Слайд 1Повышение уровня речевой культуры учащихся
Для интеллигентного человека
дурно говорить
должно бы
считаться таким же неприличием,
как не уметь читать и писать.
А.П.Чехов
Слайд 2 Язык - это история народа. Язык – это
путь
цивилизации и культуры. Русский язык в умелых
руках и в опытных устах – красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…
(А.И.Куприн)
Язык – инструмент, необходимо хорошо
знать его, хорошо им владеть.
(М.Горький)
Русский народ создал русский язык,
яркий, как радуга после весеннего ливня,
меткий, как стрелы, певучий и богатый,
задушевный, как песня над колыбелью…
(А.Н.Толстой)
Слайд 3Говорим и пишем правильно
1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре
грубых выражений.
2. Говори только о том, что знаешь.
3. Не спеши высказывать свои мысли.
Помни, что говорить не думая – все равно, что стрелять, не целясь.
4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.
5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.
6. Не говори быстро, не проглатывай слова.
7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.
8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.
9. Не давай кличек своим товарищам.
Слайд 4
Виды упражнений, направленных на формирование
речевой культуры учащихся
Упражнения по предупреждению лексических,
морфологических, синтаксических ошибок.
Упражнения по лексике обращают внимание на значение,
стилистическую окраску, сочетаемость слова с другими
словами.
Упражнения по морфологии уделяют внимание структуре
слова, различным его формам.
Упражнения по синтаксису рассматривают порядок слов
в предложении, согласование сказуемого с подлежащим.
Упражнения по речевому этикету предполагают анализ
готовых текстов, имеющих формулы вежливости, выбор,
подбор, замену средств выражения вежливости,
разыгрывание речевых ситуаций.
Слайд 5
Упражнения по трансформации и моделированию текста.
Например, восстановить в тексте пропущенные
слова и
словосочетания и др.
Упражнения по предупреждению орфоэпических ошибок
способствуют нормированному произношению слов.
Упражнения, направленные на развитие монологической
речи учащихся.
Упражнения по культуре речи на основе текста дают
возможность вспомнить ранее изученный литературный
материал, способствуют развитию умений оценивать,
логически мыслить, обобщать и приводить примеры.
Ситуативные упражнения используют реальные ситуации
для осуществления речевой деятельности.
Слайд 6
Орфоэпические нормы.
Исключи “Четвертое лишнее”, объясни причины “исключения” слова:
Объясните значение слов:
А'ТЛАС - АТЛА‘С, И'РИС - ИРИ‘С
МУКА‘ - МУ'КА, ХЛО'ПОК - ХЛОПО'К, О'РГАН - ОРГА‘Н, ПА'РИТЬ - ПАРИ'ТЬ
или
Отгадайте загадки и найдите омонимы:
Я травянистое растение Мы — для пильщиков подставка,
С цветком сиреневого цвета, Мы — для кучера сиденье.
Но переставьте ударение, Но попробуйте поставьте
И превращаюсь я в конфету. Нам другое ударенье!
Осторожней будьте с нами:
Можем забодать рогами.
Слайд 7
Укажите, в каких словах под ударением произносится [о]:
Никчемный, современный, хребет, опека,
оседлый, афера
Запишите существительные во множественном числе, поставьте ударение.
Тост, инженер, офицер, доктор, директор, шофёр, повар, паспорт, почерк, веер, погреб.
Используя орфоэпический словарь,
определите слова с вариативным ударением: (Д/з)
Индустрия, кулинария, кухонный, ветеринария,
каталог, творог.
Определите, в каком слове ударение отличается
от современных норм:
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова…
…Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
ЗАПОМНИ:
Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют
ударение на окончании:
глубокий — углубИть; легкий — облегчИть;
бодрый — ободрИть, подбодрИть.
Место ударения в отглагольных существительных
обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе:
обеспЕчивать — обеспЕчение;
сосредотОчивать — сосредотОчение.
Поставьте ударение в глагольных формах
по образцу:
Бомбардирова′ть - бомбардиру′ю - бомбардиро′ванный гравировать, гримировать, премировать, сформировать,
бронировать (покрывать броней), гофрировать,
группировать, пломбировать.
Слайд 9
Морфологические нормы
Имя существительное
Определи
род имени существительного:
толь, вуаль, тюль, молодчина, домина, мозоль, дождина, туфля.
Подбери прилагательные к данным существительным:
шампунь, бандероль, прорубь, пони, бигуди, жалюзи.
Имя прилагательное
(употребление форм степеней сравнения:
более умнее, самый мудрейший;
краткой и полной форм прилагательных в качестве однородных
сказуемых Этот педагог был не только добр, но и
требовательный ко всем)
Имя числительное
Исправьте речевые ошибки в употреблении
форм числительных.
1.Число сторонников новой диеты за рубежом достигает
восемнадцать – двадцать тысяч человек.
2.В полуторастах метрах от дороги показался столб дыма.
3.С обоими сторонами были проведены переговоры.
Глагол
Исправьте ошибки в употреблении глагольной формы:
1.Ребята возвращалися затемно. 2. Каждый день тоска меня глодает.
3.На голове старушки была выцвевшая косынка.
Слайд 10
Синтаксические нормы
1.Составь словосочетания с глаголами.
По необходимости используй
предлог:
оплатить, уплатить, беспокоиться, предостеречь.
2.Найдите нарушения в употреблении предлогов с
существительными, запишите правильно словосочетания:
по истечении срока, благодаря ходатайства,
согласно расписания, по прибытию поезда, вопреки всему.
3.Согласуй подлежащее и сказуемое.
Большинство мужчин (поступить) бы так же.
Часть ребят (прийти) в 10 класс.
4.Отредактируйте предложения с речевыми
недочётами, устранив двусмысленность:
1.Корреспондент попросил министра здравоохранения
сказать несколько слов о начавшейся эпидемии гриппа
для наших читателей. 2.Выполнены также обязательства
по поставке птичьего мяса и молока. 3.В школе была
организована выставка работ из природного материала
учащихся.
Слайд 11
Найдите и устраните речевые ошибки, связанные
с нарушением норм управления:
Порядочности его
воспитывали в семье.
Прошу вас объяснить о причинах опоздания.
В романе с сочувствием описывается о беспросветной жизни
русской деревни.
Запишите текст, исправьте речевые ошибки:
Мой самый лучший друг ходил в лес. Он был хвойный. Идя по лесу, сосны и ели не размахивали ветками. Казалось, что мороз сковал ветер. Проходя по тропинке, он долго стоял под занесенной снегом елкой. Когда он с нее рухнул, раздался хлопок. Он увидел лыжников позади деревьев, идущих по целине. В районе трех часов благодаря мороза он не захотел больше идти и повернул в свои пенаты. А по возвращению увидел, что снег, по которому вела тропинка, по которой он шел из леса, который был позади, стал синим. Но еще более темнее вдали стояли деревья.
Слайд 12
Найдите и устраните речевые ошибки, связанные
с нарушением норм управления:
Порядочности его
воспитывали в семье.
Прошу вас объяснить о причинах опоздания.
В романе с сочувствием описывается о беспросветной жизни
русской деревни.
Запишите текст, исправьте речевые ошибки:
Мой самый лучший друг ходил в лес. Он был хвойный. Идя по лесу, сосны и ели не размахивали ветками. Казалось, что мороз сковал ветер. Проходя по тропинке, он долго стоял под занесенной снегом елкой. Когда он с нее рухнул, раздался хлопок. Он увидел лыжников позади деревьев, идущих по целине. В районе трех часов благодаря мороза он не захотел больше идти и повернул в свои пенаты. А по возвращению увидел, что снег, по которому вела тропинка, по которой он шел из леса, который был позади, стал синим. Но еще более темнее вдали стояли деревья.
Слайд 13
Прочтите формулы этикета, составьте подходящие ответы на них и смоделируйте ситуационный
контекст.
1. Будем знакомы. Василий Петрович, ваш новый
учитель словесности.
2.Какие люди, и без охраны!
3.Привет, пацаны!
4.До новых встреч!
5.Командир, тормози на остановке!
Прокомментируйте диалог между пассажиром и
водителем микроавтобуса.
— А что, мелочи у тебя нет?
— Мы с вами уже перешли на «ты»?
— А тут что, академия? Да и вообще — я мужик,
ты... вроде тоже, а выпендриваешься.
— Слышь, парень: поезжай-ка на такси, раз ты такой умный...
Ответьте на последнюю реплику водителя, оказавшись в роли пассажира.
Слайд 14
“Люди, которые плохо владеют
своей речью, имеют ... право
упрекнуть свое
учебное заведение за то, что оно не научило их
пользоваться тем оружием,
которое оказывается более всего нужным”.
Русский языковед В.И. Чернышов.