Презентация, доклад Приставки на -з и -с (5 класс)

Содержание

Для разных приставок – разные законыК первой группе приставок относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково.Ко второй группе относятся приставки , которые в одних словах пишутся с буквой с, а в других с буквой з.К третьей относятся

Слайд 1Проверим домашнее задание
1. На какие три группы делятся приставки?

Проверим домашнее задание1. На какие три группы делятся приставки?

Слайд 2Для разных приставок – разные законы
К первой группе приставок относятся приставки,

которые пишутся всегда одинаково.
Ко второй группе относятся приставки , которые в одних словах пишутся с буквой с, а в других с буквой з.
К третьей относятся только две приставки: при- и пре-.
Для разных приставок – разные законыК первой группе приставок относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково.Ко второй группе

Слайд 3Упражнение 436 + фонетический разбор.

Упражнение 436 + фонетический разбор.

Слайд 4б
в
п
ф
г
д
ж
з
к
т
ш
с
л
м
й
н
р
Подберите парный согласный
!!!

бвпфгджзктшслмйнрПодберите парный согласный!!!

Слайд 5Эксперимент! Найдите закономерность в правописании слов:

Бессердечный
Бесчувственный
Беспричинный
Бестолковый
Воссоздание
Встрепенулся
Растянул




Бездумный
Беззаботный
Безвозвратный
Безраздельный
Вознаграждение
Взрыхлить
Развести


Эксперимент! Найдите закономерность в правописании слов:БессердечныйБесчувственныйБеспричинныйБестолковыйВоссозданиеВстрепенулсяРастянулБездумныйБеззаботныйБезвозвратныйБезраздельныйВознаграждениеВзрыхлитьРазвести

Слайд 6Правописание приставок на –з и -с

Правописание приставок на –з и -с

Слайд 7Цели урока:
знакомство
с условиями выбора букв в приставках на –з и

–с;
Формирование
умения правильно писать приставки на –з и –с.


Цели урока:знакомство с условиями выбора букв в приставках на –з и –с; Формирование умения правильно писать

Слайд 8Сформулируйте правило

З + звонкая согласная

без -

граничный
раз - бросать
из - вестить
вз - дыхать
воз - местить
низ - вергать






С + глухая согласная

бес - крайний
рас - пустить
ис - портить
вс - помнить
вос - хождение
нис - падать

Сформулируйте правилоЗ + звонкая согласная     без - граничный     раз

Слайд 9




Звонкая –З пишется в приставке, если после неё стоит звонкая согласная:

Звонкая

Слайд 10Звонкие согласные





З
Б, В, Г,Д,Ж,З, Л, М, Н, Р

Звонкие согласныеЗБ, В, Г,Д,Ж,З, Л, М, Н, Р

Слайд 11Глухая –с пишется в приставке, если после неё стоит глухая согласная:

Глухая –с пишется в приставке, если после неё стоит глухая согласная:

Слайд 12Глухие согласные

С
Ф, Т, С, Ш, К, П, Х, Ц, Ч,Щ

Глухие согласныеСФ, Т, С, Ш, К, П, Х, Ц, Ч,Щ

Слайд 13В Справочник!

В Справочник!

Слайд 14
смотри на следующий после приставки согласный

если звонкий если глухой
пиши З пиши С

З или С

БЕЗ
ВОЗ
ИЗ
РАЗ
НИЗ


БЕС
ВОС
ИС
РАС
НИС

смотри на следующий после приставки согласный      если звонкий

Слайд 15 Стихотворение - помощник


Не забудьте, что приставки
ИЗ, РАЗ, ВОЗ, НИЗ, ЧЕРЕЗ, БЕЗ
Перед согласными глухими
Быстро сменят З на С.
Стихотворение - помощник

Слайд 16 ЗАПОМНИ !


Приставка С – этому правилу не подчиняется; она приставка

неизменяемая так же, как предлог.
ЗАПОМНИ !Приставка С – этому правилу не подчиняется; она приставка неизменяемая так же, как предлог.

Слайд 17 ЗАПОМНИ !

-З входит в корень:
ЗДЕСЬ,

ЗДОРОВЬЕ,
ЗДАНИЕ
ЗАПОМНИ !-З входит в корень:    ЗДЕСЬ,

Слайд 18 Подсказка

Обрати внимание

На ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ.
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
Подсказка     Обрати внимание     На ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ.

Слайд 19 Образец устного рассуждения

В слове бесшумный приставка БЕС- стоит перед буквой Ш, которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква «эС».

ра(с,з)колоть

Образец устного рассуждения          В

Слайд 20
Ра(с,з)битый, в(с,з)кипеть, в(с,з)думать, и (с,з)печь
Какую согласную на конце приставок (З

или С) нужно написать в словах:
Ра(с,з)битый, в(с,з)кипеть, в(с,з)думать, и (с,з)печь    Какую согласную на конце приставок (З или С)

Слайд 21 Объяснить выбор согласной в

приставках на З и С


Ра(с,з)целовать, ра(с,з)краска, во(с,з)ход, и(с,з)пуг, и(з,с)мерять, ра(с,з)дробить.

Объяснить выбор согласной в

Слайд 22
Дерево без плодов – … дерево.
У сильного всегда … виноват.
Глупый осудит,

умный … .

ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА

Дерево без плодов – … дерево.У сильного всегда … виноват.Глупый осудит, умный … .ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ

Слайд 23
Дерево без птиц – бесплодное дерево.
У сильного всегда бессильный виноват.

Глупый осудит, умный рассудит.




ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Дерево без птиц – бесплодное дерево.У сильного всегда бессильный виноват.

Слайд 24Цифровой диктант: 1 – з, 2 – с.
Бе…бедная старость, бе…покойный характер,

и…менчивое настроение, ни…звергаться в глубокую пропасть, плавно ни…падать, радостное во…буждение, ра…дольное поле, ра…кидистые ветви, ра…сеянный человек, чере…чур спокойный, чре…вычайный посол.



12112112221

Цифровой диктант: 1 – з, 2 – с.Бе…бедная старость, бе…покойный характер, и…менчивое настроение, ни…звергаться в глубокую пропасть,

Слайд 25К прилагательным подберите антонимы с приставками

без-, бес-


Доказательный, звучный, злобный, корыстный,озабоченный, связный, рассудительный, сердечный, сильный, спокойный, спорный, трусливый, шумный.

К прилагательным подберите антонимы      с приставками без-, бес-Доказательный, звучный, злобный, корыстный,озабоченный, связный,

Слайд 26Замените существительные с предлогом прилагательными с префиксами на З,С на конце

Ребёнок

без забот,небо без звёзд, вход без платы, пустыня без воды, дорога без конца, ребёнок без помощи, жидкость без цвета, плач без звука, движение без шума, еда без вкуса.
Замените существительные с предлогом прилагательными с префиксами на З,С на концеРебёнок без забот,небо без звёзд, вход без

Слайд 27К данным « отрезкам» слов прибавьте приставки с буквой С на

конце. Запишите полученные слова.


…совестный, …свет, …сыпаться,
…сказывать,…станавливать,
…суждать,… ставлять,
…следование,…сердечный.

К данным « отрезкам» слов прибавьте приставки с буквой С на конце. Запишите полученные слова.…совестный, …свет, …сыпаться,…сказывать,…станавливать,…суждать,…

Слайд 28Как называли Кащея в русских

сказках?



Как называли Кащея в русских

Слайд 29Как звали в стихотворении С.Маршака человека, который жил на улице Бассейной


Как звали в стихотворении С.Маршака человека, который жил на улице Бассейной

Слайд 30 РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня на уроке

я узнал…
От чего зависит написание согласной в префиксах, оканчивающихся на З, С?
Какие трудности возникли у вас при применении изучаемого правила?
Какие задания давались вам легко, а с какими вам было трудно справиться?
РЕФЛЕКСИЯСегодня на уроке я узнал…От чего зависит написание согласной

Слайд 31Домашнее задание
Учить Справочник + п.83
Упражнения 440, 443 (на выбор)

Домашнее заданиеУчить Справочник + п.83Упражнения 440, 443 (на выбор)

Слайд 32 Подведение итогов

урока


Подведение итогов урока

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть