую руку обидеть = сгоряча обидеть
С давних пор сеять, = издавна сеять.
Слайд 12Комментированное письмо
Распределите наречия в 2 колонки, дописав
суффиксы -о или
-а. С четырьмя наречиями
составьте предложения.
Снов..., занов..., запрост..., спрост..., исподтишк..., изредк..., справ..., издавн..., досыт..., направ..., слев..., сызнов..., влев..., досух..., вправ..., налев..., дочист..., накрепк..., начерн..., надолг..., нанов..., засветл..., замертв..., зажив..., заведом..., наглух... .
Слайд 13Распределительный диктант. Распределите слова в 2 колонки.
Слев…, досрочн.., созвучн.., досин..,
изобильн..,
доходчив.., издавн.., досух..,
справ…, стеснительн.., дословн..,
достаточн.., извилист.., исправн..,
досыт.., доверительн.., сначал.. .
Слайд 14Проверка
-а
Слева,
издавна,
досуха,
справа,
досыта,
сначала,
-о
Досрочно,
созвучно, изобильно,
доходчиво,
стеснительно,
дословно,
достаточно,
извилисто,
исправно,
доверительно.
Слайд 15Эстафета.
Словообразовательное лото.
На цветных карточках даны части слов:
из-
в-
до- на-
с- за-
синий цвет, желтый цвет, зеленый цвет
-светл- , - ходчиво-, -сух-, -чист-,
-лев-, -давн-, -прав-, -долг-, –
Кто больше составит слов?
Слайд 16Контрольное списывание
Мы вышли из дому затемн... .
Все двери и окна были
забиты наглух... .
Справ... от дороги лес, слев... дача.
Спешит река издалек... .
Я снов... дома, снов... со своими родными.
Дорога повернула влев..., потом вправ... .
(Не)зримый жаворонок сначал... поприветствует наступающее утро.
Справ... ягоды горят, слев... — две осинки.
Здесь готов бродить я дотемн... .
Лишь изредк... олень пугливый пробежит.
Мы побеспокоились задолг... до начала похода.
Витенька вытер насух... лыжи.
=Откуда-то изредк... потягивало влагой.
Слайд 17 Рефлексия.
-Достигли ли мы цели урока?
Научились выбирать гласные на конце
наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-? (дети отвечают)
Урок окончен.
Оценки за урок
Домашнее задание
Всем спасибо!