Слайд 1Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе
Слайд 2Необходимые условия:
- выявление одаренных детей с использованием различных диагностик;
- создание условий
для индивидуального развития личности учащихся через систему учебной, воспитательной и внеклассной работы, через организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов;
- развитие личностных творческих качеств учащихся через систему тренингов и организацию участия детей в различных видах деятельности;
- психологическое просвещение педагогов;
- психологическое просвещение родителей.
Слайд 3Принципы педагогической деятельности:
- максимальное разнообразие форм и методов, направленных на
формирование
и развитие познавательной активности в рамках каждого урока;
- опережающее обучение;
- развивающее обучение;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- создание условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
- использование возможностей внеурочной деятельности.
Слайд 4Пути формирования профессионально-личностных качеств учителя:
- с помощью тренингов в достижении
понимания самих себя и других (тренинги личностного роста, креативности);
- предоставлением знания о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
- тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы для каждого из талантливых учеников с учетом их интересов и способностей.
Слайд 6Любимыми (для составителей олимпиадных заданий) произведениями являются:
«Слово о полку Игореве»
(история открытия, авторство, древнерусский текст, различные переводы, топонимические названия, символы);
«Горе от ума» (история создания, действующие лица, афиша, крылатые выражения);
«Ревизор» (история создания, первая постановка, афиша, действующие лица, характеристики героев, актуальность в современном обществе);
«Герой нашего времени» (композиция, рассказчики, описания героев);
«Евгений Онегин» (отражение эпохи, реальные и вымышленные лица, авторское отношение к героям и событиям, исследования).
Слайд 7Следить за «юбилейными» писателями, книгами как текущего года, так и «соседних»
лет.
Чёткое знание биографий писателей: даты рождений, места рождений, фамилии и псевдонимы, музы, друзья, жёны, основные произведения, циклы (какие и кому посвящены), ключевые события жизни, преломление ключевых событий эпохи в судьбах авторов.
Знать точно названия произведений, И.О. героев, род их занятий, звания, описания и характеристики.
Посвящения произведений, эпиграфы к произведениям.
Композиции произведений; чёткое знание сюжета, пролог, эпилог, маршрут путешествия героя.
Знать произведения разных авторов, имеющие одинаковое название или похожие сюжетные линии и т.п.
Сон или письмо как композиционный приём (кто, когда, кому пишет или видит во сне).
Хорошо знать афишу каждого драматического произведения.
Слайд 8Из теории литературы знать:
систему стихосложения, роды, жанры, приёмы, термины, понятия,
литературные направления и их представителей;
основные критические статьи, их авторов, краткое содержание.
Связь литературы и других видов искусства;
связь русской литературы и белорусской, связь русских писателей с Беларусью.
Ответы должны быть краткими, чёткими и грамотно оформленными
Слайд 9Мониторинг результативности работы