Слайд 1
Подготовка обучающихся
к написанию
сочинения-рассуждения
в формате ЕГЭ
с использованием речевых клише
Джалилова Ирина
Владимировна,
учитель русского языка
и литературы
МКОУ СОШ № 4
с. Кочубеевское
Слайд 2Работа школы по подготовке
обучающихся к ЕГЭ
слаженная система уроков русского языка
и серьёзная подготовка по этому предмету;
качественное проведение уроков литературы, литературного краеведения, обществознания, истории, МХК;
серьезная работа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе;
хорошая организация научно-исследовательской и проектной деятельности по предмету;
активное участие ребят в творческих конкурсах и олимпиадах;
правильная, целенаправленная организация воспитательной работы в школе (взаимодействие с семьёй, социумом, классные часы, самоуправление в школе, высокая эффективность акций, вечеров, собраний - всех проводимых школьных мероприятий, дополнительное образование и т.д…);
продуманная система мониторинга знаний учащихся по предмету.
Слайд 4
Проблемы, влияющие на качество
выполнения заданий ЕГЭ
Отсутствие навыков решения заданий первой
части КИМа. Пробный ЕГЭ проблему не решает.
Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ.
Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ.
При подготовке к ЕГЭ не учитываются структурные особенности КИМов.
Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки).
Слайд 5
Факторы успеха на ЕГЭ
Обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения
ребенка в школе.
Специальная системная подготовка к ЕГЭ.
Слайд 6
Принципы работы при подготовке к ЕГЭ
Чтобы результаты были успешными, работа должна
вестись в системе и начинаться как можно раньше. Большое внимание следует уделять формированию орфографических и пунктуационных навыков (5-9 классы).
При изучении правил орфографии и пунктуации необходимо нацелить детей, мотивировать их на внимательное и глубокое изучение материала, т.е. сделать акцент на то, что этот материал встретится в КИМах ЕГЭ.
Организация систематического повторения пройденного.
Слайд 7
Принципы работы при подготовке к ЕГЭ
Каждый урок (по возможности) вести работу
по орфоэпии, лексике.
Для отработки навыков выполнения заданий первой части КИМа очень полезно уже в основном звене при проверке усвоения материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к ЕГЭ.
В уроки необходимо вводить комплексный анализ текста, который помогает построить урок в формате ЕГЭ.
Слайд 8
Принципы работы при подготовке к ЕГЭ
При подготовке к написанию сочинения (задание
26) тоже необходима системность в работе.
Проектировать уроки с учетом принципов дифференциации и индивидуализации обучения.
Организация контроля (со стороны учителя), самоконтроля (со стороны ученика).
Слайд 9
Этапы работы в 10-11 классах
по подготовке к итоговой аттестации
1 этап
– информационный.
2 этап – диагностический.
3 этап – обеспечение КИМами.
4 этап – формирование банка знаний.
5 этап – организация самостоятельной работы.
Слайд 10
Задание ЕГЭ 26 –
написание сочинения-рассуждения
по предложенному тексту
Рассуждение — такой
тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой.
Слайд 11Композиция рассуждения
тезис;
обоснования тезиса (аргументы, доказательства, примеры);
выводы (заключение на основе сказанного).
Слайд 12Формулировка задания 26
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из
проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Слайд 13Критерии оценивания
задания № 26 - сочинения
Слайд 14Критерии оценивания
задания № 26 - сочинения
Слайд 15
Примерный план
сочинения-рассуждения
1.Формулировка проблемы, поставленной автором текста.
2.Комментарий сформулированной проблемы:
-
пример № 1;
- пример № 2.
3.Отражение позиции автора.
4.Аргументация своего мнения по проблеме:
- выражение своего мнения по сформулированной проблеме;
- аргумент № 1;
- аргумент № 2.
5.Вывод.
Слайд 16
Речевые клише для формулировки проблемы, поставленной автором текста
- «В своей статье
(рассказе, тексте) автор (назвать фамилию) касается вопроса, рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (говорит о проблеме), (в центре внимания, поле зрения автора проблема…)»
- «Статья посвящена рассмотрению (решению) вопроса...»
- Можно начать сочинение рядом вопросительных предложений, завершенных стандартной фразой: «Именно над этими вопросами размышляет в своей статье (произведении) автор…»
- «Прочитав текст (назвать фамилию) , я ещё раз убедился, что проблема … была актуальной всегда»
- «Проблема, которую хотел показать нам (назвать фамилию) ,
такова: … »
Слайд 17
Речевые клише для комментария сформулированной проблемы
Автор: обращает наше внимание, выделяет, замечает,
высказывает интересное предположение, особо останавливается на, анализирует, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, приводит примеры…
«Давайте вчитаемся в строки …»
Слайд 18
Речевые клише для отражения
позиции автора
«Автор (назвать фамилию) оценивает (кого/что?),иронизирует над
(кем / чем?)
осуждает (кого / что?), разделяет мнение …,возражает (кому / в связи с чем?)
опровергает (что?), критикует, обвиняет, разоблачает (кого?),отстаивает (что?)
доказывает (что?), убеждает (кого в чем?), призывает к…. ,открыто заявляет о своей гражданской позиции… и т.п.». «Позиция автора особенно отчетливо проявляется в заявлении (высказывании) (можно процитировать)».
«Позиция автора становится очевидной, если мы обратим внимание на такую, например, деталь…»
«Автор считает, что…»
«Автор глубоко убежден в том, что…»
«С автором трудно спорить относительного …»
«Позиция автора сформулирована весьма чётко: …»
«Позиция автора такова: …»
«Автор выступает против того, чтобы …»
Слайд 19
Речевые клише для аргументации
своего мнения по проблеме
«С мнением, позицией, доводами
автора трудно не согласиться…», «Нельзя не согласиться с мнением автора…», «Я разделяю позицию автора…», «Я (не) разделяю точку зрения автора…», «Позиция автора близка (понятна) мне, но…», «В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…», «Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы)», «Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…»
«Приведем пример…», «Сравним…», «Сопоставим…», «Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…», «Никто не будет отрицать, что…», «Никто из нас не будет возражать против того…», «Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции», «Во-первых,…», «Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…»
Слайд 20
Речевые клише
для формулировки вывода
«В заключение хочу подчеркнуть…», «В заключение хотелось
бы отметить…», «В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на…», «Обобщая сказанное, можно сделать вывод…», «Итак,…», «Следовательно,…», «Таким образом,…», «Так давайте же…»
Слайд 21
Пример клише для написания сочинения
1. ФИО поднимает (ставит) важную, на мой взгляд,
проблему ……
2. Автор рассматривает ее на примере воспоминаний о… (рассказывая о главном герое, который Что делает) (Раскрывая эту проблему, автор приводит примеры …. Рассуждает о ….) Свое отношение к затронутой проблеме автор очень полно раскрывает в тексте. Так, например, в одном из эпизодов писатель говорит о том, … (или цитата). Это помогает нам понять … (Убедиться в этом нам помогает эпизод…, в котором подчеркивается… (В нем автор высказывает мысль о том, что…) А в финале текста (кроме того,) (или цитата) автор утверждает, что…)
3. Ф.И. справедливо считает (хочет убедить нас в том, что…) (Позиция автора сводится к тому, что) ………
4. С мнением автора нельзя не согласиться (я согласен с мнением автора)….
5. Правоту Ф.И.О. подтверждает и литературный опыт (Мысленно обращаясь к литературе, нахожу немало примеров, подтверждающих правоту Ф.И.О.). Так, в …….. Это свидетельствует о…
6. Не могу не вспомнить и.. (Вспомним также…. Не менее показателен эпизод из реальной жизни…)… Это подтверждает то, что…
7. Проблема, поднятая ФИО, заставляет каждого читателя задуматься над тем, что …….(Сегодня для нас эта проблема особенно важна, потому что…) (Я благодарен автору, заставившему меня задуматься над…) (Прочитав текст, я понял, что…) (Еще раз хочется обратиться к словам автора: «слова из текста для вывода»
Слайд 22Итог работы - стабильно высокие результаты выпускников на экзаменах
Средний балл по
итогам экзаменационных работ
Результаты выпускников 2016-2017 учебного года:
Количество учащихся – 15
Минимальный балл – 51
Максимальный балл – 96
3 выпускника набрали 91, 93, 96 баллов
Слайд 23Благодарю за внимание и сотрудничество