Слайд 1Обучение жанрам устной и письменной речи от начальной школы до средней
(Материал
предназначен педагогам.)
Слайд 2Письменная речь
представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от
монолога строится при помощи письменных знаков.
отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.
Если в устной речи для смыслового выделения, выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонации, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания.
Слайд 3Речевое развитие младших школьников
Начинаясь на уроке русского языка или
развития речи, может логично продолжаться во внеурочной деятельности на основе применения технологии проектов, создания и презентации творческих работ учащихся.
Конкурс предложений на обозначенную тему, сказок, рассказов, пословиц, сочинений, рекламы.
«Энциклопедия одного слова» - исследование лингвистических аспектов слова на основе работы со словарями, создание книжки о выбранном слове.
Отзыв, аннотация, коллективная заметка в газету, тексты для сайта школы, телеграмма…
Слайд 4 Виды работы по развитию
письменной речи
Диалогическая форма речи:
составление связного высказывания начала, конца письменного диалога;
формулировка собственного мнения, его аргументация и запись;
Составление и запись текстов приветствия, прощания, извинения, благодарности, обращения с просьбой;
Слайд 5 Методические приёмы обучения ведению письменного диалога:
восстанови деформированный диалог;
восстанови и
запиши диалог по готовым ответам;
продолжи диалог;
придумай начало диалога по теме «…»;
закончи диалог двух литературных героев;
придумай диалог литературных героев;
измени реплики в диалоге, чтобы герои подружились;
добавь и запиши реплики-реакции на слова собеседника.
Слайд 6 Проблема развития речи младших школьников является одной из
самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах.
В работе по развитию речи выделяют следующие направления:
Работа над звуковой стороной речи.
Словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса).
Работа над предложением и словосочетаниями.
Развитие связной речи.
Обучение изложению и сочинению в начальной школе
Слайд 7СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на
заданную тему.
1.Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.
2.Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле.
3.Слова должны быть употреблены в правильном значении.
4.Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.
Слайд 8СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ
Это текст, в котором названы ПРИЗНАКИ предмета, человека или
животного. Оно отвечает на вопрос «КАКОЙ?»
Поэтому для текста – описания нужны имена прилагательные. Помогают сравнения с чем – либо. Используй слова «КАК БУДТО», «КАК», «СЛОВНО», «ПОХОЖ НА».
В описании мало действия, движения. Оно дается для того, чтобы читатель смог «увидеть» то, что видел ты; чтобы читатель испытывал те же чувства, что и ты.
Слайд 9ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ОПИСАНИЯ
1.Представление предмета (человека, животного).
2.Основные признаки .
3.Твоя оценка, твоё отношение к предмету.
4.Твоё заключение (вывод)
Слайд 10СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ
Это текст, в котором даётся ОБЪЯСНЕНИЕ какому – либо
явлению, событию, проводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопрос «ПОЧЕМУ?».
Почему это произошло, случилось?
Почему так?
Почему это есть?
Используй слова: «ВО-ПЕРВЫХ», «ВО- ВТОРЫХ», «ТАК КАК», «ПОЭТОМУ», «ВЕДЬ», «ПОТОМУ ЧТО», «ЗНАЧИТ», «КРОМЕ ТОГО», «СЛЕДОВАТЕЛЬНО», «ИТАК».
Слайд 11 ПЛАН
СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ
Вступление.
Тезис (то, о чём хочешь рассказать).
Аргументы (доказательство
тезиса): доводы, примеры, случаи, факты, цифры, мнения других людей, цитаты.
Выводы.
Слайд 12 СОЧИНЕНИЕ - ПОВЕСТВОВАНИЕ
Это сочинение отвечает на вопросы: «КТО?
ЧТО ДЕЛАЛ? ГДЕ? КОГДА? КАК?». Главная особенность такого текста – СООБЩЕНИЕ о развивающихся действиях и об их завершении. В повествовании много глаголов. Используй слова: «СНАЧАЛА», «ПОТОМ», «ЗАТЕМ», «ТОГДА», «СНОВА», «ЕЩЁ», «УЖЕ».
Слайд 13ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ПОВЕСТВОВАНИЯ
Вступление.
Развитие действий – завязка (поступки героев и причины
этих поступков).
Кульминация (самый напряженный момент сюжета) действия.
Заключение (развязка).
Слайд 14С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Продумай название. Чтобы это сделать, нужно
точно определить, о чём пойдёт речь в сочинении.
Сформулируй, вырази основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?
Определи жанр своего сочинения (это может быть сочинение – описание, повествование, рассуждение).
Составь план (обрати внимание на соразмерность частей – вступление и заключение намного короче основной части).
Слайд 15Изложение - это письменный пересказ готового текста (один из видов орфографических
упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся).
Виды изложений:
1.Подробные (близкие к тексту образца);
2.Сжатые;
3.Выборочные;
4.Творческие( с творческим заданием)
Слайд 16 План может быть дан в готовом виде, может быть
деформированным, а также может коллективно составляться во время сбора рабочих материалов. Опорные слова и сочетания слов для лексической и орфографической работы могут подбираться в ходе урока, могут быть даны и в готовом виде.
Методика работы над изложением предполагает следующую последовательность действий:
Чтение текста учителем или учащимися.
Беседа по содержанию текста, цель которой - выявление понимания прочитанного, установление качества восприятия художественного текста.
Знакомство с предложенным планом, его обдумывание или составление плана (коллективно или самостоятельно).
Словарно-орфографическая подготовка.
Пересказ по плану.
Написание текста изложения.
Самопроверка и совершенствование написанного.
Слайд 18Классификация сочинений в старшей школе
1. Традиционные жанры (повествование, описание, рассуждение)
2.Нетрадиционные жанры:
А)
литературные жанры малой формы(воспоминания, рассказы, басни, письма, дневники, эссе);
Б) публицистические жанры (заметка, отзыв, рецензия, очерк, интервью, репортаж);
В) жанры научного стиля (реферат, аннотация, статья, литературный обзор)