Презентация, доклад Поэма А.А.Блока Двенадцать.

Содержание

«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты».

Слайд 1
“Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были

– это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью»… А.Блок.

Поэма А.А.Блока

«Двенадцать»

Автор- Юрганова Елена Владимировна

“Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал.

Слайд 2«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к

жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты».
А. Блок.
«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет

Слайд 3Поэма «Двенадцать» (1918)
«… одни прочли в этой поэме

сатиру на революцию, другие – славу ей».
В. Маяковский

« Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе - крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее».
Л. Троцкий

Поэма «Двенадцать» (1918)   «… одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу

Слайд 4«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!»

А. Блок.

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!»    А. Блок.

Слайд 6Революционный отряд.
« Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить-
В красной гвардии

служить-
Буйну голову сложить!»
Революционный отряд.« Как пошли наши ребятаВ красной гвардии служить-В красной гвардии служить-Буйну голову сложить!»

Слайд 7Черновики А.Блока

Черновики А.Блока

Слайд 8Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в Сибири.

1919 год.
Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в Сибири. 1919 год.

Слайд 9Красногвардейский патруль в Петрограде.
«…ко всему готовы, ничего не жаль…»

Красногвардейский патруль в Петрограде.«…ко всему готовы, ничего не жаль…»

Слайд 10Плакат с текстом из поэмы «Двенадцать»

Плакат с текстом из поэмы «Двенадцать»

Слайд 11 3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге

напечатала поэму «Двенадцать».
«Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
«Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский.
Спасти мир от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы.
«Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…» Из статьи Блока)

3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать». «Этой поэме суждено

Слайд 12История создания поэмы.
“3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)”.“8

января. Весь день “Двенадцать””. “11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое)?” “15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец исторического процесса”…” “22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет”. “25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус)”. “27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. “Двенадцать””. “28 января… “Двенадцать””. “29 января… Сегодня я – гений!” “18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”.
История создания поэмы.“3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)”.“8 января. Весь день “Двенадцать””. “11 января…

Слайд 13Основные образы – символы поэмы:
стихия (ветер, метель, «черное небо», «белый

снег»;
старый мир (б уржуй, «товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель-вития»);
«маленький человек» (старушка, бродяга);
Завязка поэмы – появление 12 красногвардейцев.
Развитие действия – 8 глава. Уж я семячки
Полущу, полущу…Уж я ножичком
Полосну, полосну!..- Падение человеческое.
9 -12 гл. – появление новых образов:
Буржуй на перекрёстке (перекресток – символ «распутья», на котором оказалась Россия.
«паршивый пес» - старое и новое ещё неразрывны.
Основные образы – символы поэмы: стихия (ветер, метель, «черное небо», «белый снег»; старый мир (б уржуй, «товарищ

Слайд 14 двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п ритму, стилистике,

содержанию, несёт самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку;
двенадцать – это полночь, граница , рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового;
двенадцать – это символ цикличности;
двенадцать – это красногвардейцы, непосредственно связанные с названием поэмы, крестоносцы, насаждающие веру в светлое будущее «огнём и мечом».
12апостолов Христа- разносчики учения Христа.


Смысл названия поэмы

двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п ритму, стилистике, содержанию, несёт самостоятельную смысловую и эмоциональную

Слайд 15III.Жанр: поэма - лиро-эпический жанр.
IV.Идея: два начала в революции: разрушение старого

и созидание нового.

V.Проблема:

1 )ВРЕМЯ- ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ;

2 )проблема СВОБОДЫ;

3 )БУДУЩЕЕ РОССИИ

II.Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей.

III.Жанр: поэма - лиро-эпический жанр.IV.Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание нового. V.Проблема: 1 )ВРЕМЯ-

Слайд 16«Двенадцать» - эпическая поэма. Она как
будто составлена из отдельных зарисовок,
картинок с

натуры, быстро сменяющих одна
другую.
Динамичность и хаотичность сюжета,
выразительность эпизодов передают неразбе-
риху, которая царила и на улицах, и в умах.
Композиция, отражающая стихию революции,
определяет стилевое разнообразие поэмы.

Жанр и стиль, композиция поэмы

«Двенадцать» - эпическая поэма. Она какбудто составлена из отдельных зарисовок,картинок с натуры, быстро сменяющих однадругую. Динамичность и

Слайд 18Полемика:
«Своей поэму считали и красные и белые…»

«12»
«+» «-»
1.Соловьев В. 1. И. Бунин «вульгарное,
безобразное, больше ничего».
2.Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа»
«дневниковая запись революционных
дней».
3.Луначарский «Первое произведение
о революции».


Полемика:«Своей поэму считали и красные и белые…»

Слайд 19 Художественные средства:

Художественные средства:

Слайд 20 1

глава
  Черный вечер.  Белый снег.     Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.     Ветер, ветер — На всем Божьем свете!
    Завивает ветер     Белый снежок. Под снежком — ледок.     Скользко, тяжко,     Всякий ходок Скользит — ах, бедняжка!
    От здания к зданию     Протянут канат.     На канате — плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»     Старушка убивается — плачет,     Никак не поймет, что значит,     На что такой плакат,     Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят,     А всякий — раздет, разут...
1 глава  Черный вечер.  Белый снег.      Ветер,

Слайд 21 Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб.     — Ох,

Матушка-Заступница!     — Ох, большевики загонят в гроб!
    Ветер хлесткий!     Не отстает и мороз!     И буржуй на перекрестке     В воротник упрятал нос.
    А это кто? — Длинные волосы     И говорит вполголоса:         — Предатели!         — Погибла Россия!     Должно быть, писатель —         Вития...
Старушка, как курица,   Кой-как перемотнулась через сугроб.      — Ох, Матушка-Заступница!      — Ох,

Слайд 22А вон и долгополый —     Сторонкой — за сугроб...     Что нынче

невеселый,     Товарищ поп?
    Помнишь, как бывало     Брюхом шел вперед,     И крестом сияло     Брюхо на народ?
    Вон барыня в каракуле     К другой подвернулась: — Ужь мы плакали, плакали...     Поскользнулась И — бац — растянулась!
    Ай, ай!  Тяни, подымай!
А вон и долгополый —      Сторонкой — за сугроб...      Что нынче невеселый,      Товарищ поп?    Помнишь,

Слайд 23
Ветер веселый     И зол, и рад.     Крутит подолы,     Прохожих косит,     Рвет,

мнет и носит     Большой плакат: «Вся власть Учредительному Собранию»...     И слова доносит:
    ... И у нас было собрание...     ... Вот в этом здании...     ... Обсудили —     Постановили: На время — десять, на ночь — двадцать пять...     ... И меньше — ни с кого не брать...         ... Пойдем спать...
Ветер веселый      И зол, и рад.      Крутит подолы,      Прохожих косит,      Рвет, мнет и

Слайд 24    Поздний вечер.     Пустеет улица.     Один бродяга     Сутулится, Да свищет ветер...
    Эй, бедняга!

        Подходи —     Поцелуемся...
    Хлеба!     Что впереди?     Проходи!
  Черное, черное небо.
    Злоба, грустная злоба     Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба...
    Товарищ! Гляди         В оба!
    Поздний вечер.      Пустеет улица.      Один бродяга      Сутулится,  Да свищет ветер...    Эй, бедняга!          Подходи

Слайд 25Глава 2
Гуляет ветер, порхает снег.     Идут двенадцать человек.
    Винтовок черные ремни, Кругом

— огни, огни, огни...
    В зубах — цыгарка, примят картуз,     На спину б надо бубновый туз!
    Свобода, свобода,     Эх, эх, без креста!
        Тра-та-та!
Холодно, товарищи, холодно!

Глава 2Гуляет ветер, порхает снег.      Идут двенадцать человек.    Винтовок черные ремни,  Кругом — огни, огни, огни...    В

Слайд 26— А Ванька с Катькой — в кабаке... — У ей

керенки есть в чулке!
— Ванюшка сам теперь богат... — Был Ванька наш, а стал солдат!
— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй, Мою, попробуй, поцелуй!
Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!     Катька с Ванькой занята —     Чем, чем занята?...Тра-та-та!
— А Ванька с Катькой — в кабаке...  — У ей керенки есть в чулке!— Ванюшка

Слайд 27Кругом — огни, огни, огни... Оплечь — ружейные ремни...
Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
    В кондовую,     В избяную,     В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Кругом — огни, огни, огни...  Оплечь — ружейные ремни...Революцьонный держите шаг!  Неугомонный не дремлет враг!Товарищ,

Слайд 28
 Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной

гвардии служить —     Буйну голову сложить!
    Эх ты, горе-горькое,     Сладкое житье!     Рваное пальтишко,     Австрийское ружье!
    Мы на горе всем буржуям     Мировой пожар раздуем,     Мировой пожар в крови —     Господи, благослови!
 Как пошли наши ребята  В красной гвардии служить —  В красной гвардии служить —

Слайд 29
Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит — Елекстрический фонарик

    На оглобельках...     Ах, ах, пади!..
Он в шинелишке солдатской С физиономией дурацкой Крутит, крутит черный ус,     Да покручивает,     Да пошучивает...
Вот так Ванька — он плечист! Вот так Ванька — он речист!     Катьку-дуру обнимает,     Заговаривает...
Запрокинулась лицом, Зубки блещут жемчугом... Ах ты, Катя, моя Катя,     Толстоморденькая...
Снег крутит, лихач кричит,  Ванька с Катькою летит —  Елекстрический фонарик      На оглобельках...

Слайд 30У тебя на шее, Катя,     Шрам не зажил от ножа.     У

тебя под грудью, Катя,     Та царапина свежа!
    Эх, эх, попляши!     Больно ножки хороши!
    В кружевном белье ходила —     Походи-ка, походи!     С офицерами блудила —     Поблуди-ка, поблуди!
    Эх, эх, поблуди! Эх, эх, поблуди!     Сердце екнуло в груди!  Помнишь, Катя, офицера —

     Не ушел он от ножа...     Аль не вспомнила, холера?     Али память не свежа?
    Эх, эх, освежи,     Спать с собою положи!
    Гетры серые носила,     Шоколад Миньон жрала,     С юнкерьем гулять ходила —     С солдатьем теперь пошла?
    Эх, эх, согреши!     Будет легче для души!

У тебя на шее, Катя,      Шрам не зажил от ножа.      У тебя под грудью, Катя,

Слайд 31... Опять навстречу несется вскачь. Летит, вопит, орет лихач...
Стой, стой! Андрюха,

помогай! Петруха, сзаду забегай!..
Трах, тарарах-тах-тах-тах-тах! Вскрутился к небу снежный прах!..
Лихач — и с Ванькой — наутек... Еще разок! Взводи курок!..
Трах-тарарах! Ты будешь знать, ........................................................................
Как с девочкой чужой гулять!..
Утек, подлец! Ужо, постой, Расправлюсь завтра я с тобой!
А Катька где? — Мертва, мертва!         Простреленная голова!
Что Катька, рада? — Ни гу-гу... Лежи ты, падаль, на снегу!
Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
... Опять навстречу несется вскачь.  Летит, вопит, орет лихач...Стой, стой! Андрюха, помогай!  Петруха, сзаду забегай!..Трах,

Слайд 32И опять идут двенадцать,     За плечами — ружьеца.     Лишь у бедного

убийцы     Не видать совсем лица...
    Все быстрее и быстрее     Уторапливает шаг.     Замотал платок на шее —     Не оправиться никак...
— Что, товарищ, ты не весел? — Что, дружок, оторопел? — Что, Петруха, нос повесил,     Или Катьку пожалел?
— Ох, товарищи, родные,     Эту девку я любил...     Ночки черные, хмельные     С этой девкой проводил...

— Из-за удали бедовой     В огневых ее очах, Из-за родинки пунцовой     Возле правого плеча, Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча... ах!
— Ишь, стервец, завел шарманку,     Что ты, Петька, баба что ль? — Верно, душу наизнанку Вздумал вывернуть? Изволь! — Поддержи свою осанку! — Над собой держи контроль!
— Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой!     Потяжеле будет бремя     Нам, товарищ дорогой!

И опять идут двенадцать,      За плечами — ружьеца.      Лишь у бедного убийцы      Не видать

Слайд 33И Петруха замедляет     Торопливые шаги...
    Он головку вскидавает,     Он опять повеселел...
        Эх, Эх!

    Позабавиться не грех!
    Запирайте етажи,     Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба —     Гуляет нынче голытьба!
Ох ты, горе-горькое!     Скука скучная,         Смертная!

    Ужь я времячко     Проведу, проведу...
    Ужь я темячко     Почешу, почешу...
    Ужь я семячки     Полущу, полущу...
    Ужь я ножичком     Полосну, полосну!..
    Ты лети, буржуй, воробышком!     Выпью кровушку     За зазнобушку,     Чернобровушку...
Упокой, Господи, душу рабы Твоея... Скучно!

И Петруха замедляет      Торопливые шаги...    Он головку вскидавает,      Он опять повеселел...        Эх, Эх!      Позабавиться не грех!    Запирайте

Слайд 34Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет

городового — Гуляй, ребята, без вина!
Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес.
Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.

Не слышно шуму городского,  Над невской башней тишина,  И больше нет городового —  Гуляй,

Слайд 35.


Разыгралась чтой-то вьюга, Ой, вьюга́, ой, вьюга́! Не видать совсем друг

друга За четыре за шага!
Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся...
— Ох, пурга какая, Спасе! — Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? Бессознательный ты, право, Рассуди, подумай здраво — Али руки не в крови Из-за Катькиной любви? — Шаг держи революцьонный! Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,     Рабочий народ!
.Разыгралась чтой-то вьюга,  Ой, вьюга́, ой, вьюга́!  Не видать совсем друг друга  За четыре

Слайд 36.. И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль.     Ко

всему готовы,   Ничего не жаль...
    Их винтовочки стальные На незримого врага...     В переулочки глухие, Где одна пылит пурга... Да в сугробы пуховые —  Не утянешь сапога...
    В очи бьется  Красный флаг.
    Раздается     Мерный шаг.
    Вот — проснется     Лютый враг...
И вьюга́ пылит им в очи     Дни и ночи     Напролет...
    Вперед, вперед,     Рабочий народ!
.. И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль.      Ко всему готовы,  

Слайд 37... Вдаль идут державным шагом...     — Кто еще там? Выходи! Это

— ветер с красным флагом Разыгрался впереди...
Впереди — сугроб холодный,     — Кто в сугробе — выходи!.. Только нищий пес голодный     Ковыляет позади... — Отвяжись ты, шелудивый,     Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый,     Провались — поколочу! ... Скалит зубы — волк голодный —     Хвост поджал — не отстает —
Пес холодный — пес безродный ...     — Эй, откликнись, кто идет?
— Кто там машет красным флагом? — Приглядись-ка, эка тьма! — Кто там ходит беглым шагом, Хоронясь за все дома?
    — Все равно, тебя добуду, Лучше сдайся мне живьем!     — Эй, товарищ, будет худо,     Выходи, стрелять начнем!
... Вдаль идут державным шагом...      — Кто еще там? Выходи!  Это — ветер с красным

Слайд 38Трах-тах-тах! — И только эхо     Откликается в домах... Только вьюга долгим

смехом     Заливается в снегах...    Трах-тах-тах!     Трах-тах-тах...... Так идут державным шагом —     Позади — голодный пес,     Впереди — с кровавым флагом,     И за вьюгой невидим,     И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной,     В белом венчике из роз —     Впереди — Исус Христос.
Трах-тах-тах! — И только эхо      Откликается в домах...  Только вьюга долгим смехом      Заливается в

Слайд 39“Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку”

старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов.
А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!”
“Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота

Слайд 40Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии вочеловечения»
1.Поэма написана в

ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства.
2.Блок широко использует приём контраста. Резкое противопоставление двух миров – «чёрного» и «белого», старого и нового – выявляется в первых двух главах поэмы. В одной – сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуа», писателя- «витии», «товарища- попа», «барыни в каракуле»). В другой – коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и защитников «новой жизни».

Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии вочеловечения»   1.Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору,

Слайд 41 4. С одной стороны ,это люди, сознающие свой

высокий революционный долг («Революцьонный держите шаг!// Неугомонный не дремлет враг!»). С другой - в их психологии ещё живы и отчётливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»(«Запирайте етажи,//Нынче будут грабежи!).
5. Блок видел в революции не только величие, но и её «гримасы». Но главным для него было показать «октябрьское величие» бури революции. Это утверждает автор в финальной главе поэмы, где впереди красногвардейцев – «апостолов» новой жизни возникает образ Иисуса Христа.
6. Поэт сумел отобразить «музыку» тех дней: марш, городской романс, частушку, народную, революционную песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, сниженную, «уличную» лексику.
(По А. В. Терновскому)
4. С одной стороны ,это люди, сознающие свой высокий революционный долг («Революцьонный держите шаг!//

Слайд 42Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни,

стихию революции.
Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.
Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции.Христос является воплощением того нравственного,

Слайд 43Поэма «Двенадцать» как изображение гибельного пути России
1. В поэме

отображён не романтический подъём, а глубоко переживаемая поэтом духовная пустота, осознание нецелостности мира, невозможности достижения гармонии.
2. Разрушителей старого ведёт дух некой истины во имя каких-то высоких целей. Но объективно Блок с гениальной прозорливостью показал, что никаких высоких общечеловеческих целей у двенадцати красногвардейцев нет. Они оказываются обыкновенными хулиганами, неизвестно во имя чего совершающими лишь одно действие – убивают Катьку.
Поэма «Двенадцать» как изображение гибельного пути России  1. В поэме отображён не романтический подъём, а глубоко

Слайд 443. Все абстрактные цели во имя чего-то нового сродни гибельному ветру,

крутящему Россию. Что будет за метелью, за гибельным ветром, поэт не знает. Не знают и красногвардейцы, ради чего и куда они идут.

4. Иисус Христос в поэме как бы раздвоен: он в «белом венчике из роз», но «с кровавым флагом».

5. Революция оказывается ложной Незнакомкой,
отсюда – мрачность, двусмысленность поэмы.
(По С. В. Ломтеву)

3. Все абстрактные цели во имя чего-то нового сродни гибельному ветру, крутящему Россию. Что будет за метелью,

Слайд 45Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

Слайд 46 “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому

что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”… К.И.Чуковский
“Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому что именно тогда с ним случилось

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть