Презентация, доклад Приемы рефлексии на уроках русского языка и литературы

Содержание

С одной стороныВедущая педагогическая идеяРазработка и реализация комплекса педагогических условий (методик), обеспечивающих эффективное развитие учебной мотивации, познавательной компетенции школьников и совокупности умений, навыков, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к успешной самореализацииС другой стороны

Слайд 1РЕФЛЕКСИЯ

НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 2

С одной стороны


Ведущая
педагогическая идея
Разработка и реализация комплекса педагогических условий (методик),

обеспечивающих эффективное развитие учебной мотивации, познавательной компетенции школьников и совокупности умений, навыков, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к успешной самореализации


С другой стороны



Ряд задач,
требующих обязательного решения
проблема несоответствия уровня обучения школьников их реальным возможностям
низкий уровень мотивации
снижение или отсутствие интереса к предмету
высокий уровень тревожности учащихся

С одной стороныВедущая педагогическая идеяРазработка и реализация комплекса педагогических условий (методик), обеспечивающих эффективное развитие учебной мотивации, познавательной

Слайд 3«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»
Р. Декарт
«Учение

без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно»

Конфуций

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов»

Жан Жак Руссо

«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»Р. Декарт«Учение без размышления бесполезно, но и размышление

Слайд 4Что такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад
Размышление,

полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния
Словарь иностранных слов

Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ
Толковый словарь русского языка

Обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний
Словарь педагогических терминов

Что такое рефлексия?Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назадРазмышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического

Слайд 5Классификация
Рефлексия настроения
и
эмоциональ
ного состояния


Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания
учебного
материала

Классификация Рефлексия настроения и эмоционального состояния       Рефлексия деятельностиРефлексия содержания учебного материала

Слайд 6Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение целесообразно в начале урока с целью

установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности
Рефлексия настроения и эмоционального состоянияПроведение целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и

Слайд 7Приемы рефлексии
Светофор
Рефлексивная мишень
Чемодан, мясорубка, корзина
Анализ урока учащимися
Смайлики/Мое настроение
Музыкальная гостиная
Картинная галерея
Состояние моей

души
Почта
Острова
Незаконченная фраза
Почта
Благодарю
А напоследок я скажу…


Пантомима
Танец
Песня
Карта настроения
Синквейн
Лестница/Ступени
Диаманта
Даймонд
Ментальная карта
Хокку
Дневник
Кластеры
Штрихи
Рондель
Анкета
Карта самоанализа
Сочинение, эссе, отзыв

Приемы рефлексииСветофорРефлексивная мишеньЧемодан, мясорубка, корзинаАнализ урока учащимисяСмайлики/Мое настроениеМузыкальная гостинаяКартинная галереяСостояние моей душиПочтаОстроваНезаконченная фразаПочтаБлагодарюА напоследок я скажу…ПантомимаТанецПесняКарта настроенияСинквейнЛестница/СтупениДиамантаДаймондМентальная

Слайд 8Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Смайлики»
Обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном

состоянии с помощью карточки со стилизованными рисунками.

отличное

нормальное

плохое

Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Смайлики» Обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточки со стилизованными

Слайд 9Какое изображение
тебе нравится больше?

Какое изображение тебе нравится больше?

Слайд 10С каким настроением я начинаю (заканчиваю) урок

С каким настроением я начинаю (заканчиваю) урок

Слайд 11




Интересно, какие впечатления
остались у Вас после занятия.
Выберете одну из шляп, а

вместе с ней и вопрос, на который хотели бы ответить. Удачи!



Что я/мы узнали?

Какие чувства у меня/нас возникали?

Почему мне/нам
это было важно?

Что мне/нам не удалось?

Насколько я/мы
были креативными?

Основные результаты моей \ нашей работы?

Интересно, какие впечатленияостались у Вас после занятия.Выберете одну из шляп, а вместе с ней и вопрос, на

Слайд 12Ромашка

Ромашка

Слайд 13 Остров открытий
Остров скуки
Остров радости
ОСТРОВА

Остров открытий	Остров скуки	Остров радостиОСТРОВА

Слайд 14Настроение
Настроение

НастроениеНастроение

Слайд 15Приём рефлексии «Одним словом»
Радость
Равнодушие.
Удовлетворение
Вдохновение

Скука.
Тревога.

Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:



Покой.
Уверенность
Неуверенность.
Наслаждение.
Раздражение
Злость


Приём рефлексии  «Одним словом» Радость  Равнодушие.  Удовлетворение  Вдохновение  Скука.  Тревога.Учащимся необходимо

Слайд 16РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра «Поделись своим настроением через фразеологизмы»
Моё настроение на уроке отражает

фразеологизм «______________», потому что…

«На седьмом небе от счастья»

«работал засучив рукава», хорошо усвоил тему, готов к написанию сочинения

«Считал ворон»

«ума палата» - хорошо знаю текст, теорию литературы, усвоил тему, уже написал сочинение

моих знаний «с гулькин нос» - текст читал в сокращении.

«Повесил нос»

«работал спустя рукава», не знаю текст, не могу применить теоретические знания, к сочинению не готов

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИИгра «Поделись своим настроением через фразеологизмы»Моё настроение на уроке отражает фразеологизм «______________», потому что…«На седьмом небе

Слайд 17Рефлексия содержания учебного материала
Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала

Рефлексия содержания учебного материалаИспользуется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала

Слайд 18РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Игра «Заверши фразу» по теме «Особенности языка комедии


А.С. Грибоедова «Горе от ума»

«И золотой мешок, и…»


«Счастливые…»

«В мои лета не должно…»


«Дома новы, а…»


«Служить бы рад, …»


«Чуть свет, и…»


«Вон из Москвы…»

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯИгра «Заверши фразу» по теме «Особенности языка комедии

Слайд 19РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Игра «Лестница «+» или «-» по теме
«Образы помещиков в

поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Узнайте героя и расположите его на «лестнице «+» или «-» в соответствии с нисходящей градацией. Укажите, какой принцип положен в основу этой градации:


«В нём чересчур было передано сахару»

«Прореха на человечестве»

«Средней величины медведь»

«Исторический человек»

«Дубинноголовая»

В основе градационного принципа композиционной последовательности - пугающая картина постепенного угасания человеческого в человеке.

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯИгра «Лестница «+» или «-» по теме «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»Узнайте героя

Слайд 20РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Игра «Собери образ» по теме
«Женские образы в романе Л.Толстого


«Война и мир»

Наталья Ростова

Добродушная

Рассудительная

Несдержанная

.

Искренняя

Марья Болконская

Элен Курагина

Скромная

Милосердная

Лживая

Эгоистичная

Развратная

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯИгра «Собери образ» по теме «Женские образы в романе Л.Толстого «Война и мир»Наталья РостоваДобродушнаяРассудительнаяНесдержанная.ИскренняяМарья БолконскаяЭлен КурагинаСкромнаяМилосерднаяЛживаяЭгоистичнаяРазвратная

Слайд 21 «Кластер» по теме
«Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого

«Война и мир»
«Кластер» по теме «Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Слайд 22Рефлексивное сочинение «Благодарю» по теме
«Любимые герои Льва Толстого в романе

«Война и мир»

Благодарю Наташу: она научила меня…

Благодарю Марию Болконскую : у неё я научился…

Благодарю Пьера Безухова: он помог мне понять, что…

Благодарю Михаила Илларионовича Кутузова: он убедил меня в том, что …

Благодарю Андрея Болконского: наблюдая за ним, я осознал …

Благодарю Платона Каратаева: я увидел, что …

Благодарю Капитана Тушина: он заставил меня увидеть то, что…

Рефлексивное сочинение «Благодарю» по теме «Любимые герои Льва Толстого в романе «Война и мир»Благодарю Наташу: она научила

Слайд 23«Открытый микрофон»
по теме «Нет величия там, где нет простоты,
добра

и правды»
(по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

.

Тема урока интересна тем, что ...
Меня всегда восхищают люди, которые ...
Хочу быть похожей на _______, потому что ...
Моё мнение о назначении человека совпадает с идеей Льва Толстого в том, что ...
Я согласен с автором в том, что подлинная красота и счастье заключается ...
Мне понравилось _____, потому что ...
Особенно мне понравились размышления ______ о том, что ...
Мне было интересно наблюдать за _______, так как ...

«Открытый микрофон» по теме «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (по роману Л.Н. Толстого

Слайд 24 Написание стихотворения по алгоритму
«Синквейн» – стихотворение, состоящее из пяти строк,

которое пишется по определённым правилам.
1 строка - имя существительное, тема синквейна
2 строка - два имени прилагательных, раскрывающих тему
3 строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна
4 строка - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых высказывается своё отношение к теме
5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, синоним темы, позволяющий выразить к ней личное отношение

Написание стихотворения по алгоритму«Синквейн» – стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. 1

Слайд 25Пример синквейна

Пушкин
Великий, талантливый.
Думает, страдает, любит.
Чувства добрые пробуждает.
Гений.

Пример синквейнаПушкинВеликий, талантливый.Думает, страдает, любит.Чувства добрые пробуждает.Гений.

Слайд 26«Штрихи» . Автор - учитель Сторожева Т.Ю. и её ученики. Штрихи

к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.

Штрихи пишутся по следующим правилам:
1-я строка. 1 существительное.
2-я строка. 2 прилагательных.
3-я строка. 3 причастия.
4-я строка. 4 глагола.
5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

«Штрихи» . Автор - учитель Сторожева Т.Ю. и её ученики. Штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи,

Слайд 27Пример «Штрихов»

Молодость,
Зажигательная, весёлая,
Восхитительная, влюблённая, пламенная.
Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,
Не останавливая, не забывая,

не старея, не думая,
не уставая.
Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.

Пример «Штрихов»Молодость,Зажигательная, весёлая,Восхитительная, влюблённая, пламенная.Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.Молодость

Слайд 28«Хокку» - стихотворная форма из 3 строк. В хокку самым гармоничным

образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.
Алгоритм написания хокку: Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то. Строчка 2: Какого? Строчка 3: Как? (Категория состояния)

Примеры хокку
Снегирь
Я видел птицу,
Прилетевшую зимой,
Красиво…

«Хокку» - стихотворная форма из 3 строк. В хокку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и

Слайд 29«Даймонд» («Диаманта») - это стихотворная форма из 7 строк, Два существительных

(первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Алгоритм написания даймонда:  
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)

«Даймонд» («Диаманта») - это стихотворная форма из 7 строк, Два существительных (первая и последняя строки) выражают два

Слайд 30Пример Даймонда

Обломов
Ленивый, добрый,
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
Работающий, решающий, живущий,
Настойчивый, расчетливый
Штольц.

Пример ДаймондаОбломовЛенивый, добрый,Лежащий, мечтающий, умирающий.Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.Работающий, решающий, живущий,Настойчивый, расчетливыйШтольц.

Слайд 31«Акростих»

Интересуйся этим миром – он того заслуживает.
Находи ответы на вопросы,

которые он тебе задает.
Творчество поможет тебе.
Единственный путь к развитию-
Любить знания, экспериментировать.
Лень и равнодушие – твои враги.
Ежедневно читай.
Книги, размышление и опыт развивают
Твой интеллект!

«Акростих»Интересуйся этим миром – он того заслуживает. Находи ответы на вопросы, которые он тебе задает. Творчество поможет

Слайд 32РОНДЕЛЬ

Когда же все задумаются о тебе,
целостное обучение?
Когда на тебя обратят внимание,
целостное

развитие?
Новые стандарты, новые программы…
Все говорят о тебе,
целостное развитие.
Может пора действовать более активно?
РОНДЕЛЬКогда же все задумаются о тебе,целостное обучение?Когда на тебя обратят внимание,целостное развитие?Новые стандарты, новые программы…Все говорят о

Слайд 33Рефлексия деятельности
Даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом,

поиска наиболее рациональных
Рефлексия деятельностиДаёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных

Слайд 34Приёмы рефлексии содержания учебного материала
Сегодня я узнал …
Мне было трудно


Я выполнял задания …
Я понял, что …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …
Для меня было открытием то, что …
Мне показалось важным …
Материал урока был для меня …

Выбор афоризма

Приём незаконченного предложения

Психорисунок – способ выражения понимания абстрактных понятий через зрительные образы

Приёмы рефлексии содержания учебного материалаСегодня я узнал … Мне было трудно … Я выполнял задания … Я

Слайд 35Прием рефлексии “Светофор”
Надо повторить ещё раз

Совсем не понятно
Всё легко и просто


Прием рефлексии “Светофор”Надо повторить ещё разСовсем не понятноВсё легко и просто

Слайд 36«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист –

1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3

Слайд 38Техника «рефлексивная мишень»
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора.
Обучающийся

ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем результат выше. Затем проводят её краткий анализ.


Техника «рефлексивная мишень»На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. Обучающийся ставит метки в сектора соответственно оценке

Слайд 39Карта

Карта

Слайд 40Посмотрите на меня
Имя
-------
Легко для меня…
Трудно для меня …
Мне необходимо…
Мне хорошо

удается…
Посмотрите на меняИмя -------Легко для меня…Трудно для меня …Мне необходимо…Мне хорошо удается…

Слайд 41упражнение «Комплимент»
(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)

Учащиеся оценивают

вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
упражнение «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и

Слайд 42«Плюс-минус-интересно»
Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

«Плюс-минус-интересно»Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

Слайд 43РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРИЁМЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Рефлексия содержания
«Знаю-Хочу-Умею»
Кластер
Таблица «ПОПС»
«Собери

образ»

Синквейн

Рефлексия деятельности

Рефлексия настроения

«Открытый микрофон»

Рефлексивное сочинение «Благодарю»

«Поделись своим настроением» через фразеологизмы

«Лестница
«+» или «-»

«Путешествие во времени»

«Траектория знаний»

«Заверши фразу»

«Да-нетка»

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХРефлексия содержания«Знаю-Хочу-Умею»КластерТаблица «ПОПС»«Собери образ»СинквейнРефлексия деятельностиРефлексия настроения«Открытый микрофон»Рефлексивное сочинение «Благодарю»«Поделись

Слайд 44ВЫВОД:
РЕФЛЕКСИЯ– ЭТО:
совместная деятельность;
осознание пройденного пути;
фиксация результата;
творчество


РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ВЫВОД:РЕФЛЕКСИЯ– ЭТО: совместная деятельность; осознание пройденного пути; фиксация результата; творчествоРАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Слайд 45«Всё в твоих руках»

«Всё в твоих руках»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть