Слайд 1МКОУ «ООШ №9» г.Шумихи Курганской области
Подготовила: учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории Селиванова Т.М.
Технология сотрудничества
Слайд 2«Однако то, что ребёнок сегодня умеет
делать в сотрудничестве, завтра он
сумеет сделать
самостоятельно»
Л. В. Занков
Слайд 3Тема самообразования
«Использование технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы как
средство повышения интереса к учебной деятельности и повышения эффективности урока»
Слайд 4Цель самообразования:
Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как
учителя русского языка и литературы;
Овладеть достижениями педагогической науки, практики;
Собирать материал, накопленный учителями, создавать свой собственный материал;
Разрабатывать приёмы стимуляции познавательного процесса.
Слайд 5ЗАДАЧИ:
Изучить опыт педагогов;
Изучить учебно-методическую литературу;
Овладеть новыми формами работы в русле технологии
сотрудничества путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
Обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
Слайд 61.Теория.
2.Из опыта работы,методика применения технологии
3.Достижения.
План сообщения:
Слайд 7
Что предполагает «Сотрудничество» ?
Три основных признака этого понятия:
Во-первых. при его
определении всегда имеется в виду наличие двух или нескольких человек. Без этого сама ситуация сотрудничества невозможна.
Во-вторых, важным признаком сотрудничества является их совместная деятельность (участие в общем деле).
В- третьих : наличие общей цели. Не любые совместные действия рассматриваются как сотрудничество, а только те, которые направлены на достижение совместной цели участников, согласованной и принятой ими в качестве таковой.
Слайд 8«Сотрудничество — это совместная деятельность нескольких (двух и более) лиц, направленная
на достижение обшей (совместной) цели».
Слайд 9Процесс сотрудничества — это два взаимосвязанных процесса — процесс решения задачи
и процесс коммуникации. Процесс решения задачи (или достижения цели) предполагает две составляющие: 1) постановка цели и 2) действия участников по ее достижению. Процесс коммуникации также имеет две составляющие. Во-первых, в процессе коммуникации происходит обмен информацией, необходимый для согласования целей и действий и ведущий к установлению взаимопонимания между партнерами; во-вторых, в процессе коммуникации происходит непосредственное формирование отношений, которые характеризуются уважением и взаимным доверием между участниками.
Слайд 10разные варианты метода обучения в сотрудничестве
Слайд 11метод обучения в команде
обучение в малых группах,
командно-игровая деятельность,
обучение в сотрудничестве чтению
и творческому сочинению,
индивидуализация обучения в командах.
Слайд 12Основные принципы идеи обучения в сотрудничестве (Учиться вместе!) :
взаимозависимость всех членов
группы;
личная ответственность каждого;
равная доля участия каждого;
рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).
Слайд 13ПАМЯТКА
«Работа в малых группах»
взаимодействовать в группе с
любым партнером или партнерами
работать активно, серьезно относясь к порученному заданию
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса
полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд
Слайд 16Усвоение нового материала
После того, как учитель объяснил новый материал, учащиеся объединяются
в группы по три-четыре ученика. Возможны два варианта организации работы по усвоению нового материала.
Вариант 1
Каждой группе предлагается одна (своя) проблема, один текст и серия вопросов (заданий к ним, на которые должна ответить эта группа). Учащиеся читают текст, знакомятся с проблемой и договариваются между собой, кто в каком вопросе будет разбираться (по методу "пилы") с тем, чтобы затем выполнить часть общего задания и, если у кого-то из группы возникнут проблемы по тому или иному вопросу, быть в состоянии доходчиво объяснить суть проблемы. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос.
Когда группы справятся с работой, учитель организует общее обсуждение, в котором участвуют все учащиеся, отвечая на вопросы учителя, дополняют друг друга. Отметки за этот вид работы не ставятся, но оцениваются (качественно, не в баллах) различные формы взаимопомощи и результативность сотрудничества
Слайд 17Вариант 2.
Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп.
Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается. Можно дать тест для проверки.
Слайд 18На уроке русского языка:
взаимопроверка
2 ученика ( соседи по парте);
Дается каждому свой
текст на правило урока;
Обмениваются готовыми работами;
Проверяют работу соседа по парте;
Выставляется оценка каждому
обмен тетрадями внутри группы и проверка ошибок друг у друга;
работа над ошибками;
повторный обмен и проверка;
сдача на проверку учителю;
подведение итогов (можно по результатам проверки только одной тетради)
Слайд 19Русский язык 5 класс
Класс делится на группы. Даются задания.
1 группа: работают
над правописанием в корне слова, составляют таблицу либо кластер, приводят примеры , соответствующие правилам.
2 группа: работают над правописанием в приставках, создают таблицу или кластер, приводят примеры , соответствующие правилам.
3 группа: работают над правописанием в суффиксах, создают таблицу или кластер, приводят примеры , соответствующие правилам.
Назначаются модераторы ( из сильных учеников), закрепляются за каждой группой. Задача модераторов : проверить , выставить оценки участникам.
Слайд 20Уроки русского языка
в 5-9 кл.
Класс делится на группы.
Принцип работы
следующий:
Каждая группа готовит вопросы для другой группы в определенной последовательности. Например: первая группа задает вопрос второй группе, ожидая ответа. При положительном исходе ( т.е. при ответе) вторая группа задает вопрос третьей. 2 группа получает балл. Но, если ответ на вопрос не получен, то он переадресовывается следующей группе. Иногда команда сама отвечает на вопрос, если не получено правильного ответа.
В данном виде работы следует вести контроль за правильностью ответов и даже формулировкой вопросов. Учителю может помочь модератор- сильный ученик. По итогам выставляется оценка.
Слайд 21Урок по теме «Деепричастие".
Учащимся предлагается в парах самостоятельно ознакомиться с новым
материалом, используя учебник. При этом один из партнеров исполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику), а другой - роль художника (он должен на основе восприятия материала на слух нарисовать схему-сигнал - графически отобразить правила). Сначала схема отображает ключевые слова-понятия: «Деепричастие- форма глагола", затем грамматические признаки - схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся примеры.
Слайд 22На уроке литературы:
Задание обучающимся 8-9 классов: выполнить сообщение по творчеству и
жизни поэта или писателя 2-ум обучающимся.
( Учащиеся сами распределяют материал для выступления, готовят рефераты, наглядный материал, презентацию, выполняя требования учителя к материалам)
Задание выполнено при условии подготовки материалов к уроку, выставляется оценка за подготовку к уроку.
Слайд 23Можно использовать в старших классах при изучении биографического материала. Например, в
теме "Биография выдающегося писателя (Ф.И.О.)можно выделить ранние годы жизни, творчество этого периода, последние годы жизни и т.д. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали о своей части задания.
Слайд 24Рыцарский турнир
(проводится между представителями команд)
I этап – объявление о предстоящем турнире
За неделю
до «турнира» вывешивается список орфограмм, которые можно выбрать качестве «оружия».
Слайд 25II этап – «Вызов»
Ученик из одной команды «вызывает на бой» противника из
другой команды. Причем сражаться могут только мальчики, а девочки – лишь «снарядить» своих «рыцарей», т. е. повторить с ними соответствующие правила. Имена вызвавшего и вызванного записываем на специальной доске, например: «Алимбеков вызывает Леонова». После этого вызванный «выбирает оружие», т. е. указывает на этой же доске номер той группы правил, взаимное знание которой и должно быть проверено во время «боя».
Слайд 26III этап – «Сражение»
Противники садятся за парты, «вооружившись» двумя листами бумаги (один
чистый, а другой с заранее приготовленными для диктовки сопернику словами) и поочередно диктуют друг другу по одному слову до тех пор, пока один не ошибется. Тогда победитель поднимает руку, у него проверяется последняя запись. Если же ошибается сам диктовавший, а противник доказывает свою правоту, то победа присуждается последнему. Это условие заставляет участников турнира очень тщательно готовить свой список, советоваться с более сильными учениками, обращаться к словарям.
Слайд 27Закрепление за отстающими учащимися «сильных».
Условия:
«Слабому» ученику оказывается помощь со стороны «
сильного»:
( объясняется правило, оказывается содействие в объяснении задания к упражнению, проверяется совместно выполнение письменных работ- ведется « учебный» патронаж). За успехи ставится оценка и «учителю» и «ученику». «Учителю» выставляется только положительная оценки, если плоды его труда становятся явными. Этот вид работы следует продумать вплоть до пересадки обучающихся, применение лучше всего в младшем и среднем звене основной школы ( 5-7 классы).
Слайд 29Все технологии, так или иначе, «соприкасаются».Наряду с технологией сотрудничества часто в
современной школе употребляется технология проектов. И сотрудничество зачастую является неотъемлемой формой проектной деятельности. Далее зарисовки работ обучающихся.
Слайд 30ПРОЕКТ «По страницам любимых сказок»
Слайд 31Кошки из рассказов В.П.Федоровой
Слайд 36ПРОЕКТ
«СКАЗЫ П.П.БАЖОВА»5-8 кл.
Слайд 37Использованная литература:
Родкина Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и
во внеурочное время // Современная педагогика. 2013. № 1
Давайте сотрудничать в достижении целей!