Слайд 1Систематизация
и обобщение по теме
«Сложноподчиненное
предложение»
Презентацию подготовила учитель русского языка
и литературы
МБОУ «краснознаменская школа»
Абдураманова Сусанна Эшреповна
Слайд 2Сегодня на уроке мы отправимся в
лабиринт...
Слайд 5Цели и задачи урока:
повторим основные сведения о СПП;
потренируемся в выполнении
заданий;
подготовимся к итоговой аттестации по русскому языку;
Слайд 6
Препятствие №1
«На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно»
Слайд 7Используя схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений. Какое из предложений
не относится к теме урока и почему?
[ ], [ ].
[ ], ( который…)
[ ], и [ ].
Слайд 8
ПРЕПЯТСТВИЕ№ 2.Исправьте речевые недочёты. Составьте небольшой текст, используя исправленные предложения.
Сколько сейчас время?
На его никто не обращал внимания.
Здесь я чувствую как дома.
Мой товарищ, он учился плохо.
Рано утром он пошёл в ихнюю школу, где были ихние и наши друзья.
Говорить с им бесполезно.
Слайд 9Препятствие №3
Задание: найти и выписать из данных предложений СПП.
Пришло время, когда
необходимо души человеческие спасать.
Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.
Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе.
Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.
Слайд 10Препятствие № 4. «В мире мудрых мыслей».
Задание: запишите афоризмы, определите виды придаточных предложений, расставьте
знаки препинания. Объясните как вы понимаете афоризмы? Приведите примеры известных вам афоризмов.
Слайд 11Нет величия там где нет простоты добра и правды. (Л.Толстой).
Чтобы поверить в добро
надо начать его делать. (Л.Толстой).
3.Сколько бы ты ни знал книга всегда откроет новое. (Народная мудрость).
4.День когда ты ничему не научился пропал даром. (Древний афоризм).
5.Мы радуемся попадая в природу потому что тут же приходим в себя. (М. Пришвин).
Слайд 12Найди пару Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.
Начертить схемы предложений.
Воздух пропитан ароматом трав
которая расположена в очень красивом месте.
Мы сняли на лето дачу,
который едва не помешал нашей прогулке
Начал накрапывать дождь,
когда солнце поднимается над лугами,
Я невольно улыбаюсь от радости.
что растут на равнине
Слайд 13Препятствие № 6. Виды придаточных предложений.
1 . Работа с изъяснительными предложениями.
Найдите «3 лишнее».
1. Один
только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)
2. В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)
3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)
Слайд 142. Работа с придаточными определительными.
Замените, где возможно, придаточное предложение СПП причастным оборотом.
Хор
птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся
перелётные птицы!
Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов,
был разлит в утреннем воздухе.
Слайд 15Работа с придаточными обстоятельственными.
Записать предложение с последующим составлением схемы. Определить значение
придаточного предложения.
Если вы будете изучать русский язык и страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Слайд 16Препятствие № 7. Конструирование СПП
Составить памятку из пяти СПП, используя советы Карнеги:
Если вы
хотите понравиться людям...
Слайд 17Препятствие № 8. «Золотой ключик»
Чтобы открыть дверь из лабиринта мы должны вспомнить всё,
над чем работали во время урока.
Стратегия «Верные и неверные утверждения». Ответить на вопросы словами «да» или «нет»
Слайд 18Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем, используя СПП.
Друг —
это тот, кто…
Приятель и друг не совсем одно и то же, так как…
Я дружу с… , потому что…
Я полностью согласен с тем, что дружба…
Настоящий друг обязательно скажет тебе, если…
Стремись, чтобы другу…
Слайд 19
Обозначь свое участие в уроке.
1.Как еж в тумане к мишке
шел, так я плутал по закоулкам темы.
2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.
3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.
Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!