Презентация, доклад Применение технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы

Содержание

«Однако то, что ребёнок сегодня умеетделать в сотрудничестве, завтра онсумеет сделать самостоятельно» Л. В. Занков

Слайд 1МКОУ «ООШ №9» г.Шумихи Курганской области
Подготовила: учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории Селиванова Т.М.

Технология сотрудничества

МКОУ «ООШ №9» г.Шумихи Курганской областиПодготовила: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Селиванова Т.М.Технология сотрудничества

Слайд 2«Однако то, что ребёнок сегодня умеет
делать в сотрудничестве, завтра он
сумеет сделать

самостоятельно»
Л. В. Занков
«Однако то, что ребёнок сегодня умеетделать в сотрудничестве, завтра онсумеет сделать самостоятельно»

Слайд 3Тема самообразования
«Использование технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы как

средство повышения интереса к учебной деятельности и повышения эффективности урока»
Тема самообразования«Использование технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы как средство повышения интереса к учебной деятельности

Слайд 4Цель самообразования:
Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как

учителя русского языка и литературы;
Овладеть достижениями педагогической науки, практики;
Собирать материал, накопленный учителями, создавать свой собственный материал;
Разрабатывать приёмы стимуляции познавательного процесса.
Цель самообразования: Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы;

Слайд 5ЗАДАЧИ:
Изучить опыт педагогов;
Изучить учебно-методическую литературу;
Овладеть новыми формами работы в русле технологии

сотрудничества путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
Обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
ЗАДАЧИ:Изучить опыт педагогов;Изучить учебно-методическую литературу;Овладеть новыми формами работы в русле технологии сотрудничества путем внедрения их в учебно-воспитательный

Слайд 61.Теория. 2.Из опыта работы,методика применения технологии 3.Достижения.
План сообщения:

1.Теория. 2.Из опыта работы,методика применения технологии 3.Достижения.План сообщения:

Слайд 7
Что предполагает «Сотрудничество» ?
Три основных признака этого понятия:
Во-первых. при его

определении всегда имеется в виду наличие двух или нескольких человек. Без этого сама ситуация сотрудничества невозможна.
Во-вторых, важным признаком сотрудничества является их совместная деятельность (участие в общем деле).
В- третьих : наличие общей цели. Не любые совместные действия рассматриваются как сотрудничество, а только те, которые направлены на достижение совместной цели участников, согласованной и принятой ими в качестве таковой.
Что предполагает «Сотрудничество» ?Три основных признака этого понятия: Во-первых. при его определении всегда имеется в виду наличие двух

Слайд 8«Сотрудничество — это совместная деятельность нескольких (двух и более) лиц, направленная

на достижение обшей (совместной) цели».
«Сотрудничество — это совместная деятельность нескольких (двух и более) лиц, направленная на достижение обшей (совместной) цели».

Слайд 9Процесс сотрудничества — это два взаимосвязанных процесса — процесс решения задачи

и процесс коммуникации. Процесс решения задачи (или достижения цели) предполагает две составляющие: 1) постановка цели и 2) действия участников по ее достижению. Процесс коммуникации также имеет две составляющие. Во-первых, в процессе коммуникации происходит обмен информацией, необходимый для согласования целей и действий и ведущий к установлению взаимопонимания между партнерами; во-вторых, в процессе коммуникации происходит непосредственное формирование отношений, которые характеризуются уважением и взаимным доверием между участниками.
Процесс сотрудничества — это два взаимосвязанных процесса — процесс решения задачи и процесс коммуникации. Процесс решения задачи

Слайд 10разные варианты метода обучения в сотрудничестве

разные варианты метода обучения в сотрудничестве

Слайд 11метод обучения в команде
обучение в малых группах,
командно-игровая деятельность,
обучение в сотрудничестве чтению

и творческому сочинению,
индивидуализация обучения в командах.

метод обучения в команде обучение в малых группах,командно-игровая деятельность,обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению,индивидуализация обучения в

Слайд 12Основные принципы идеи обучения в сотрудничестве (Учиться вместе!) :
взаимозависимость всех членов

группы;
личная ответственность каждого;
равная доля участия каждого;
рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).

Основные принципы идеи обучения в сотрудничестве (Учиться вместе!) : взаимозависимость всех членов группы;личная ответственность каждого;равная доля участия

Слайд 13ПАМЯТКА
«Работа в малых группах»
взаимодействовать в группе с

любым партнером или партнерами
работать активно, серьезно относясь к порученному заданию
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса
полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд
ПАМЯТКА    «Работа в малых группах»взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерамиработать активно, серьезно

Слайд 14Вместе всё нам по плечу!

Вместе всё нам по плечу!

Слайд 15Приемы и формы работы

Приемы и формы работы

Слайд 16Усвоение нового материала
После того, как учитель объяснил новый материал, учащиеся объединяются

в группы по три-четыре ученика. Возможны два варианта организации работы по усвоению нового материала.
Вариант 1
Каждой группе предлагается одна (своя) проблема, один текст и серия вопросов (заданий к ним, на которые должна ответить эта группа). Учащиеся читают текст, знакомятся с проблемой и договариваются между собой, кто в каком вопросе будет разбираться (по методу "пилы") с тем, чтобы затем выполнить часть общего задания и, если у кого-то из группы возникнут проблемы по тому или иному вопросу, быть в состоянии доходчиво объяснить суть проблемы. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос.
Когда группы справятся с работой, учитель организует общее обсуждение, в котором участвуют все учащиеся, отвечая на вопросы учителя, дополняют друг друга. Отметки за этот вид работы не ставятся, но оцениваются (качественно, не в баллах) различные формы взаимопомощи и результативность сотрудничества
Усвоение нового материала После того, как учитель объяснил новый материал, учащиеся объединяются в группы по три-четыре ученика.

Слайд 17Вариант 2.
Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп.

Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается. Можно дать тест для проверки.

Вариант 2.Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп. Но при этом каждый член группы

Слайд 18На уроке русского языка: взаимопроверка
2 ученика ( соседи по парте);
Дается каждому свой

текст на правило урока;
Обмениваются готовыми работами;
Проверяют работу соседа по парте;
Выставляется оценка каждому

обмен тетрадями внутри группы и проверка ошибок друг у друга;
работа над ошибками;
повторный обмен и проверка;
сдача на проверку учителю;
подведение итогов (можно по результатам проверки только одной тетради)

На уроке русского языка: взаимопроверка2 ученика ( соседи по парте);Дается каждому свой текст на правило урока;Обмениваются готовыми

Слайд 19Русский язык 5 класс
Класс делится на группы. Даются задания.
1 группа: работают

над правописанием в корне слова, составляют таблицу либо кластер, приводят примеры , соответствующие правилам.
2 группа: работают над правописанием в приставках, создают таблицу или кластер, приводят примеры , соответствующие правилам.
3 группа: работают над правописанием в суффиксах, создают таблицу или кластер, приводят примеры , соответствующие правилам.
Назначаются модераторы ( из сильных учеников), закрепляются за каждой группой. Задача модераторов : проверить , выставить оценки участникам.

Русский язык 5 классКласс делится на группы. Даются задания.1 группа: работают над правописанием в корне слова, составляют

Слайд 20Уроки русского языка в 5-9 кл.
Класс делится на группы.
Принцип работы

следующий:
Каждая группа готовит вопросы для другой группы в определенной последовательности. Например: первая группа задает вопрос второй группе, ожидая ответа. При положительном исходе ( т.е. при ответе) вторая группа задает вопрос третьей. 2 группа получает балл. Но, если ответ на вопрос не получен, то он переадресовывается следующей группе. Иногда команда сама отвечает на вопрос, если не получено правильного ответа.
В данном виде работы следует вести контроль за правильностью ответов и даже формулировкой вопросов. Учителю может помочь модератор- сильный ученик. По итогам выставляется оценка.

Уроки русского языка  в 5-9 кл.Класс делится на группы. Принцип работы следующий:Каждая группа готовит вопросы для

Слайд 21Урок по теме «Деепричастие".
Учащимся предлагается в парах самостоятельно ознакомиться с новым

материалом, используя учебник. При этом один из партнеров исполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику), а другой - роль художника (он должен на основе восприятия материала на слух нарисовать схему-сигнал - графически отобразить правила). Сначала схема отображает ключевые слова-понятия: «Деепричастие- форма глагола", затем грамматические признаки - схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся примеры.

Урок по теме «Деепричастие

Слайд 22На уроке литературы:
Задание обучающимся 8-9 классов: выполнить сообщение по творчеству и

жизни поэта или писателя 2-ум обучающимся.
( Учащиеся сами распределяют материал для выступления, готовят рефераты, наглядный материал, презентацию, выполняя требования учителя к материалам)
Задание выполнено при условии подготовки материалов к уроку, выставляется оценка за подготовку к уроку.

На уроке литературы:Задание обучающимся 8-9 классов: выполнить сообщение по творчеству и жизни поэта или писателя 2-ум обучающимся.

Слайд 23Можно использовать в старших классах при изучении биографического материала. Например, в

теме "Биография выдающегося писателя (Ф.И.О.)можно выделить ранние годы жизни, творчество этого периода, последние годы жизни и т.д. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали о своей части задания.

Можно использовать в старших классах при изучении биографического материала. Например, в теме

Слайд 24Рыцарский турнир (проводится между представителями команд)
I этап – объявление о предстоящем турнире
 За неделю

до «турнира» вывешивается список орфограмм, которые можно выбрать качестве «оружия».

Рыцарский турнир (проводится между представителями команд)I этап – объявление о предстоящем турнире За неделю до «турнира» вывешивается список орфограмм,

Слайд 25II этап – «Вызов»
Ученик  из одной команды  «вызывает на бой» противника из

другой команды. Причем сражаться могут только мальчики, а девочки – лишь «снарядить» своих «рыцарей», т. е. повторить с ними соответствующие правила. Имена вызвавшего и вызванного записываем на специальной доске, например: «Алимбеков вызывает Леонова».  После этого вызванный «выбирает оружие», т. е. указывает на этой же доске номер той группы правил, взаимное знание которой и должно быть проверено во время «боя».

II этап – «Вызов» Ученик  из одной команды  «вызывает на бой» противника из другой команды. Причем сражаться могут

Слайд 26III этап – «Сражение»
Противники садятся за парты, «вооружившись» двумя листами бумаги (один

чистый, а другой с заранее приготовленными для диктовки сопернику словами) и поочередно диктуют друг другу по одному слову до тех пор, пока один не ошибется. Тогда победитель поднимает руку, у него  проверяется последняя запись. Если же ошибается сам диктовавший, а противник  доказывает свою правоту, то победа присуждается последнему. Это условие заставляет участников турнира очень тщательно готовить свой список, советоваться с более сильными учениками, обращаться к словарям.

III этап – «Сражение» Противники садятся за парты, «вооружившись» двумя листами бумаги (один чистый, а другой с заранее

Слайд 27Закрепление за отстающими учащимися «сильных».
Условия:
«Слабому» ученику оказывается помощь со стороны «

сильного»:
( объясняется правило, оказывается содействие в объяснении задания к упражнению, проверяется совместно выполнение письменных работ- ведется « учебный» патронаж). За успехи ставится оценка и «учителю» и «ученику». «Учителю» выставляется только положительная оценки, если плоды его труда становятся явными. Этот вид работы следует продумать вплоть до пересадки обучающихся, применение лучше всего в младшем и среднем звене основной школы ( 5-7 классы).

Закрепление за отстающими учащимися «сильных».Условия:«Слабому» ученику оказывается помощь со стороны « сильного»:( объясняется правило, оказывается содействие в

Слайд 28«Виктория»

«Виктория»

Слайд 29Все технологии, так или иначе, «соприкасаются».Наряду с технологией сотрудничества часто в

современной школе употребляется технология проектов. И сотрудничество зачастую является неотъемлемой формой проектной деятельности. Далее зарисовки работ обучающихся.
Все технологии, так или иначе, «соприкасаются».Наряду с технологией сотрудничества часто в современной школе употребляется технология проектов. И

Слайд 30ПРОЕКТ «По страницам любимых сказок»

ПРОЕКТ «По страницам любимых сказок»

Слайд 31Кошки из рассказов В.П.Федоровой

Кошки из рассказов В.П.Федоровой

Слайд 32ПРОЕКТ «АЛФАВИТ»

ПРОЕКТ «АЛФАВИТ»

Слайд 36ПРОЕКТ «СКАЗЫ П.П.БАЖОВА»5-8 кл.

ПРОЕКТ  «СКАЗЫ П.П.БАЖОВА»5-8 кл.

Слайд 37Использованная литература: Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и

во внеурочное время // Современная педагогика. 2013. № 1

Давайте сотрудничать в достижении целей!

Использованная литература: Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и во внеурочное время // Современная

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть