Слайд 1
Урок-конкурс
на тему:
«НЕТ НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ СЛОВА…»
Преподаватель:
Загрядская В.И.
Слайд 2ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
1.Обучающие:
- закрепление и систематизация знаний обучающихся в области лексики, фразеологии,
грамматики;
- совершенствование речевой деятельности обучающихся.
2. Развивающие:
- пропаганда научных знаний;
- развитие интереса к русскому языку, к будущей профессии;
- создание условий для интеллектуального развития и выявления творческих способностей обучающихся.
3.Воспитательные
- воспитание уважительного отношения к русскому языку;
-актуализация личностных качеств: самостоятельность, инициативность, тактичность;
-формирование навыков поведения в проблемных ситуациях
Слайд 3ТИП УРОКА
Контрольно-проверочный
ВИД УРОКА
Урок-конкурс: самостоятельная работа с проблемными ситуациями и демонстрацией;
олимпиада, публичное выступление
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые
ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийное оборудование для демонстрации электронных презентаций
НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Материалы с тестовыми заданиями для олимпиады, слайды для мини-викторины «Русские фразеологизмы», памятка «Начинающему оратору»
Слайд 4Разработка содержит положение о проведении двух этапов конкурса:
лингвистическая олимпиада (I-ый этап)
ораторское выступление о своей профессии (II-ой этап)
Слайд 5ФГОС – федеральный образовательный стандарт
Конкурсные задания составлены в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, на основе программы учебной дисциплины «Русский язык»
для профессии НПО социально-экономического профиля 260807.01 Повар, кондитер
специальности СПО технического профиля 260807 Технология продукции общественного питания
Слайд 6 I ТУР конкурса– лингвистическая олимпиада
I тур
включает в себя следующие конкурсные испытания:
- выполнение олимпиадных заданий по русскому языку
Критерии оценки I тура:
- каждое выполненное задание оценивается по двухбалльной шкале в соответствии со степенью сложности.
Слайд 7I тур – лингвистическая олимпиада
Эпиграф к I туру конкурса:
Ржавеет золото и
истлевает сталь.
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово.
А.Ахматова
Слайд 8Задача обучающихся – правильно назвать соответствующий фразеологизм и истолковать его современное
значение.
Мини-викторина на знание русских фразеологизмов
Задание – ситуация для 4 групп обучающихся:
«Повар-иностранец во время командировки в Россию услышал много непонятных для него выражений. Пытаясь вникнуть в их смысл, он даже изобразил их в виде рисунков. Какие русские фразеологизмы изображены на этих рисунках и каково их лексическое значение?»
Слайд 9Задание. Назовите фразеологизмы и истолкуйте их современное значение.
Слайд 10Подберите иллюстрации к этим пословицам и поговоркам
Как вы понимаете значение следующих
пословиц и поговорок:
На чужой каравай рта не разевай
Первый блин комом
Красна изба пирогами
Сытое брюхо к учению глухо
Голод не тетка
Щи да каша пища наша
Слайд 11II тур –
публичное выступление
Эпиграф ко II туру конкурса:
Слово всегда
находится рядом с вами. Оно- единственная реклама Вас. Не упустите шанс!
Ф.Снелл
Слайд 13Я горжусь своей профессией…
Щи да каша пища наша, или Размышления о
профессии повара (технолога продукции общественного питания).
Что я знаю о своей профессии?
Голод не тетка, или Почему я решил стать поваром.
Технолог общественного питания и повар: соперники или друзья?
Почему нужно любить свою профессию, или Мой новый статус в Facebook.
Искусство кулинарии и …я: как найти себя в профессии?
Такое красивое слово карвинг…
«Я не волшебник, я только учусь…»: суровые будни будущего повара (технолога продукции общественного питания)
Слайд 14Общие требования
к публичному выступлению
Решительное начало выступления.
Драматизм.
Сдержанная эмоциональность
Краткость.
Диалогичность.
Разговорность.
Установление и поддержание контакта с аудиторией.
Понятность главной мысли.
Решительное завершение речи.
Не забудьте поблагодарить слушателей за внимание!
Слайд 15Требования к речи оратора.
12 критериев эффективной речи.
Речь должна быть понятна целевой
аудитории.
Говорите бодро, энергично, с искренним желанием поделиться с аудиторией своими идеями и услышать мнение слушателей.
Речь должна быть лаконичной.
Речь должна быть запоминающейся, образной.
Подчеркивайте достоинства ваших идей через сравнения и аналогии.
Используйте числа, как аргументы.
Следует избегать употребления слов: покидать, оставлять, спать, дно, ничтожный, дурацкий…
Слова, которые следует использовать: удобно, приятно, гармонично…
Избегайте фраз типа: «Это сделано совсем не так плохо». Скажите: «Это сделано хорошо».
Если нужно критиковать – предлагайте действия!
Используйте вопрос «почему?», заставляйте аудиторию думать вместе с вами!
Обходитесь без жаргона!
Слайд 16ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях подготовки специалистов перед преподавателем стоит множество задач: это
и обучение навыкам самостоятельной работы, и развитие креативных способностей и коммуникативных умений. Все это возможно, прежде всего, при постоянной активной деятельности самого преподавателя. На нетрадиционных уроках – урок-конкурс, урок-путешествие, урок-семинар и т.д. – используется внепрограммный материал, взятая тема рассматривается углубленно.
Так, на проведенном уроке-конкурсе было уделено большое внимание организации коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством. Создавались ситуации эмоционального подъема обучающихся, ситуации успеха для каждого обучающегося с учетом его личностных способностей, интересов.
На II этапе конкурса студенты продемонстрировали умение искать информацию, работать с ее источниками, эффективно использовать в своей практической деятельности. Следует отметить, что это умение - одна из важных ключевых компетенций современного специалиста.
Слайд 17Перечень литературы
Антонова Е.С. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб.
пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176с.
Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384с.
Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1998.
Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. - М.: «Русский язык», 2000.
Козлова С.Н., Фединишина Е.Ю. Кулинарная характеристика блюд: учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2006.
Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. - М.: Просвещение, 1987.
Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998.
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: «Альта-Принт», 2005.
https://my.1september.ru
https://view.1september.ru/periodicals/full/rus/2013/rus-2013-01-f/wraper.html
Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж,2003.