Презентация, доклад Повторение синтаксиса и пунктуации. Подготовка к контрольной работе

Содержание

Словосочетание

Слайд 1Синтаксис и пунктуация

Синтаксис и пунктуация

Слайд 2Словосочетание

Словосочетание

Слайд 3Словосочетание
Что называется словосочетанием?
Из каких частей оно состоит?
Как связано главное слово с

зависимым?
Как устанавливается смысловая связь?
Какая связь ещё существует между словами в словосочетании?
С помощью чего она осуществляется?

СловосочетаниеЧто называется словосочетанием?Из каких частей оно состоит?Как связано главное слово с зависимым?Как устанавливается смысловая связь?Какая связь ещё

Слайд 4Средства связи в словосочетании

Средства связи в словосочетании

Слайд 5
Словосочетания с главным словом существительным называется – ИМЕННЫМИ,
глаголом – ГЛАГОЛЬНЫЕ.

Словосочетания с главным словом существительным называется – ИМЕННЫМИ, глаголом – ГЛАГОЛЬНЫЕ.

Слайд 6 1. Укажите словосочетания
1) в осеннем лесу;
2) на прогулке;
3)

поздним вечером;
4) у юннатов;
5) лист крутился;
6) на мокрой террасе.

1. Укажите словосочетания  1) в осеннем лесу; 2) на прогулке; 3) поздним вечером; 4) у

Слайд 7 2. Укажите глагольные словосочетания
1) принес тетрадь;
2) сверкали молнии;
3) красный оттенок;
4) вспышки

молнии;
5) написал хорошо

2. Укажите глагольные словосочетания 1) принес тетрадь;2) сверкали молнии;3) красный оттенок;4) вспышки молнии;5) написал хорошо

Слайд 8 3. Укажи именные словосочетания
1) чистое стекло;
2) уходим в море;
3) серебрится

иней;
4) сильный ушиб;
5) печь пироги.

3. Укажи именные словосочетания 1) чистое стекло;2) уходим в море;3) серебрится иней;4) сильный ушиб;5) печь

Слайд 9 4. Укажите верно выписанные из предложения словосочетания
Весенние ветерки пахнули свежей травой

и птичьими гнездами.
1) Весенние ветерки;
2) Пахнули травой;
3) Пахнули гнездами;
4) Травой и гнездами;
5) Свежей травой;
6) Птичьими гнездами.

4. Укажите верно выписанные из предложения словосочетания Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.1) Весенние

Слайд 105. Переделаете словосочетание сущ.+сущ., в словосочетание сущ.+прил.
Например, цветок из камня

– каменный цветок.
книги для детей –
статуя из мрамора –
погода зимой –
корм для кошки –

5. Переделаете словосочетание сущ.+сущ., в словосочетание сущ.+прил. Например, цветок из камня – каменный цветок. книги для детей

Слайд 11Главные члены предложения

Главные члены предложения

Слайд 12 Главные члены предложения.
Какие члены предложения называются главными?
Как называются остальные члены предложения?
С

помощью каких вопросов можно найти подлежащее в предложении?
Какими частями речи выражается подлежащее?

Главные члены предложения. Какие члены предложения называются главными?Как называются остальные члены предложения?С помощью каких вопросов можно

Слайд 13 6. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.
1)Я иду берегом

реки.
2) Грянул веселый майский гром.
3) Карандаш принес мне брат.
4) Хлынули потоки звуков и затопили лес.
5) Всякий радуется весне.

6. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным. 1)Я иду берегом реки.2) Грянул

Слайд 14 7. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
1) Встает заря во

мгле холодной.
2) Все дружно зааплодировали.
3) Смолой пахнут набухшие почки.
4) Долго смотрели мы вслед стае птиц.
5) На стройках нам помогают машины.

7. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением. 1) Встает заря во мгле холодной.2) Все

Слайд 15Сказуемое
- С помощью каких вопросов можно найти сказуемое в предложении?
что делает

предмет? каков (какой) предмет? что такое предмет? кто такой?
- Какими частями речи выражается сказуемое?

Сказуемое- С помощью каких вопросов можно найти сказуемое в предложении?что делает предмет? каков (какой) предмет? что такое

Слайд 16Чем может быть выражено сказуемое?
Глаголом

Существительным

Прилагательным

Мы живём на Земле.

Земля – наш

дом.

Она прекрасна.

Что делаем?

Какова?

Что такое?

Чем может быть выражено сказуемое?ГлаголомСуществительным ПрилагательнымМы живём на Земле.Земля – наш дом.Она прекрасна.Что делаем?Какова?Что такое?

Слайд 17 8. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено именем прилагательным.
1) Своим блеском

луна все вокруг серебрит.
2) Радостна, шумна и пахуча весна!
3) Вдруг из густых елок вышел заяц.
4) Ученье – свет.
5) Весела весна в лесу!

8. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено именем прилагательным. 1) Своим блеском луна все вокруг серебрит.2)

Слайд 18 9. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено именем существительным.
1) Далеко на

горизонте вспыхивает и медленно плывет голубая ракета.
2) Вышла на край леса старая лосиха.
3) Гранит – прочный камень.
4) Амур – самая длинная река в России.
5) Пахуч весенний ландыш!

9. Найдите предложения, в которых сказуемое выражено именем существительным. 1) Далеко на горизонте вспыхивает и медленно

Слайд 19Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Слайд 20
Вопросы косвенных падежей Ты безошибочно знаешь уже. Если задашь их без промедления, Тут же

отыщутся ДОПОЛНЕНИЯ.

Вопросы косвенных падежей Ты безошибочно знаешь уже. Если задашь их без промедления, Тут же отыщутся ДОПОЛНЕНИЯ.

Слайд 21
Признак предмета или явления Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Чей и какой? – вопросы просты, Лишь не

хватает волнистой черты.

Признак предмета или явления Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Чей и какой? – вопросы просты, Лишь не хватает волнистой черты.

Слайд 22
На вопросы: Где? Когда? Как? Откуда? И куда? ОБСТОЯТЕЛЬСТВА всегда Дадут ответы вам, да-да.

На вопросы: Где? Когда? Как? Откуда? И куда? ОБСТОЯТЕЛЬСТВА всегда Дадут ответы вам, да-да.

Слайд 23 10. Указать предложения, в которых есть дополнение.
1) Отправилась осень в поле,

в луга.
2) Вот под самыми облаками летят большие птицы.
3) Зашумел в лесу золотой дождь.
4) Сметала осень в высокие стога душистые копны сена.
5) Шлют птицы прощальный привет родным местам.

10. Указать предложения, в которых есть дополнение. 1) Отправилась осень в поле, в луга.2) Вот под

Слайд 24 11. Указать предложения с определением.
1) Листья налились, отяжелели и потекли.
2) Выплыло

красное солнышко и стало рассыпать свои лучи, будить землю.
3) Небо медленно заволоклось тучами.
4) В вершинах деревьев зашевелилась от капель листва.
5) Зайчик весело запрыгал по росистому лугу и побежал добывать себе сочной травки на завтрак.

11. Указать предложения с определением. 1) Листья налились, отяжелели и потекли.2) Выплыло красное солнышко и стало

Слайд 25 12. Найти предложения с обстоятельствами.
1) Утром мы во двор идем.
2) Золотая

осень землю наряжает.
3) К далекому пути готовятся дикие утки.
4) По опушкам леса еще растут подосиновики.
5) По высокому синему небу плывут облака.

12. Найти предложения с обстоятельствами. 1) Утром мы во двор идем.2) Золотая осень землю наряжает.3) К

Слайд 26Обращение

Обращение

Слайд 27
Что такое обращение? Всем нам при общении Поможет ОБРАЩЕНИЕ. К людям, звездам или птицам Можешь

смело обратиться. При письме не забывай, Запятыми выделяй.

Что такое обращение? Всем нам при общении Поможет ОБРАЩЕНИЕ. К людям, звездам или птицам Можешь смело обратиться.

Слайд 28 Спишите предложения с обращениями, расставляя знаки препинания:
Дитя моё ты чего так

испугалась?
Отвези меня домой красный конь.
За то друзья мы так Отчизну любим.

Спишите предложения с обращениями, расставляя знаки препинания: Дитя моё ты чего так испугалась?Отвези меня домой красный

Слайд 2913. Найти предложения с обращениями
1) Слушай Ленинград я тебе спою

задушевную песню свою. Ленинград колыбель революции.
2) Что ты рано осень в гости к нам пришла?
3) Подкралась осень незаметно.
4) Добро пожаловать скворец.

13. Найти предложения с обращениями 1) Слушай Ленинград я тебе спою задушевную песню свою. Ленинград колыбель революции.2)

Слайд 3014. Найти предложения с обращениями
1) Не трещите морозы в заповедном

бору.
2) К утру мороз крепчал.
3) Вылезайте муравьи после зимней стужи.
4) Муравьи санитары леса.
5) Догорай костер дотла.

14. Найти предложения с обращениями 1) Не трещите морозы в заповедном бору.  2) К утру мороз

Слайд 31Однородные члены предложения

Однородные члены предложения

Слайд 32Однородные члены предложения.
О и О. О, а О.
О или О. О, но О.
О

да (=и) О. О, да (=но) О.
не только О, но и О
как О, так и О
О, О, О и О О и О, О и О
О, и О, и О и О, и О, и О

Однородные члены предложения.О и О.			О, а О.О или О.		О, но О.О да (=и) О.	О, да (=но) О.		не

Слайд 33Составьте схемы предложений.
Я увидел в воде у берега стаю плотиц и

бросил в них маленький   камушек.
Малиновка    щебетала    четко    весело   
звонко.   
) Пальнул  Федор  Федорович  по сороке да  не попал.
Солнце за день нагулялося за кудрявый лес спускается.
Составьте схемы предложений.Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький   камушек.Малиновка    щебетала   

Слайд 34Проверяем
О и О.
О, О, О.
О, да О.
О, О.

ПроверяемО и О.О, О, О.О, да О.О, О.

Слайд 35 15. Какое утверждение является неверным?
1) Однородные члены предложения отвечают на

один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
2) Однородными могут быть только главные члены предложения.
3) Если однородные члены не соединены союзами или соединены союзами а, но, между ними ставится запятая.
4) Между однородными членами запятая не ставится, если союз и соединяет два члена предложения.

15. Какое утверждение является неверным?  1) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же

Слайд 36 Обобщающее слово при однородных членах предложения.
?: О, О, О.
О, О, О -

?
?: О, О, О - …

Обобщающее слово при однородных членах предложения. ?: О, О, О.О, О, О - ??: О, О,

Слайд 37 16. Строение какого предложения соответствует схеме: ʘ: Ο,Ο,Ο? ( знаки препинания

не расставлены)

1) В саду росли тюльпаны гладиолусы розы.
2) Крошечные водяные капли висели всюду на листьях на цветах на стеблях травы.
3) Хорошие книги учат нас доброте честности справедливости.
4) Этим летом мы побывали в Москве в Санкт – Петербургу в Пскове.

16. Строение какого предложения соответствует схеме: ʘ: Ο,Ο,Ο? ( знаки препинания не расставлены) 1) В саду

Слайд 38 17. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Только слышится подвывание ветра

и тихий гул моря.
2) В нашей речке попадались разные раки чёрные, зелёные, жёлтые.
3) Крыши строений, сам двор, забор покрылись пушистым слоем снега.
4) Тревожно шумели, стонали и скрипели над головой сосны.
 

17. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1) Только слышится подвывание ветра и тихий гул моря.2)

Слайд 39 18. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Дни стояли пасмурные, но

тёплые.
2) Всё вырисовывается отчётливо лесная опушка, болото, луговина.
3) На берегу зашумели, зашептались камыши.
4) Белка выскочила из дупла, перескочила на ёлку и понеслась по ветвям.

18. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1) Дни стояли пасмурные, но тёплые.2) Всё вырисовывается отчётливо

Слайд 40Сложное предложение

Сложное предложение

Слайд 41 Сложносочинённое предложение
[ ], и [ ]. ( но,

а, либо, или, однако, зато, да)
Сложноподчинённое предложение
[ ], (потому что ).
(Если ), [ ].

Сложносочинённое предложение[  ], и [  ]. ( но, а, либо, или, однако, зато, да)Сложноподчинённое

Слайд 42 Составьте сложноподчиненные предложения.
1. Язык существует для того
2. Трудно будет

птицам пережить
3. Мы были уверены
зима будет холодная
огонь пугает зверей
четко выражать свои мысли

Составьте сложноподчиненные предложения.1. Язык существует для того 2. Трудно будет птицам пережить3. Мы были уверенызима будет

Слайд 43 19. Указать сложные предложения (знаки препинания не проставлены).
1) Семечко у клена

с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось.
2) Ландышами кончается светлая лесная весна и наступает лес­ное тенистое лето.
3) Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман.
4) Листва сомкнулась и потемнел лес.
5) Ветер не давал снежинкам опуститься на землю и заставлял их плясать под свою музыку
19. Указать сложные предложения (знаки препинания не проставлены). 1) Семечко у клена с ветки сорвалось и

Слайд 44 20. Найти сложные предложения (знаки препинания не проставлены).
1) Специальные приборы показывают

что самолет летит верно.
2) Синицы висели вниз головой на ветках и заглядывали в окна.
3) Я знал что утки теперь не прилетят.
4) Старики уже пообедали когда на дороге показалась велосипе­дистка.
5) В траве по опушкам сидят крепкие боровики и манят к себе.

20. Найти сложные предложения (знаки препинания не проставлены). 1) Специальные приборы показывают что самолет летит верно.2)

Слайд 45Прямая речь

Прямая речь

Слайд 46Помните схемы!!
А: “П”.
А: “П!”
А: “П?”
“П”,-а.
“П!”-а.
“П?”-а.

Помните схемы!!А: “П”.А: “П!”А: “П?”“П”,-а.“П!”-а.“П?”-а.

Слайд 47Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью.
Пришёл

садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот хорошее деревце.
Сходи Юленька в магазин попросила бабушка.

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью.Пришёл садовник в лес увидел яблоньку и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть