Слайд 2Назовите одним словом
- Храбрый человек
Болтливый человек
- Ленивый человек
- Мудрый человек
-
Богатый человек
- Весёлый человек
Слайд 3
- Храбрый человек - храбрец.
- Болтливый человек
- болтун.
- Ленивый человек - лентяй.
- Мудрый человек - мудрец.
- Богатый человек - богач.
- Весёлый человек - весельчак.
ПРОВЕРИМ
Слайд 4КОНКУРС ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
Назовите одним словом.
1.Остановка в пути во время похода
(Привал)
2.Первые буквы
имени и отчества
(Инициалы)
3.Территория, на которой запрещена охота, ловля рыб, вырубка леса.
(Заповедник)
4. Бег по пересеченной местности
(Кросс)
5.Начало реки
(Исток)
6.Лицо, управляющее оркестром
(Дирижер)
7.Лыжная гонка со стрельбой
(Биатлон)
8.Круглое окно в борту корабля
(Иллюминатор)
9. Искажение черт лица
(Гримаса)
10.Задняя часть судна
(Корма)
Слайд 5
Говорят, что есть пятьдесят способов сказать слово ДА и пятьсот способов
сказать слово НЕТ, а написать эти слова можно, используя только один способ. Согласимся ли мы с этим замечанием?
Давайте произнесём эти слова с разной интонацией.
Слайд 6
Конечно, способов произнести любое слово много. А как записать то, что
так легко произнести?
Слайд 7ПРОИЗНЕСИТЕ С РАЗНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ
Весна . Весна? Весна!? Весна! Весна… Весна: Весна!!!
Слайд 8
При помощи точки мы показываем спокойствие, которое может быть совершенно разным:
решительным, уверенным или печальным. Вопросительный знак выражает вопрос, сомнение, недоумение. Вопросительный и восклицательный знаки подчеркивают сильное недоумение, а один восклицательный – сильное чувство. Многоточие помогает понять: мы демонстрируем неуверенность, растерянность, разочарование, мы размышляем. Тире утверждает: сейчас будет сказано о чем-то дальше, слушайте внимательно. Двоеточие подсказывает: будьте внимательны, следует объяснение. Хотим выразить восторг, огромную радость – ставим три восклицательных знака!
Слайд 9
Несомненно, слова, записанные на бумаге, порой не так выразительны, как живая
человеческая речь. Интонация, жесты, мимика – вот что очень часто помогает нам в разговоре. А как же все это показать в письменной речи? И вот тогда мы вспоминаем о наших замечательных помощниках – знаках препинания.
Слайд 10
Когда же люди стали пользоваться знаками препинания?
Какова история пунктуации?
Слайд 11
ПОНЯТИЕ О СИНТАКСИСЕ И ПУНКТУАЦИИ.
Слайд 12
ЗАДАНИЕ 1. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ В СЛОВАХ:
КО…ЬБА
ВОСКЛ…ЦАТЕЛЬНЫЙ
КОЛО…НА
МОЛО…ЬБА
Б…ГРОВЫЙ
РЮ…ЗАК
ПРО…ЬБА
Б…НОКЛЬ
…ЖЕЧЬ
Какое слово получи
лось?
Слайд 13ЦЕЛИ:
обобщить и углубить знания студентов о пунктуации; выявить основные функции
знаков препинания;
развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение обосновывать выбор знаков препинания (устно и графически), развивать монологическую речь;
формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию; воспитывать интерес к предмету.
Слайд 14ЧТО ТАКОЕ СИНТАКСИС?
Синтаксис (от греческого «построение, сочетание, порядок»).
Раздел грамматики, изучающий способы
соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях, простых предложений – в сложные, а также и самые словосочетания, предложения – их типы, значения, условия употребления, характер и виды взаимодействия.
Слайд 15ЧТО ТАКОЕ ПУНКТУАЦИЯ?
Пунктуация (от латинского Punktum – «точка»)
1. Собрание правил постановки
знаков препинания.
2. Расстановка знаков препинания в тексте.
3. То же, что знаки препинания.
Слайд 16
ПРЕПИНАНИЕ – «ОСТАНОВКА, ПЕРЕРЫВ»
Знаки препинания – знаки, которые ставятся между
словами или группами слов в письменной речи
Слайд 17Какова роль знаков препинания? Прочтите в тексте, найдите ответ, выпишите в
тетрадь.
Слайд 18«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение
и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Слайд 19Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное
было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятным.
Слайд 20 М.В.Ломоносов не только излагает пунктуационные правила, но и формулирует
тот принцип, на котором основываются эти правила: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам». Это означает, что в основе употребления знаков препинания должна лежать смысловая сторона речи.
Слайд 21 ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Знаки
завершения Знаки выделения Знаки разделения
. ! ? … , „” () - , : - ; …
в конце предложения
обращения, прямая речь.
( все парные )
( в середине )
СП, однородные члены., при
однородных членах
предложения.,
СОЧИНЕНИЕ
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЗНАКИ ЗАВЕРШЕНИЯ?
На письме без знаков завершения не обойтись, так как они помогают верно передать смысл предложения.
К завершающим знакам препинания относятся
К примеру, в предложении №
употреблён
, он передаёт
А в предложении №
смысл предложения был бы не
понятен, так как этот знак передаёт
Итак, чтобы мы могли правильно понять смысл предложения, нужно
Слайд 23Древние тексты представляли собой просто непрерывный поток букв, уложенных в строки
без каких-либо правил переноса, различия регистра, пробелов, пунктуации, делений на абзацы, предложения и чего-либо подобного вообще. Выглядело это примерно так:
Слайд 24ДРЕВНЕРУССКИЙ ТЕКСТ
«поклонъотностасьикъгнукъмоимукъбратьиоумене
Борисавживотенетъкакъсегдсомноюпопечалуитеимоимидетми»
"Поклон от Настасьи к господину моему и к братьям.
У меня Бориса в живых нет.
Так вы уж попечалуйтесь сегодня со мною и моими детьми".
Слайд 25Так писали почти всё средневековье. Мало того, во многих ранних языках
и вариантах письменности часть букв опускали, особенно гласные, записывая лишь костяк слова, сокращённого таким образом буквально до невозможности. Представляете, насколько тяжёлым был такой текст для чтения?
Слайд 26 Как, по-вашему, когда появились знаки препинания?
Слайд 27 Работа с текстом
В Древней Руси тексты записывали без
пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. Чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было ,прежде всего, отметить границы предложений. Так появилась точка – первый и основной знак членения текста. На основе точки возникли другие знаки: вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки "пунктум" – принято называть знаками пунктуации.
(По "Энциклопедическому словарю юного филолога")
Слайд 28 Выразительно прочтите текст. Для этого определите тему и основную мысль
текста – это поможет вам выбрать нужный тон чтения. Покажите графически, где нужна пауза.
Слайд 29 Всего в русском языке десять знаков препинания: точка, точка с
запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие.
Слайд 30
С.Я. МАРШАК
С.Я. МАРШАК
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Слайд 31
Заявили запятые:
«Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни
диктовка, ни рассказ».
«Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!» –
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой;
Слайд 32
Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка
с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу».
Слайд 33
«Нет… – сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, –
Если вам угодно
знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…»
Вопросительный знак
Удивился: «То есть как?»
Восклицательный знак
Возмутился: «То есть как!»
Слайд 34
«Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ,
Значит, я
важнее вас».
Слайд 35
Самый древний знак препинания.
Точка – это сигнал: предложение закончилось. Чтобы поставить
точку, достаточно ткнуть карандашом или ручкой в бумагу… Оказывается глагол ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова: здесь чередуется О и нуль звука, К и Ч.
ДОЙТИ ДО ТОЧКИ
Слайд 36Запятая – затруднение, препятствие.
Запятая, запинка, запинаться, препинание, препятствие – исторические родственники.
«ВОТ
ТУТ-ТО И ЗАПЯТАЯ»
Слайд 37Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово
"запятая" встречается в XV веке. Слово произошло от запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Это слово связывают с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.
Слайд 38
В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в
XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.
Двоеточие [:] как разделительный знак - с конца XVI века.
Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках (1755).
Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века.
Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году.
Слайд 39
Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки
[» «]. В значении знака препинания это слово стало употребляться только в конце XVIII века. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или
„ лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.
Слайд 40
Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем.
Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer.
Слайд 42РАЗОРВАННАЯ ЗАПИСКА
За деньги можно купить развлечения можно купить
но не сон кровать но не здоровье но не домашний очаг книги лекарство но не ум пищу но не красоту дом но не аппетит украшения но не счастье.
Слайд 43ЗАПИСКА
За деньги можно купить кровать, но не сон, книги, но
не ум, пищу, но не аппетит, украшения, но не красоту, дом, но не домашний очаг, лекарство, но не здоровье, развлечения, но не счастье.
Слайд 44
Что случилось , если бы человек потерял запятую, восклицательный и вопросительный
знаки, двоеточие?
Слайд 45БЕРЕГИТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ!
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений,
искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом потерял ! И начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не восхищало, не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак ? И перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле и даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял : и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только «». Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-то цитировал- так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
БЕРЕГИТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ!
Слайд 47
Может ли жизнь человека зависеть от одной запятой?
Слайд 48ГДЕ НУЖНА ЗАПЯТАЯ?
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Слайд 49
Русской императрице Марии Федоровне удалось переправить запятую в резолюции ее супруга,
императора Александра III: “Простить нельзя, отправить в Сибирь” на “Простить, нельзя отправить в Сибирь”. Человек был спасен.
Слайд 50
Сын спрашивает:
-Мама, мне мыть посуду или ты вернёшься и сама помоешь?
-Хорошо
мой любимый…
- Уточни, пожалуйста, «хорошо, мой любимый», «хорошо, мой, любимый», или «хорошо мой, любимый»?
Слайд 51ДАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЖНО ПОНЯТЬ ОДНОЗНАЧНО ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. ЗНАКИ
ПРЕПИНАНИЯ РАССТАВИТЬ.
Строить нельзя сносить.
Снести нельзя облагородить.
Уйти нельзя остаться.
Любить нельзя ненавидеть.
Тянуть нельзя решать.
Сидеть нельзя лежать.
Ходить нельзя лежать.
Идя потихоньку напевал.
Как знаки расставите, так наша жизнь решается.
Слайд 52
Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы.
Девушка перевела
через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку.
Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.
Вставьте знаки препинания там, где надо.
Слайд 53СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА
Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей
могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы решение.
Слайд 54ОТГАДКА
Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал
такое прочтение: « Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте. «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.
Слайд 552. Определите границы предложений, прочитайте текст, соблюдая интонацию конца предложения. …
Кисель
там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.
Можно ли этот текст читать громко? Почему ?
Слайд 564. ГДЕ ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ?
Очень – очень
Странный вид!
Речка за окном горит!
Чей –
то дом
Хвостом виляет,
Пёсик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
- Вот что значит
ЗАПЯТАЯ!
Сделайте выводы о значении запятых.
Слайд 57? !
Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским
писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные»
? – послание писателя
! – ответ издателя
О чем узнал писатель? Расскажите, как вы понимаете смысловое и эмоциональное «содержание» этих писем.
Слайд 58 Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну,
как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?» Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!»
Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
Слайд 59ПУНКТУАЦИОННЫЙ ПАРАДОКС
Пальцев у него двадцать пять, на каждой руке десять,
на ногах всего двадцать.
Слайд 60
Пальцев у него двадцать:
пять на каждой руке,
десять на ногах –
всего двадцать.
Слайд 61ЭКПРЕСС-ОПРОС
1.Всегда ли существовали знаки препинания?
2. Какой знак препинания является древнейшим?
3. Можно
ли точку считать родоначальницей русской пунктуации?
4. Какой знак препинания считается самым распространённым?
5. От какого слова произошла «запятая»?
6. Когда появляется большинство известных нам сегодня знаков препинания?
Слайд 62
7. Какие знаки появились позднее?
8. Что известно о возникновении кавычек?
9. Что
такое пунктуация?
10. Сколько знаков препинания в русском языке и как они называются?
11. Какие функции выполняют знаки препинания?
12. Что необходимо для правильной постановки знаков препинания в конце предложения?
13. Можно ли на письме обойтись без знаков препинания?
14. Может ли жизнь человека зависеть от одной запятой?
Слайд 63ТРЕНИНГ «ЧЬЁ ЭТО ПРИЗНАНИЕ?»
Ребята! В предложениях
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу,
восхищение, победу, торжество…
Не зря я от рождения
Противник тишины.
Где я, те предложения
С особым выражением
Произносить должны.
Слайд 64
Тренинг «Какой знак любопытный?»
Разные вопросы
Задаю я всем:
- Как?
- Откуда?
- Сколько?
- Почему?
-
Зачем?
- Где?
- Куда?
- Какая?
- Отчего?
- О ком?
- Что?
- Кому?
- Который?
- Чья?
Слайд 65ТРЕНИНГ «РАЗДЕЛИТЕ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ».
И царица хохотать
И плечами пожимать
И подмигивать
глазами
И прищёлкивать перстами.
Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз не сводит.
На него старуха не взглянула
Лишь с очей прогнать его велела.
Воеводы не дремали
Но никак не успевали…
Ни побоища ни стана
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
Родила царица в ночь
Не то сына не то дочь…
Слайд 66ТРЕНИНГ «РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ».
Ты царица всех милее
Всех румяней и белее
Чего тебе
надобно старче
Бог с тобою золотая рыбка
Дурачина ты простофиля
Не умел ты взять выкупа с рыбки
Чем вы гости торг ведёте
И куда теперь плывёте
Не гонялся бы ты поп за дешевизной (А. С. Пушкин)
Слайд 67УГАДАЙ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ!
Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!
Вечно думал
он над смыслом, изогнулся коромыслом.
Всегда подслушать норовят то, что другие говорят.
Выйдет на дорожку - всем подставит ножку.
Слайд 68
Загораживает путь, предлагает отдохнуть.
Известно миру с давних пор, что знак и
я немаловажный. И не окончен разговор… и начинает думать каждый.
Ляжет палочкой на строчку - проходите по мосточку.
На крохотное ушко похожа завитушка. Велит нам постоять чуть-чуть и отправляться дальше в путь.
Слайд 69
Никогда он не молчит, оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»
Словам раскрывает
объятья: ждём в гости вас, милые братья.
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими,
Туманными намёками.
Слайд 70
Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За
свой характер я плачу - за то, что много знать хочу.
Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе. Меня зовут?
Я маковкой-крупинкой упала на тропинку,
Остановила вас - закончила рассказ.
Слайд 71РЕФЛЕКСИЯ
- Поделимся впечатлением о нашем уроке.
Сегодня на уроке:
- мне больше всего
понравилось…
- мне было интересно…
- я понял, что…
Своей работой на уроке:
- я доволен, потому что…
- не совсем доволен, потому что…
Слайд 72ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сочинение «Мой любимый знак препинания»