Слайд 1
“Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были
– это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью»… А.Блок.
Поэма А.А.Блока
«Двенадцать»
Автор- Юрганова Елена Владимировна
Слайд 2«Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к
жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты».
А. Блок.
Слайд 3Поэма «Двенадцать» (1918)
«… одни прочли в этой поэме
сатиру на революцию, другие – славу ей».
В. Маяковский
« Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе - крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее».
Л. Троцкий
Слайд 4«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!»
А. Блок.
Слайд 6Революционный отряд.
« Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить-
В красной гвардии
служить-
Буйну голову сложить!»
Слайд 8Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в Сибири.
1919 год.
Слайд 9Красногвардейский патруль в Петрограде.
«…ко всему готовы, ничего не жаль…»
Слайд 10Плакат с текстом из поэмы «Двенадцать»
Слайд 11 3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге
напечатала поэму «Двенадцать».
«Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
«Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский.
Спасти мир от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы.
«Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…» Из статьи Блока)
Слайд 12История создания поэмы.
“3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)”.“8
января. Весь день “Двенадцать””.
“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое)?”
“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец исторического процесса”…”
“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет”.
“25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус)”.
“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. “Двенадцать””.
“28 января… “Двенадцать””. “29 января… Сегодня я – гений!”
“18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”.
Слайд 13Основные образы – символы поэмы:
стихия (ветер, метель, «черное небо», «белый
снег»;
старый мир (б уржуй, «товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель-вития»);
«маленький человек» (старушка, бродяга);
Завязка поэмы – появление 12 красногвардейцев.
Развитие действия – 8 глава. Уж я семячки
Полущу, полущу…Уж я ножичком
Полосну, полосну!..- Падение человеческое.
9 -12 гл. – появление новых образов:
Буржуй на перекрёстке (перекресток – символ «распутья», на котором оказалась Россия.
«паршивый пес» - старое и новое ещё неразрывны.
Слайд 14 двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п ритму, стилистике,
содержанию, несёт самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку;
двенадцать – это полночь, граница , рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового;
двенадцать – это символ цикличности;
двенадцать – это красногвардейцы, непосредственно связанные с названием поэмы, крестоносцы, насаждающие веру в светлое будущее «огнём и мечом».
12апостолов Христа- разносчики учения Христа.
Смысл названия поэмы
Слайд 15III.Жанр: поэма - лиро-эпический жанр.
IV.Идея: два начала в революции: разрушение старого
и созидание нового.
V.Проблема:
1 )ВРЕМЯ- ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ;
2 )проблема СВОБОДЫ;
3 )БУДУЩЕЕ РОССИИ
II.Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей.
Слайд 16«Двенадцать» - эпическая поэма. Она как
будто составлена из отдельных зарисовок,
картинок с
натуры, быстро сменяющих одна
другую.
Динамичность и хаотичность сюжета,
выразительность эпизодов передают неразбе-
риху, которая царила и на улицах, и в умах.
Композиция, отражающая стихию революции,
определяет стилевое разнообразие поэмы.
Жанр и стиль, композиция поэмы
Слайд 18Полемика:
«Своей поэму считали и красные и белые…»
«12»
«+» «-»
1.Соловьев В. 1. И. Бунин «вульгарное,
безобразное, больше ничего».
2.Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа»
«дневниковая запись революционных
дней».
3.Луначарский «Первое произведение
о революции».
глава
Черный вечер. Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком — ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате — плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий — раздет, разут...
Слайд 21 Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
— Ох,
Матушка-Заступница!
— Ох, большевики загонят в гроб!
Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А это кто? — Длинные волосы
И говорит вполголоса:
— Предатели!
— Погибла Россия!
Должно быть, писатель —
Вития...
Слайд 22А вон и долгополый —
Сторонкой — за сугроб...
Что нынче
невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
— Ужь мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И — бац — растянулась!
Ай, ай! Тяни, подымай!
Слайд 23
Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит,
Рвет,
мнет и носит
Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию»...
И слова доносит:
... И у нас было собрание...
... Вот в этом здании...
... Обсудили —
Постановили:
На время — десять, на ночь — двадцать пять...
... И меньше — ни с кого не брать...
... Пойдем спать...
Слайд 24 Поздний вечер.
Пустеет улица.
Один бродяга
Сутулится,
Да свищет ветер...
Эй, бедняга!
Подходи —
Поцелуемся...
Хлеба!
Что впереди?
Проходи!
Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
Товарищ! Гляди
В оба!
Слайд 25Глава 2
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом
— огни, огни, огни...
В зубах — цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Тра-та-та!
Холодно, товарищи, холодно!
Слайд 26— А Ванька с Катькой — в кабаке...
— У ей
керенки есть в чулке!
— Ванюшка сам теперь богат...
— Был Ванька наш, а стал солдат!
— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!
Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята —
Чем, чем занята?...Тра-та-та!
Слайд 27Кругом — огни, огни, огни...
Оплечь — ружейные ремни...
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Слайд 28
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить —
В красной
гвардии служить —
Буйну голову сложить!
Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житье!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружье!
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
Слайд 29
Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит —
Елекстрический фонарик
На оглобельках...
Ах, ах, пади!..
Он в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Да покручивает,
Да пошучивает...
Вот так Ванька — он плечист!
Вот так Ванька — он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает...
Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом...
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая...
Слайд 30У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У
тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!
Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!
В кружевном белье ходила —
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила —
Поблуди-ка, поблуди!
Эх, эх, поблуди!
Эх, эх, поблуди!
Сердце екнуло в груди! Помнишь, Катя, офицера —
Не ушел он от ножа...
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?
Эх, эх, освежи,
Спать с собою положи!
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила —
С солдатьем теперь пошла?
Эх, эх, согреши!
Будет легче для души!
Слайд 31... Опять навстречу несется вскачь.
Летит, вопит, орет лихач...
Стой, стой! Андрюха,
помогай!
Петруха, сзаду забегай!..
Трах, тарарах-тах-тах-тах-тах!
Вскрутился к небу снежный прах!..
Лихач — и с Ванькой — наутек...
Еще разок! Взводи курок!..
Трах-тарарах! Ты будешь знать,
........................................................................
Как с девочкой чужой гулять!..
Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!
А Катька где? — Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что Катька, рада? — Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Слайд 32И опять идут двенадцать,
За плечами — ружьеца.
Лишь у бедного
убийцы
Не видать совсем лица...
Все быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее —
Не оправиться никак...
— Что, товарищ, ты не весел?
— Что, дружок, оторопел?
— Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?
— Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил...
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил...
— Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!
— Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба что ль?
— Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
— Поддержи свою осанку!
— Над собой держи контроль!
— Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Слайд 33И Петруха замедляет
Торопливые шаги...
Он головку вскидавает,
Он опять повеселел...
Эх, Эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Ох ты, горе-горькое!
Скука скучная,
Смертная!
Ужь я времячко
Проведу, проведу...
Ужь я темячко
Почешу, почешу...
Ужь я семячки
Полущу, полущу...
Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
Упокой, Господи, душу рабы Твоея... Скучно!
Слайд 34Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет
городового —
Гуляй, ребята, без вина!
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Слайд 35.
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга́, ой, вьюга́!
Не видать совсем друг
друга
За четыре за шага!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся...
— Ох, пурга какая, Спасе!
— Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво —
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
— Шаг держи революцьонный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!
Слайд 36.. И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль.
Ко
всему готовы, Ничего не жаль...
Их винтовочки стальные На незримого врага...
В переулочки глухие, Где одна пылит пурга...
Да в сугробы пуховые — Не утянешь сапога...
В очи бьется Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот — проснется
Лютый враг...
И вьюга́ пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Слайд 37... Вдаль идут державным шагом...
— Кто еще там? Выходи!
Это
— ветер с красным флагом Разыгрался впереди...
Впереди — сугроб холодный,
— Кто в сугробе — выходи!.. Только нищий пес голодный
Ковыляет позади... — Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый,
Провались — поколочу! ... Скалит зубы — волк голодный —
Хвост поджал — не отстает —
Пес холодный — пес безродный ...
— Эй, откликнись, кто идет?
— Кто там машет красным флагом? — Приглядись-ка, эка тьма!
— Кто там ходит беглым шагом, Хоронясь за все дома?
— Все равно, тебя добуду, Лучше сдайся мне живьем!
— Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
Слайд 38Трах-тах-тах! — И только эхо
Откликается в домах...
Только вьюга долгим
смехом
Заливается в снегах... Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах...... Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Слайд 39“Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку”
старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов.
А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!”
Слайд 40Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии вочеловечения»
1.Поэма написана в
ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства.
2.Блок широко использует приём контраста. Резкое противопоставление двух миров – «чёрного» и «белого», старого и нового – выявляется в первых двух главах поэмы. В одной – сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуа», писателя- «витии», «товарища- попа», «барыни в каракуле»). В другой – коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и защитников «новой жизни».
Слайд 41 4. С одной стороны ,это люди, сознающие свой
высокий революционный долг («Революцьонный держите шаг!// Неугомонный не дремлет враг!»). С другой - в их психологии ещё живы и отчётливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»(«Запирайте етажи,//Нынче будут грабежи!).
5. Блок видел в революции не только величие, но и её «гримасы». Но главным для него было показать «октябрьское величие» бури революции. Это утверждает автор в финальной главе поэмы, где впереди красногвардейцев – «апостолов» новой жизни возникает образ Иисуса Христа.
6. Поэт сумел отобразить «музыку» тех дней: марш, городской романс, частушку, народную, революционную песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, сниженную, «уличную» лексику.
(По А. В. Терновскому)
Слайд 42Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни,
стихию революции.
Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.
Слайд 43Поэма «Двенадцать» как изображение гибельного пути России
1. В поэме
отображён не романтический подъём, а глубоко переживаемая поэтом духовная пустота, осознание нецелостности мира, невозможности достижения гармонии.
2. Разрушителей старого ведёт дух некой истины во имя каких-то высоких целей. Но объективно Блок с гениальной прозорливостью показал, что никаких высоких общечеловеческих целей у двенадцати красногвардейцев нет. Они оказываются обыкновенными хулиганами, неизвестно во имя чего совершающими лишь одно действие – убивают Катьку.
Слайд 443. Все абстрактные цели во имя чего-то нового сродни гибельному ветру,
крутящему Россию. Что будет за метелью, за гибельным ветром, поэт не знает. Не знают и красногвардейцы, ради чего и куда они идут.
4. Иисус Христос в поэме как бы раздвоен: он в «белом венчике из роз», но «с кровавым флагом».
5. Революция оказывается ложной Незнакомкой,
отсюда – мрачность, двусмысленность поэмы.
(По С. В. Ломтеву)
Слайд 45Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».
Слайд 46 “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому
что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”… К.И.Чуковский