Презентация, доклад Приёмы сжатия текста

Содержание

Сжатие текстаЭто преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Слайд 1СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

СПОСОБЫ  СЖАТИЯ  ТЕКСТА

Слайд 2Сжатие текста
Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему

изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Сжатие текстаЭто преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые

Слайд 3Лаконизм

Краткий

Короткий

Компрессия

Ключевые слова

Тема

Главная мысль


Краткий

Короткий

Компрессия

Ключевые слова

ЛаконизмКраткийКороткийКомпрессияКлючевые словаТемаГлавная мысльКраткийКороткийКомпрессияКлючевые слова

Слайд 4
Лаконизм -
краткость
и четкость
изложения.

Лаконизм - краткость и четкость изложения.

Слайд 5
Краткий -
предельно сжатый

Краткий - предельно сжатый

Слайд 6
Короткий -
небольшой
по размеру.

Короткий - небольшой по размеру.

Слайд 7
Компрессия –
сжатие.

Компрессия – сжатие.

Слайд 8
Ключевые слова –
наиболее важные
для понимания
текста слова или
словосочетания.



Ключевые слова – наиболее важные для понимания текста слова или словосочетания.

Слайд 9
Тема –
круг событий
и лиц, составляющих
основу текста;
то, о чем говорится


в тексте.


Тема – круг событий и лиц, составляющихоснову текста;то, о чем говорится в тексте.

Слайд 10
Главная мысль
раскрывает цель текста,
его назначение, смысл;
то, чему учит текст.



Главная мысль раскрывает цель текста,его назначение, смысл;то, чему учит текст.

Слайд 11от подробностей
однородных членов
комментариев
пояснений

главной мысли каждого абзаца
типа речи
логической последовательности событий
стилевых особенностей

от подробностейоднородных членовкомментариевпоясненийглавной мысли каждого абзацатипа речи логической последовательности событийстилевых особенностей

Слайд 12Последовательность работы над С1
Прослушайте текст
Сформулируйте тему и идею текста (о чем

текст? Что хотел сказать автор?)
Определи тип речи (повествование – ход событий; описание – предмет речи, признаки рассуждения – аргументы, доказательства)
Составь план, выделяя микротемы
Используй приемы сжатия (исключение, обобщение, упрощение)
Проверь смысловую и грамматическую связь между частями изложения
Напиши сжатое изложение, перечитай, посчитай количество слов

Последовательность работы над С1Прослушайте текстСформулируйте тему и идею текста (о чем текст? Что хотел сказать автор?)Определи тип

Слайд 13Приемы компрессии (сжатия) текста
Исключение (повторов, синонимов, уточн членов, несущественную информацию, фрагменты

предложений)
Обобщение (замена фрагментов синонимичными выражениями, замена однородных членов обобщающим наименованием, обобщающим значением)
Упрощение (слияние неск предложений в одно, замена сложного предложения простым, замена прямой речи косвенной)
Приемы компрессии (сжатия) текстаИсключение (повторов, синонимов, уточн членов, несущественную информацию, фрагменты предложений)Обобщение (замена фрагментов синонимичными выражениями, замена

Слайд 14К приемам компрессии (сжатия) текста относятся
Исключение
вводных слов;
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных

примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов;однородных членов предложения;повторов;однотипных примеров;риторических вопросов и восклицаний;цитат;деталей, которые не

Слайд 15При исключении необходимо
Выделить главное с точки зрения основной мысли

текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
При исключении необходимо Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

Слайд 16Основные способы сжатия текста
• предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты

(подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
• предложений с описаниями и рассуждениями;
• повторов;
• одного или нескольких синонимов.

Исключение

Основные способы сжатия текста• предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления

Слайд 17Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.


Сказка

живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом.
(Е.Кривченко) (22 слова)


Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Сказка живет везде, во всем: в деревьях,

Слайд 18
избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем.

Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:
Сказка живет везде, во во всем (5 слов)
избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения

Слайд 19Обобщение или объединение
парцеллированных предложений;
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных, единичных

фактов, событий, явлений.
Обобщение или объединение парцеллированных предложений;ряда предложений, связанных одной мыслью;частей предложений;конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

Слайд 20Парцелляция.
Стилистический приём, состоящий в расчленении одного предложения на самостоятельные высказывания
С девушкой

он вскоре поссорился.
И вот из – за чего.
( Г.Успенский)
Парцелляция.Стилистический приём, состоящий в расчленении одного предложения на самостоятельные высказыванияС девушкой он вскоре поссорился.И вот из –

Слайд 21Основные способы сжатия текста
• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов,

фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)
• образование сложного предложения путем
слияния двух смежных предложений,
повествующих об одном и том же
предмете речи.

Обобщение

Основные способы сжатия текста• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае надо

Слайд 22
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить

из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты

Слайд 23


Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды.
(7 слов)

Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

Слайд 24Замена
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда предложений

общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
Заменаоднородных членов обобщающим словом;сложного предложения – простым;части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;прямой речи –

Слайд 25При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно

сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
При замене необходимо Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом,

Слайд 26

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не

очень.
(12 слов)
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Слайд 27

Сказки любят все. (3 слова )

Сказки любят все. (3 слова )

Слайд 28Все
взглянули друг на друга
с немым удивлением.

переглянулись

Все взглянули друг на друга с немым удивлением. переглянулись

Слайд 29В жизни всегда есть место героическим, самоотверженным поступкам.
В жизни всегда есть

место подвигам.
В жизни всегда есть место героическим, самоотверженным поступкам.В жизни всегда есть место подвигам.

Слайд 30В степи ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка,

горит пунцовыми пятнами дикая гвоздика.

В степи пестреют цветы.

Степь пестреет цветами.

=

В степи ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка, горит пунцовыми пятнами дикая гвоздика. В

Слайд 31Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, повсюду изменится

климат, нарушится вся жизнь людей.

При повышении температуры на несколько градусов повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.

Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.При повышении

Слайд 32Багряная листва, покрытая росой, шуршала под ногами.
Багряная листва, которая была покрыта

росой, шуршала под ногами.
Багряная листва, покрытая росой, шуршала под ногами.Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.

Слайд 33 Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины,

отправившись путешествовать по ней.

Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.

Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, отправившись путешествовать по ней.

Слайд 34 Альфред Нобель, известный шведский писатель и бизнесмен, был

человеком контрастов: он был сыном банкрота, а стал одним из самых богатых людей в мире, он любил людей, но остался один на всю жизнь, был патриотом, но умер далеко от родины, в Италии, его изобретения были известны во всех странах мира, но сам он никогда не был известен лично.

Альфред Нобель был человеком контрастов.

Альфред Нобель, известный шведский писатель и бизнесмен, был человеком контрастов: он был сыном банкрота,

Слайд 35Вернейший способ узнать человека –прислушаться к тому, как он говорит.
Язык

человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
(Д.Лихачев)

Вернейший способ узнать человека –прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – точный показатель его человеческих

Слайд 36Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что наступит время,

когда все ученые будут художниками. Известно, что наука и искусство ставят перед собой разные цели. Но именно потому, что они разные, у них есть основание объединиться для взаимной опоры. Ибо то, чего не хватает художнику, он может почерпнуть в науке, и, наоборот, исследователь восполняет недостающее общением с искусством.

Леонардо да Винчи говорил, что у науки и искусства есть основание объединиться для взаимной опоры.

Великий художник и ученый Леонардо да Винчи говорил, что наступит время, когда все ученые будут художниками. Известно,

Слайд 38Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система

ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
Я всё время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан ещё и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский даёт ему больше, чем математика. ( Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
Я убеждён, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Тёркин…» А седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

Определяем тему и идею текста
Определяем тип речи









Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного

Слайд 39Работа над конспектом
Опорный конспект
Культура; система ценностей; гуманитарное образование.
Феномен «русских мозгов», гуманитарная

основа образования, Энштейн и Достоевский, литература – ракеты – Королев.
Русская литература помогает выстоять и выжить

План

Что такое культура и зачем она нужна?
Феномен существования «русских мозгов» обязан гуманитарному образованию.
Русская литература и культура помогли выжить в военное время.

Работа над конспектомОпорный конспектКультура; система ценностей; гуманитарное образование.Феномен «русских мозгов», гуманитарная основа образования, Энштейн и Достоевский, литература

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть