Слайд 1Сочинение
в жанре репортажа
по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»
Автор: учитель
русского языка и литературы
МБОУ лицей№5 г. Уфа
Казанцева Ольга Александровна
Слайд 2Цель урока – создание сочинения-описания картины в жанре репортажа.
Слайд 3
Сайкина Александра Васильевна - заслуженный художник Российской Федерации.
Во время войны работала воспитателем в одном из детских садов города Горького. Играла с малышами, учила их петь, рисовать. А после войны, уже будучи взрослой, сама решила всерьез учиться рисованию - окончила Пензенское художественное училище, а затем Харьковский государственный художественный институт.
Автопортрет.
Слайд 5
Детская спортивная школа. 1979
Слайд 11
Где происходит действие, изображенное на картине?
Что привлекает ваше внимание в
первую очередь?
Слайд 12
Рассмотрите, как построена картина.
Что вы видите на переднем плане?
Кто изображен
на втором плане картины?
Что вы видите на заднем плане?
На какие детали вы обратили внимание?
Какие цвета и оттенки использует художник?
Слайд 13РЕПОРТАЖ
сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в газетах,
по радио, телевидению) (Словарь С.И. Ожегова).
Репортаж – жанр публицистического стиля,
пишется с места события, в нем содержатся точные сведения и детали интересного и познавательного события;
создается "эффект присутствия" для читателей, с документальной точностью передается все происходящее ;
выражается авторское отношение к этому.
Интересные репортажи содержат диалоги.
Слайд 14
Репортёр – журналист, доставляющий в газету сведения о фактах и
событиях местной жизни.
Что должен знать и уметь спортивный репортёр?
«...нужно уметь отобрать самое главное из того, что происходит на твоих глазах»;
«...вы должны так писать свои репортажи, чтобы каждый читатель “увидел” ваши соревнования»
Н.Озеров
Слайд 15
Признаки репортажа:
– точное указание места, времени;
– подробное изложение основных событий;
– впечатление
автора, оценка.
Требования к репортажу:
– простота и выразительность;
– точность и конкретность;
– умеренная эмоциональность;
– грамотность.
Слайд 16 В чем сила воздействия репортажа?
(В особой эмоциональности автора, который
прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует).
Какие события обычно отражаются в репортаже?
(Те события, которые журналист видел сам. В репортаже говорится о динамичных событиях, которые могут быть интересны зрителям или слушателям)
Какова цель репортажа?
(Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами)
Слайд 17В каком стиле вы напишите сочинение, если представить, что вы –
репортер?
(В публицистическом).
Какие средства публицистического стиля можно использовать в репортаже о спортивной школе?
(Четкость, краткость, емкость изложения, обращения и риторические вопросы, ярко выраженная авторская позиция).
Какой тип речи уместно использовать? (Повествование, описание, рассуждение).
Из каких частей состоит сочинение?
(Вступление, основная часть, заключение).
Слайд 18 Где происходит действие картины?
Кто действующие лица?
Чем они занимаются?
Каково ваше впечатление от картины?
Меня поразило увиденное. Изображенные спортсменки-гимнастки занимают все пространство картины: в центре, слева, справа, сзади. Используются насыщенные, яркие цвета, в основном теплые краски. Мне кажется этим В.А. Сайкина хотела показать, что художественной гимнастикой увлекаются многие девочки. В спортивной школе они занимаются давно, получают большое удовольствие, одержали немало побед. Они раскрепощены, грациозны, стройны, красивы.
Слайд 19 Репортаж наш будет о спортивной школе.
Какова же основная мысль
этого репортажа?
Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими, мужественными, красивыми.
Слайд 20Название репортажа
В гимнастическом зале.
О спорт! Ты мир!
Юные гимнастки, в чем же
их успех?
Девчонки, вперед к победе!
Будущие чемпионки.
Слайд 21План:
Краткое вступление – общая картина.
Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются,
каково настроение.
Выбор объекта для интервью. (тренер, одна из девочек, групповое интервью)
Заключение, в котором выражаются чувства автора, которые он хочет передать читателю.
Слайд 22
– О чём вы будете расспрашивать девочек?
– Какие цели преследуют девочки,
посещая спортивную школу?
– Какую необходимую и полезную информацию будет содержать ваше сочинение? (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?)
Словарная работа
Гимнастка, гимнастические упражнения, осанка, мостик, сальто, мах, соскок, шпагат, прыжок, страховка, гимнастические снаряды, шведская стенка, перекладина, планка, брусья, конь, чемпион, тренер, тренироваться.
В спортивном зале пол, отполированный до глянцевого блеска. В нем отражаются фигуры спортсменок.
Снаряды для занятий: гимнастические палки, мячи, обручи, булавы, ленты, скакалки.
Тренажеры, шведская стенка.
Слайд 23
Словарная работа
Введение: во-первых, причём, кстати, только.
Заключение: наконец, напоследок, и таким образом,
и стало быть, подводя итоги.
Цели: чтобы, ради, с расчётом на.
Противопоставление: впрочем, с другой стороны, между тем.
Сравнение: подобно, как будто, словно, точно.
Слайд 24Словарно-стилистическая работа
Репортаж о подготовке спортсменов к Олимпийским играм, гимнастический зал, юные
гимнастки, заслуженный тренер России, делали разминку, упражнения с лентами, даже отдыхая, ловили каждое слово тренера и наблюдали за движениями подруг, синхронно вытягивали обручи вверх и держали осанку, девушка в красном купальнике привлекла моё внимание, будущая чемпионка, качественная подготовка к международным соревнованиям.
Слайд 25 Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и
танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).
Действия гимнасток: прыжки, махи, танцевальные движения, акробатические упражнения, выразительно, артистично передвигаются.
Качества гимнасток: целеустремленность, ответственность, упорство, смелость, гибкость, прыгучесть, равновесие, координационные способности, силовые возможности, внимание, чувство ритма, музыкальный слух, эмоциональная раскрепощенность, красота.
Слайд 26ПАМЯТКА
Требования к репортажу
Репортаж пишется с места события, имеющего динамичный характер.
События,
отраженные в репортаже, должны иметь элемент новизны.
Репортер должен лично присутствовать на событии, о котором пишет.
Репортаж обычно пронизан авторским «я», хотя само местоимения «я» может не употребляться.
Репортажу свойственны сюжеты с показом героизма, мужества, смелости людей, наиболее яркие эпизоды и явления, которые имеют познавательное значение.
Интересные репортажи содержат диалоги.
Слайд 27Юные ласточки встали на крыло
Ирины Макаровой все, кто стоял в
минувшую пятницу у гимнастического помоста спортивного центра «Авангард», не только вспоминали бессмертную сказку Ганса Христиана Андерсена, но и с удовольствием сравнивали грациозных гимнасток со свободными ласточками. Омский центр олимпийской подготовки «Авангард» в первые дни апреля действительно напомнил всем «ласточкино гнездо». Сюда, на Х турнир по художественной гимнастике, слетелись 210 юных граций из Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Краснообска, Томска, Северска, Иркутска.
(Сайт «Детский спорт»)
Ласточка спасла Дюймовочку из болотной тины и унесла ее в волшебную страну, но не цветов и эльфов, а туда, где все маленькие девочки занимаются художественной гимнастикой. Благодаря творческой задумке выпускницы режиссерского отделения СибГУФКа
Слайд 28Словарь мудрых мыслей
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Со спортом не дружишь
– не раз о том потужишь.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
В здоровом теле – здоровый дух.
Систематически заниматься спортом – значит заботиться о своём здоровье.
Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Слайд 29ЗАДАНИЕ:
Написать сочинение – репортаж из спортивной школы, используя картину А.Д.Сайкиной «Детская
спортивная школа».