Слайд 1Создание маски как игровой прием развития творческих способностей личности на уроках
литературы
Презентацию подготовила Козлова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы
участники (13 лет, 6 класс),
Слайд 2Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует
к познанию его мира
Маска сильна своей наглядностью, очевидной материальностью и формой, вызывающей у носителя маски определенный эмоциональный отклик
Слайд 3Многообразны формы маскировки:
Социальные маски
Амплуа
Имиджи
Роли
Штампы, клише
Маски в живописи и скульптуре
Маски в театре
и кино
Маски рекламного производства и др.
Слайд 4Маска, отражая явление, представляет собою его модель, служит его экраном, кодирует
смысл.
Маскировка – разнообразно применяемое средство воздействия на психику ребенка и взрослого, средство общения и самоактуализации, инструмент воспитания способности дистанцировать себя от объекта и в то же время ему сочувствовать.
Слайд 5При изучении художественного произведения учащиеся обращают внимание на «лица» и «маски»
действующих лиц, тем самым производя их типологию.
Слайд 6Тема урока: «А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка»
Цель: Познакомить учащихся с произведением
А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.
Задачи: 1.Формировать умение анализа художественного текста.
2. Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.
Слайд 7БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ
А.С.ПУШКИНА
Слайд 8 И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне
Излиться, наконец, свободным
проявленьем.
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута - и стихи свободно потекут. (А.С. Пушкин. «Осень»)
Слайд 9Пушкины в Болдино
Болдино в качестве поместья находилось в роду Пушкиных с
1585 г.
В начале XVII столетия оно принадлежало
Ивану Федоровичу Пушкину.
Федору Федоровичу Пушкину было пожаловано в 1619 году.
Иван Федорович Пушкин 1646 году получил имение по наследству.
Лев Александрович Пушкин, дед поэта, владел Болдино в период правления Петра III
Слайд 10 Первый раз Пушкин приехал в Болдино в сентябре
1830 г. и предполагал пробыть там не более месяца, но был задержан холерным карантином и прожил почти всю осень. За эти три месяца поэт написал более 40 произведений. Среди них: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", последние главы романа "Евгений Онегин", сказки, стихи, множество критических статей и набросков.
Слайд 11Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник
А.С. Пушкина «Болдино»
Дата основания - 24.06.1944
Дата
открытия - 18.06.1949
Слайд 12«Барышня – крестьянка» является пародией на романтические и сентиментальные произведения того
времени
Слайд 14Иван Петрович Берестов
1.Ведет хозяйство на русский манер:
«В будни он ходил в
плисовой (словарн. раб.) куртке, по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».
2.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».
Слайд 15
В изображении соседей Пушкин использует прием антитезы.
Однако, несмотря на отличия, у
них много общего:
Слайд 16Младшее поколение
Алексей Берестов
1.Характеристика персонажа, портрет:
«Он был воспитан в *** университете и
намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).
Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и
заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной
его нечувствительности полагали любовную связь».
«Легко вообразить, какое впечатление
Алексей должен был произвести в кругу…
барышень.
Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей
юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.
Слайд 17Лиза (Бетси) – Акулина
имя героини выбрано не случайно: у всех на
слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина.
1.Характеристика персонажа, портрет:
«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»
«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».
Почему Лиза надела маску крестьянки?
Слайд 18
-Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея
в своем истинном обличии?
Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.
Слайд 19Составление масок персонажей
Нарисуйте маски персонажей повести и словесно их опишите.
Берестов -
старший – медведь (Муромский называл его «… медведем и провинциалом»).
Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).
Алексей – маска страдающего влюбленного (напоминает маску Пьеро) и «доброго барина».
Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.
Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.