Слайд 1Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Учитель
русского языка и литературы МБОУ БГО СОШ №3
Хавлина Надежда Сергеевна
Слайд 2 «Видеть и чувствовать — это быть; размышлять — это жить».
Уильям Шекспир
Слайд 3Актуальность темы
Выпускник должен:
уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Слайд 4Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Это открытая образовательная технология,
которая развивает у субъектов обучения открытость ума, умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, креативность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности.
Слайд 5Теоретическое обоснование
Технология РКМ разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики
в 8О-е годы XX столетия в Америке. В России известна с конца 90-х годов прошлого века. В настоящее время реализуется более чем в 29 странах мира.
Жан Пиаже
Карл Поппер
Джон Дьюи
Слайд 6ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ:
развитие мыслительных навыков, необходимых в дальнейшей жизни:
умение принимать взвешенные решения
умение
устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения
способность к поиску, анализу, творческой переработке информации
умение выделять главное и второстепенное
умение ставить вопросы
Слайд 7Технология РКМЧП позволяет
решать задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу
обучения и активного восприятия учебного материала;
культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Слайд 8Актуальность
использования ТРКМЧП на уроках
Слайд 9Основная идея
технологии развития
критического мышления –
создать такую атмосферу учения, при
которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Слайд 10Основа ТРКМЧП - трехфазная структура:
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 11Стадии организации учебного процесса с использованием ТРКМЧП
I стадия - вызов: актуализация
уже имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации.
II стадия - осмысление содержания: получение новой информации, соотношение с уже имеющимися знаниями.
III стадия - рефлексия: целостное осмысление, рождение нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.
Слайд 12Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма
Слайд 15СИНКВЕЙН (6 класс)
Имя существительное
Собственное, нарицательное
Изменяется, склоняется, является
Имя существительное обозначает предмет.
Морфология
Слайд 16СИНКВЕЙН (6 класс)
Маша
Умная, красивая
Любит, прощает, страдает
Мария была достойна счастья.
Красота
Владимир Дубровский
Храбрый, честный
Защищает,
мстит, любит
Владимир никогда не сдается.
Благородство
Слайд 17ДИАМАНТА
Любовь
Взаимная, прекрасная
Крепнущая, возвышающая, волнующая
Весна, счастье, гармония, луна
Угнетающая, тускнеющая, угасающая
Безответная, трагическая
Ненависть.
Слайд 18«ЛОВИ ОШИБКУ» (9 класс)
Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок…
Это - «Мцыри», драма,
органично вписывающаяся в творчество Лермонтова мотивом любовной тоски. Вспомните: «Выхожу один я на дорогу…», «Белеет парус одинокий», «Как часто, шумною толпою окружен», «Один, как прежде…» («Смерть Поэта»), «На Севере дальнем стоит одиноко // На голой вершине сосна…». Одинок в своей невысказанной правоте купец Кирибеевич, одинок Печорин…
Драму «Мцыри нужно рассматривать в контексте основных мотивов творчества Лермонтова. Мцыри, как и Печорин, Арбенин («Маскарад»), как Пушкин, как сам автор поэмы, пытается разорвать условности той среды, в которой живет и становится её жертвой. В «исповеди» Мцыри есть много интонаций, общих с печоринским дневником, а его бегство из тюрьмы не просто сюжетный ход, а целая тема для всей поэзии Лермонтова (и не только Лермонтова). Здесь и «Восточный пленник», «Цыгане» Пушкина, «Горе от ума» Рылеева.
Слайд 19 Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок…
Это - «Мцыри», поэма, органично вписывающаяся в
творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества. Вспомните: «Выхожу один я на дорогу…», «Белеет парус одинокий», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Один, как прежде…» («Смерть Поэта»), «На Севере диком стоит одиноко // На голой вершине сосна…». Одинок в своей невысказанной правоте купец Калашников, одинок Печорин…
Поэму «Мцыри нужно рассматривать в контексте основных мотивов творчества Лермонтова. Мцыри, как и Печорин, Арбенин («Маскарад»), как Пушкин, как сам автор поэмы, пытается разорвать условности той среды, в которой живет и становится её жертвой. В «исповеди» Мцыри есть много интонаций, общих с печоринским дневником, а его бегство из монастыря не просто сюжетный ход, а целая тема для всей поэзии Лермонтова (и не только Лермонтова). Здесь и «Кавказский пленник», «Цыганы» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова.
Слайд 20Эффективность использования технологии РКМЧП
Технологический аспект ТРКМЧП позволяет четко организовать учебный процесс
и в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи.
Технологичность КМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления.
КМ развивает коммуникативные навыки, умение вести диалог, способность работать в коллективе.
Передача информации друг другу развивает у учащихся различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный, рефлексивный.
КМ развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию.