Презентация, доклад Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне слова (теория+упражнения)

Правило 1. Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, надо изменить корень слова так, чтобы на эту гласную падало ударение, и писать следует ту букву, которая слышится под ударением. Например: вода – вОды, ходили – хОдим,

Слайд 1Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне слова

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне слова

Слайд 2Правило 1.
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, надо изменить

корень слова так, чтобы на эту гласную падало ударение, и писать следует ту букву, которая слышится под ударением.
Например: вода – вОды, ходили – хОдим, белеет – бЕлый.
При этом надо учитывать, что в некоторых словах может происходить чередование букв: носить – нОсим, но вынашивать.
В этих случаях следует помнить, что под ударением всегда пишется та гласная, которая слышится.

2

5

Правило 1. 	Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, надо изменить корень слова так, чтобы на эту

Слайд 3Правило 2.
Если в корне слова неясно слышится согласная (звонкая или

глухая), надо изменить это слов так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная или же буквы р, л, н, м (например: просьба – просить, ходьба – ходить). Писать надо во всех формах этого слова ту букву, которая слышится перед гласной.
ЗАПОМНИТЕ: юбка, юбочка, свадьба.
Правило 2. 	Если в корне слова неясно слышится согласная (звонкая или глухая), надо изменить это слов так,

Слайд 4Упражнение 1. Спишите слова. Объясните написание выделенных гласных, рядом (в скобках)

напишите проверочное слово и поставьте ударение в нем. Образец: присоединить (едИный), вдалеке (дАль, далёкий)

Разъяренный, расплатиться, увлечение, объединение, ломать, обогащать, ознаменовать, противопоставлять, развиваться, частота, чистота, ограниченный, посвятил, посветил, развеваться.

Упражнение 1. Спишите слова. Объясните написание выделенных гласных, рядом (в скобках) напишите проверочное слово и поставьте ударение

Слайд 5Упражнение 2. Составьте и запишите предложения с приведенными ниже словами. рядом

(в скобках) напишите проверочное слово и поставьте ударение в нем.

Расколоть – раскалить
Привидение – приведение
Умолять – умалять
Спишите – спешите
Облаченный – обличенный – облеченный
Вытесненный – вытисненный
Обижать – обежать

Упражнение 2. Составьте и запишите предложения с приведенными ниже словами. рядом (в скобках) напишите проверочное слово и

Слайд 6Упражнение 3. Спишите данные слова, располагая их в алфавитном порядке. Подчеркните

непроверяемые гласные.

эксплуатация абонемент обаяние
антагонизм обоняние лаборант
приоритет инженер привилегия
инцидент прецедент транспарант
стипендия лаборатория эксперимент
иждивенец палисадник вентилятор
университет экзаменатор интеллект
аккомпанемент бюллетень директива
дилетант горизонт

Упражнение 3. Спишите данные слова, располагая их в алфавитном порядке. Подчеркните непроверяемые гласные. эксплуатация 	абонемент 		обаяниеантагонизм 		обоняние		лаборант

Слайд 7Упражнение 4. Проверьте, применяя правила (и по словарю), написание выделенных согласных.


просьба косьба бумажка низкий переводчик смазчик юбка багаж
молотьба женитьба близко редкий
сдал подтолкнуть изморозь вокзал
вперемежку вперемешку сапог отдать
подсказать связь сделать возчик
варежка связка сжарить мужчина
обсыпать подтяжки мороз город
французский помощник




Упражнение 4. Проверьте, применяя правила (и по словарю), написание выделенных согласных. просьба		косьба 		бумажка	   низкий переводчик		смазчик		юбка

Слайд 8Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы, руководствуясь правилами правописания трудных корней.
возр__стной выр__сли выр__щивать


выр__стают разр__слись р__стущий
р__стовщик р__внина р__внение
прир__внять выр__внять з__рница
з__ренька заг__реть выг__рать
уг__рный прик__снуться прик__саться
к__сательный прик__сновение возл__жить
пол__гать изл__гать пром__кательная
обм__кнуть соб__ру соб__рать

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы, руководствуясь правилами правописания трудных корней. возр__стной		выр__сли		выр__щивать выр__стают 		разр__слись		р__стущийр__стовщик		р__внина		р__внениеприр__внять		выр__внять		з__рницаз__ренька		заг__реть		выг__рать уг__рный		прик__снуться		прик__сатьсяк__сательный		прик__сновение		возл__житьпол__гать		изл__гать		пром__кательная обм__кнуть		соб__ру			соб__рать

Слайд 9Упражнение 6. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание.
1.

В продолжение утра и середины дня Оленин весь день был п__гружен в арифметические ра__четы.
2. Пламя колебалось, дрожало, точно бе__звучно ра__казывалоо чем-то.
3. Золотые тучки ра__ст__лались по небу все мельче и мельче словно вымытая, ра__чесанная волна.
4. Каштанка с__ела много, но не наелась, а только оп__янела от еды.



Упражнение 6. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание. 1. В продолжение утра и середины дня

Слайд 105. Немой Герасим всегда работал р__яно и старательно.
6. Раз__езд казаков

рыс__ю отошел под гору.
7. Желая от__граться, Гринев про__грал еще больше.
8. Он ра__казал нам небез__нтересную историю.
9. Коновалов сидел, пр__слонившись спиной к стене, сложив руки на груди, п__р__бирал шелковистые волосы своей бороды.
10. Я читал, во__бужденный и в__волнованный, чу__ствуя, как б__ется мое сер__це, вместе с Коноваловым п__р__живая Стенькину тоску.
5. Немой Герасим всегда работал р__яно и старательно. 6. Раз__езд казаков рыс__ю отошел под гору. 7. Желая

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть