Презентация, доклад Пословицы и поговорки в речи современных школьников

Содержание

Цель – Изучение пословиц и поговорок,отслеживание отражения менталитета русского человека в пословицах и поговорках и выявление степени их функционирования в речи современных школьников.

Слайд 1 Исследовательская работа по теме: «Пословицы и поговорки в речи современных школьников»

Автор работы: Галкина Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» с. Октябрьское 2016 г.
Исследовательская работа по теме:  «Пословицы и поговорки

Слайд 2Цель –
Изучение пословиц и поговорок,
отслеживание отражения менталитета русского человека в

пословицах и поговорках и выявление степени их функционирования в речи современных школьников.
Цель – Изучение пословиц и поговорок,отслеживание отражения менталитета русского человека в пословицах и поговорках и выявление степени

Слайд 3Задачи:
Составить портрет пословицы, сопоставить ее с поговоркой, представить источники и

пути появления пословиц и поговорок в языке, их тематику и особенности
Провести социологический опрос среди обучающихся школы на предмет знания и частоты использования пословиц и поговорок в речи
Обработать данные, полученные в результате социологического опроса, дать оценку полученных результатов.
Сделать выводы по теме исследования.
Задачи: Составить портрет пословицы, сопоставить ее с поговоркой, представить источники и пути появления пословиц и поговорок в

Слайд 4Гипотеза -
Школьники знают мало пословиц и поговорок и не умеют употреблять

их в речи.

Гипотеза -		Школьники знают мало пословиц и поговорок и не умеют употреблять их в речи.

Слайд 5 Так что же такое пословица?

Жанр устного народного
творчества; вошедшее в
обиход законченное меткое
образное выражение,
применяемое к самым разным
жизненным ситуациям и
имеющее поучительный смысл.
Обычно ритмически организована

Ешь просто – доживешь до ста.
Век живи – век учись.
Так что же такое     пословица?

Слайд 6Поговорка -

жанр устного народного творчества;
вошедшее в речевой обиход
образное выражение,
заключающее в себе
эмоциональную оценку того или
иного явления.
В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.
Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием
Не робкого десятка. Глянет - рублём одарит.

Поговорка -              жанр устного

Слайд 7 Источники пословиц
У пословиц и поговорок нет автора.
За пословицами и

поговорками
нужно идти в народ.
Основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа
С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь

Источники пословиц  У пословиц и поговорок нет автора. За пословицами и поговорками

Слайд 8Пословицы из устного народного творчества (сказок, преданий, анекдотов):

«Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает»,
«По усам текло, да в рот не попало»
Из церковных книг:
« Бог дал, Бог и взял»
Пословицы литературного происхождения:

«Сильнее кошки зверя нет»,
«А  (да только) воз и ныне там»
(И. А. Крылов)


«А король – то голый!»
(Х. К. Андерсен)

«У разбитого корыта»,
«А счастье было так возможно»
(А. С. Пушкин)

«Счастливые часов не наблюдают»,
«Свежо предание, а верится с трудом»
(А. С. Грибоедов)

Пословицы из устного народного творчества (сказок, преданий, анекдотов):    «Так часто бывает: от хвоста и

Слайд 9Известные составители сборников пословиц и поговорок


И.М. Снегирёв,
Ф.И. Буслаев,
А.Н. Афанасьев,
М.В.

Ломоносов,
В.И. Даль,
Л.Н. Толстой




















Владимир Иванович
Даль
(1801 – 1872)

Известные составители  сборников пословиц и поговорок И.М. Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев,М.В. Ломоносов,В.И. Даль, Л.Н. Толстой

Слайд 10В. И. Даль - верный исследователь устного народного творчества







В 1862 году

вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

4-томный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), в котором есть множество пословиц и поговорок.

В. И. Даль - верный исследователь  устного народного творчества В 1862 году вышел сборник В.И. Даля

Слайд 11Тематика пословиц
О труде
Жизнь измеряется не годами, а трудами.
Труд человека кормит,

а лень портит.
Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

О Родине
Своя земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
Родимая сторона – мать,
а чужая – мачеха.

О семье
Вся семья вместе, так и душа на месте
При солнышке тепло, при матушке добро.


О дружбе
Крепкую дружбу топором не разрубишь.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Старый друг лучше новых двух.


О природе и человеке
Лето собирает, а зима поедает.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Солнце пригреет, и все поспеет.
Мороз не велик, стоять не велит.

Тематика пословиц О трудеЖизнь измеряется не годами, а трудами.Труд человека кормит, а лень портит.Хочешь есть калачи –

Слайд 12Пословицы и поговорки в речи современных школьников
Анкета
1 Какие пословицы известны Вам?

Перечислите, пожалуйста.
2 Продолжи пословицу:
а)Не имей сто рублей…
б)Копейка рубль бережет
3 Какие поговорки знаете Вы? Перечислите, пожалуйста.
4 Объясните лексическое значение поговорок:
а)Баклуши бить – …
б)Белены объесться – … и др.
5. Считаете ли Вы необходимым употребление пословиц в современной речи? Почему?
6. Хотите ли Вы знать больше русских пословиц?
7. Знакомы ли Вы с современными русскими пословицами? Какими? (Нр, Дома хорошо, а в думе лучше)
Пословицы и поговорки в речи современных школьниковАнкета1 Какие пословицы известны Вам? Перечислите, пожалуйста.2 Продолжи пословицу:а)Не имей сто

Слайд 13
Количество участников анкетирования

Количество участников анкетирования

Слайд 14 Результаты опроса № 1 «Знаем ли мы пословицы?»

Результаты опроса № 1  «Знаем ли мы пословицы?»

Слайд 16Наиболее употребляемые пословицы
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Ученье

- свет, а неученье – тьма
Век живи, век учись.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Слово не воробей,
вылетит - не поймаешь.
Тише едешь, дальше
будешь.
В гостях хорошо, а дома
лучше.

Наиболее употребляемые пословицыБез труда не вытащишь и рыбку из пруда Ученье - свет, а неученье – тьма

Слайд 17Опрос №2 «Продолжите пословицы»

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Копейка

рубль бережет, а рубль голову стережет.
Хорошо тому жить, кому не о чем тужить.
Дурак дурака учит, а оба ничего не смыслят.
Из крошек - куча, из капель - море.
Кто не собирает колосьев, у того не будет и воза.
Коза с волком тягались, рога да копыта остались.
Богатому как хочется, бедному как можется.
В бане мыться, заново родится.
Грязь не сало, потёр и отстала.
Опрос №2  «Продолжите пословицы»Не имей сто рублей, а имей сто друзей.Копейка рубль бережет, а рубль голову

Слайд 18 Результаты опроса № 2 «Продолжите пословицу» (количество правильных ответов и %

справившихся в классе) «Продолжите пословицу» (количество правильных ответов и % справившихся в классе) ссе) ьных ответов и % справившихся в классе)
Результаты опроса № 2  «Продолжите пословицу»  (количество правильных ответов и

Слайд 19В бане мыться, заново родится.
Варианты:
Не в луже возиться(6 «А»)
Чистым быть

(8 «Б»)
Не вонять (10 «Б»)
В бане мыться, заново родится. Варианты:Не в луже возиться(6 «А»)Чистым быть (8 «Б»)Не вонять (10 «Б»)

Слайд 20Результаты опроса № 3 «Знаем ли мы поговорки?»

Результаты опроса № 3  «Знаем ли мы поговорки?»

Слайд 21Результаты опроса «Знаем ли мы поговорки?»

Результаты опроса «Знаем ли мы поговорки?»

Слайд 22Наиболее употребляемые поговорки
Бить баклуши
Как снег на голову
Сесть в калошу
Сидеть на шее
Утереть

нос

Наиболее употребляемые поговоркиБить баклушиКак снег на головуСесть в калошуСидеть на шееУтереть нос

Слайд 23 Опрос № 4 «Определить лексическое значение поговорок»
Баклуши бить – бездельничать.
Белены объесться

– взбеситься.
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать.
Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратятся.
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно.
Задирать нос – неоправданно чем-нибудь гордиться, похваляться.
Клевать носом – засыпать.
Бурчать под нос - ворчать, ворчливо, невнятно бормотать.
С гулькин нос – очень мало.
Утереть нос – если удалось кого-то превзойти.

Опрос № 4 «Определить лексическое значение поговорок» Баклуши бить – бездельничать.Белены объесться – взбеситься.Воды в рот

Слайд 24Результаты опроса № 4 «Лексическое значение поговорок» (количество правильных ответов и %

справившихся в классе)
Результаты опроса № 4  «Лексическое значение поговорок» (количество правильных ответов и % справившихся в классе)

Слайд 25Белены объесться – взбеситься.

Варианты:
Плохо будет (6 «А»)
Отравиться (8 «Б»)
Потолстеть (10 «Б»)

Белены объесться – взбеситься.Варианты:Плохо будет (6 «А»)Отравиться (8 «Б»)Потолстеть (10 «Б»)

Слайд 26 Результаты опроса № 5 «Считаете ли Вы необходимым употребление пословиц и поговорок

в современной речи?»
Результаты опроса № 5 «Считаете ли Вы необходимым употребление пословиц и поговорок   в современной

Слайд 27Причины необходимости употребления пословиц и поговорок в современной речи
Пословицы делают речь

ярче, выразительнее, точнее, разнообразнее
Это народная мудрость, опыт
Пословицы и поговорки показывают культурный уровень человека
Развивают память, обогащают знания
Воспитывают, помогают в различных ситуациях
Причины необходимости употребления пословиц и поговорок в современной речиПословицы делают речь ярче, выразительнее, точнее, разнообразнееЭто народная мудрость,

Слайд 28 Результаты опроса № 6 «Хотите ли Вы знать больше русских пословиц и

поговорок»
Результаты опроса № 6 «Хотите ли Вы знать больше русских пословиц и поговорок»

Слайд 29 Результаты опроса № 7 «Знакомы ли Вы с современными русскими пословицами?»

Результаты опроса № 7 «Знакомы ли Вы с современными русскими пословицами?»

Слайд 30 - Пословицы и поговорки многозначны и ярки. Они находятся вне времени

и вне классового деления; - В речи они выполняют различные функции (дают характеристику людям, явлениям, раскрывают отношения, помогают советом, учат добру, любви к самым близким людям, к Родине, учат дружить…) - Служат выразительным средством в литературе, обогащают наш язык.
- Пословицы

Слайд 31 Выводы: Современные школьники используют в речи пословицы и поговорки. Активнее

пользуются пословицами и знают значительное их количество люди младшей возрастной категории (6 класс). Подростки и молодёжь в этом плане уступают им, что, возможно, объясняется как меньшим изучением пословиц и поговорок на уроках литературы, так и бедностью их словаря
Выводы:   Современные школьники используют в

Слайд 32 Однако лексическое значение поговорок правильно определяют учащиеся более старшего возраста. Мало кто

из опрошенных использует в своей речи современные пословицы, это связано с тем, что их практически не знают, либо слышали их в речи других людей, но не запомнили.
Однако лексическое значение поговорок правильно определяют

Слайд 33















Но важно то, что молодое поколение не только не отрицает огромной

роли пословиц и поговорок, но и приветствует их активное функционирование в современной речи.
Проведенный опрос выявил и ряд проблем. Тематика пословиц, которые используют ребята в своей речи, бедна. Старшеклассниками неактивно используются поговорки.
В целом, мы увидели, что большая половина современных учеников знают пословицы и поговорки наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи
Но важно то, что молодое поколение не только не отрицает огромной роли пословиц и поговорок, но и

Слайд 34 Наша гипотеза не подтвердилась. Пословицы и поговорки,

являясь частью культуры народа, для большинства современных школьников остаются актуальными
Наша гипотеза

Слайд 35ЛЮБИТЕ

И
ИЗУЧАЙТЕ


РОДНОЙ ЯЗЫК !

ЛЮБИТЕ   И ИЗУЧАЙТЕ        РОДНОЙ ЯЗЫК !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть