Слайд 1
Исследовательская работа
по теме:
«Пословицы и поговорки
в речи современных школьников»
Автор работы: Галкина Н.А., учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Октябрьская средняя
общеобразовательная школа»
с. Октябрьское
2016 г.
Слайд 2Цель –
Изучение пословиц и поговорок,
отслеживание отражения менталитета русского человека в
пословицах и поговорках и выявление степени их функционирования в речи современных школьников.
Слайд 3Задачи:
Составить портрет пословицы, сопоставить ее с поговоркой, представить источники и
пути появления пословиц и поговорок в языке, их тематику и особенности
Провести социологический опрос среди обучающихся школы на предмет знания и частоты использования пословиц и поговорок в речи
Обработать данные, полученные в результате социологического опроса, дать оценку полученных результатов.
Сделать выводы по теме исследования.
Слайд 4Гипотеза -
Школьники знают мало пословиц и поговорок и не умеют употреблять
их в речи.
Слайд 5 Так что же такое
пословица?
Жанр устного народного
творчества; вошедшее в
обиход законченное меткое
образное выражение,
применяемое к самым разным
жизненным ситуациям и
имеющее поучительный смысл.
Обычно ритмически организована
Ешь просто – доживешь до ста.
Век живи – век учись.
жанр устного народного творчества;
вошедшее в речевой обиход
образное выражение,
заключающее в себе
эмоциональную оценку того или
иного явления.
В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.
Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием
Не робкого десятка. Глянет - рублём одарит.
Слайд 7
Источники пословиц
У пословиц и поговорок нет автора.
За пословицами и
поговорками
нужно идти в народ.
Основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа
С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь
Слайд 8Пословицы из устного народного творчества (сказок, преданий, анекдотов):
«Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает»,
«По усам текло, да в рот не попало»
Из церковных книг:
« Бог дал, Бог и взял»
Пословицы литературного происхождения:
«Сильнее кошки зверя нет»,
«А (да только) воз и ныне там»
(И. А. Крылов)
«А король – то голый!»
(Х. К. Андерсен)
«У разбитого корыта»,
«А счастье было так возможно»
(А. С. Пушкин)
«Счастливые часов не наблюдают»,
«Свежо предание, а верится с трудом»
(А. С. Грибоедов)
Слайд 9Известные составители
сборников пословиц и поговорок
И.М. Снегирёв,
Ф.И. Буслаев,
А.Н. Афанасьев,
М.В.
Ломоносов,
В.И. Даль,
Л.Н. Толстой
Владимир Иванович
Даль
(1801 – 1872)
Слайд 10В. И. Даль - верный исследователь
устного народного творчества
В 1862 году
вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
4-томный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), в котором есть множество пословиц и поговорок.
Слайд 11Тематика пословиц
О труде
Жизнь измеряется не годами, а трудами.
Труд человека кормит,
а лень портит.
Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
О Родине
Своя земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
Родимая сторона – мать,
а чужая – мачеха.
О семье
Вся семья вместе, так и душа на месте
При солнышке тепло, при матушке добро.
О дружбе
Крепкую дружбу топором не разрубишь.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Старый друг лучше новых двух.
О природе и человеке
Лето собирает, а зима поедает.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Солнце пригреет, и все поспеет.
Мороз не велик, стоять не велит.
Слайд 12Пословицы и поговорки в речи современных школьников
Анкета
1 Какие пословицы известны Вам?
Перечислите, пожалуйста.
2 Продолжи пословицу:
а)Не имей сто рублей…
б)Копейка рубль бережет
3 Какие поговорки знаете Вы? Перечислите, пожалуйста.
4 Объясните лексическое значение поговорок:
а)Баклуши бить – …
б)Белены объесться – … и др.
5. Считаете ли Вы необходимым употребление пословиц в современной речи? Почему?
6. Хотите ли Вы знать больше русских пословиц?
7. Знакомы ли Вы с современными русскими пословицами? Какими? (Нр, Дома хорошо, а в думе лучше)
Слайд 13
Количество участников анкетирования
Слайд 14
Результаты опроса № 1
«Знаем ли мы пословицы?»
Слайд 16Наиболее употребляемые пословицы
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Ученье
- свет, а неученье – тьма
Век живи, век учись.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Слово не воробей,
вылетит - не поймаешь.
Тише едешь, дальше
будешь.
В гостях хорошо, а дома
лучше.
Слайд 17Опрос №2
«Продолжите пословицы»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Копейка
рубль бережет, а рубль голову стережет.
Хорошо тому жить, кому не о чем тужить.
Дурак дурака учит, а оба ничего не смыслят.
Из крошек - куча, из капель - море.
Кто не собирает колосьев, у того не будет и воза.
Коза с волком тягались, рога да копыта остались.
Богатому как хочется, бедному как можется.
В бане мыться, заново родится.
Грязь не сало, потёр и отстала.
Слайд 18
Результаты опроса № 2
«Продолжите пословицу»
(количество правильных ответов и %
справившихся в классе)
«Продолжите пословицу»
(количество правильных ответов и % справившихся в классе) ссе) ьных ответов и % справившихся в классе)
Слайд 19В бане мыться, заново родится.
Варианты:
Не в луже возиться(6 «А»)
Чистым быть
(8 «Б»)
Не вонять (10 «Б»)
Слайд 20Результаты опроса № 3
«Знаем ли мы поговорки?»
Слайд 21Результаты опроса «Знаем ли мы поговорки?»
Слайд 22Наиболее употребляемые поговорки
Бить баклуши
Как снег на голову
Сесть в калошу
Сидеть на шее
Утереть
нос
Слайд 23
Опрос № 4 «Определить лексическое значение поговорок»
Баклуши бить – бездельничать.
Белены объесться
– взбеситься.
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать.
Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратятся.
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно.
Задирать нос – неоправданно чем-нибудь гордиться, похваляться.
Клевать носом – засыпать.
Бурчать под нос - ворчать, ворчливо, невнятно бормотать.
С гулькин нос – очень мало.
Утереть нос – если удалось кого-то превзойти.
Слайд 24Результаты опроса № 4
«Лексическое значение поговорок»
(количество правильных ответов и %
справившихся в классе)
Слайд 25Белены объесться – взбеситься.
Варианты:
Плохо будет (6 «А»)
Отравиться (8 «Б»)
Потолстеть (10 «Б»)
Слайд 26
Результаты опроса № 5
«Считаете ли Вы необходимым употребление пословиц и поговорок
в современной речи?»
Слайд 27Причины необходимости употребления пословиц и поговорок в современной речи
Пословицы делают речь
ярче, выразительнее, точнее, разнообразнее
Это народная мудрость, опыт
Пословицы и поговорки показывают культурный уровень человека
Развивают память, обогащают знания
Воспитывают, помогают в различных ситуациях
Слайд 28
Результаты опроса № 6
«Хотите ли Вы знать больше русских пословиц и
поговорок»
Слайд 29
Результаты опроса № 7
«Знакомы ли Вы с современными русскими пословицами?»
Слайд 30
- Пословицы и поговорки многозначны и ярки. Они находятся вне времени
и вне классового деления;
- В речи они выполняют различные функции (дают характеристику людям, явлениям, раскрывают отношения, помогают советом, учат добру, любви к самым близким людям, к Родине, учат дружить…)
- Служат выразительным средством в литературе, обогащают наш язык.
Слайд 31
Выводы:
Современные школьники используют в речи пословицы и поговорки.
Активнее
пользуются пословицами и знают значительное их количество люди младшей возрастной категории (6 класс). Подростки и молодёжь в этом плане уступают им, что, возможно, объясняется как меньшим изучением пословиц и поговорок на уроках литературы, так и бедностью их словаря
Слайд 32
Однако лексическое значение поговорок правильно определяют учащиеся более старшего возраста.
Мало кто
из опрошенных использует в своей речи современные пословицы, это связано с тем, что их практически не знают, либо слышали их в речи других людей, но не запомнили.
Слайд 33
Но важно то, что молодое поколение не только не отрицает огромной
роли пословиц и поговорок, но и приветствует их активное функционирование в современной речи.
Проведенный опрос выявил и ряд проблем. Тематика пословиц, которые используют ребята в своей речи, бедна. Старшеклассниками неактивно используются поговорки.
В целом, мы увидели, что большая половина современных учеников знают пословицы и поговорки наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи
Слайд 34
Наша гипотеза не подтвердилась.
Пословицы и поговорки,
являясь частью культуры
народа, для большинства современных школьников остаются актуальными