Презентация, доклад Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ

Содержание

Цели:обучение написанию сочинения-рассуждения в форме ОГЭ;развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;создание условий для коммуникативных навыков;развитие системы ценностных отношений к русскому языку ;воспитание бережного отношения к слову

Слайд 1Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ОГЭ
Подготовила и провела
Дрожжина А.А., учитель

русского языка и литературы
МКОУ «Андреевская ООШ»
Подготовка  к сочинению-рассуждению  в форме  ОГЭПодготовила и провелаДрожжина А.А., учитель русского языка и литературыМКОУ

Слайд 3 Цели:

обучение написанию сочинения-рассуждения в форме ОГЭ;

развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся,
умения анализировать,

сравнивать, обобщать, логически
верно излагать свои мысли;

создание условий для коммуникативных навыков;

развитие системы ценностных отношений к русскому языку ;

воспитание бережного отношения к слову автора,
к собственному слову;

нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание

Цели:обучение написанию сочинения-рассуждения в форме ОГЭ;развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически  верно излагать

Слайд 4Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось

бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Слайд 5Константин Георгиевич Паустовский 1892 - 1968
Русский писатель. Автор рассказов и

повестей о природе для детей и взрослых
Константин Георгиевич Паустовский 1892 - 1968  Русский писатель. Автор рассказов и повестей о природе для детей

Слайд 6Язык - удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои

мысли. Л.Успенский

Лингвист обращает внимание на функцию языка как средства выражения мыслей, подчеркивая его богатство и выразительность

Язык - удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли.

Слайд 7 Придание образности словам совершенствуется... посредством эпитетов.

А.А. Зеленецкий

Лингвист подчеркивает, насколько важна роль эпитетов в языке, так как они придают речи выразительность.

Придание образности словам совершенствуется... посредством эпитетов.

Слайд 8 Русский язык... обладает всеми средствами для выражения

самых тонких ощущений и оттенков мысли. В.Г.Короленко

Ученый обращает внимание на богатство и выразительность языка: с помощью языковых средств можно не только создать описание предметов или явлений, но и выразить чувства, эмоции.

Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

Слайд 9Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего

человека, всех сил, умственных и нравственных. И.А. Гончаров

Писатель предлагает задуматься о том, насколько важен язык не только как средство общения. Речь человека является отражением его внутреннего мира: характера, интеллекта, ценностных ориентиров.

Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных.

Слайд 10Красота
- все красивое, прекрасное, то , что доставляет эстетическое и нравственное

наслаждение.
Красота- все красивое, прекрасное, то , что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Слайд 11Природа
- это то, что нас окружает во всем его многообразии;
-

это все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир
Природа- это то, что нас окружает во всем его многообразии; - это все существующее во Вселенной, органический

Слайд 12 Родина
- отечество, родная страна
- место рождения, происхождения кого-либо, чего-либо, возникновения

чего-либо
Родина- отечество, родная страна- место рождения, происхождения кого-либо, чего-либо, возникновения чего-либо

Слайд 13Патриотизм
- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу

Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу

Слайд 14(1) В начале весны бывает короткое время, когда сливаются вешние воды

и зацветает ветла. (2) Над тихой темной водой цветут одинокие ветлы. (3) Они отражаются в воде, усыпанные серебряными барашками – мягкими на ощупь, похожими на птенцов крошечной птицы. (4) Трудно избавиться от ощущения, что эти барашки – живые существа, и притом такие теплые, будто их ворсистая шубка вобрала все тепло весеннего дня, хотя день пасмурный и солнце лишь изредка проглядывает белым размытым пятном на сером пологе неба. (5) В такие дни нас иногда охватывает от весеннего пара, сырой теплоты и тишины какое-то оцепенение. (6) Тогда можно часами сидеть на берегу у такой вот ветлы и следить, как тянут высоко над Россией с юга на север позванивающие косяки журавлей. (7) В такие минуты предстает перед внутренним взором вся неохватная страна с ее постоянной загадкой и зовом синеющих далей. (8) Каждая такая минута прибавляет еще одну крупицу к нашей любви и укрепляет сознание, что мы кровь от крови этой удивительной страны и что наша жизнь вне ее и без нее – невозможна, бессмысленна и ничтожна.
К.Г. Паустовский
(1) В начале весны бывает короткое время, когда сливаются вешние воды и зацветает ветла.

Слайд 15Тема текста

- то, о чем говорится в тексте

Тема текста - то, о чем говорится в тексте

Слайд 16Основная мысль (идея)
- то , для чего текст написан, к чему

призывает автор, о чем предлагает задуматься
Основная мысль (идея)- то , для чего текст написан, к чему призывает автор, о чем предлагает задуматься

Слайд 18Эпитет
- определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую

яркость, художественную выразительность
Эпитет- определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность

Слайд 19Метафора
- слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства,

которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении (скрытое сравнение)
Метафора- слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений

Слайд 20Олицетворение
- выражение, дающее представление о каком- либо понятии или явлении

путем изображения его в виде живого лица
Олицетворение - выражение, дающее представление о каком- либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого

Слайд 21Градация
- расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости

Градация- расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости

Слайд 22План сочинения-рассуждения 15.2
I.Вступление (тезис):

1.Цитата (заключительное предложение текста) Комментарий к тезису с опорой на основную мысль текста; II .Основная часть (аргументы) 1. № предложения , его роль в понимании смысла фразы, смысла текста; 2. № предложения, его роль в тексте; III. Заключение (вывод)

План сочинения-рассуждения  15.2I.Вступление (тезис):

Слайд 2315.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста :
„Каждая

такая минута прибавляет еще одну крупицу к нашей любви и укрепляет сознание, что мы кровь от крови этой удивительной страны и что наша жизнь вне ее и без нее — невозможна, бессмысленна и ничтожна“.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста :„Каждая такая минута прибавляет еще одну крупицу

Слайд 24 Каждая такая минута прибавляет еще одну

крупицу к нашей любви и укрепляет сознание, что мы кровь от крови этой удивительной страны и что наша жизнь вне ее и без нее — невозможна, бессмысленна и ничтожна»,- так завершается текст К.Г. Паустовского, являющийся ярким подтверждением того, что то самое высокое, каким принято его считать, чувство — патриотизм - испытывает КАЖДЫЙ человек, НЕ УТРАТИВШИЙ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ. Можно (ошибочно) считать, что любить родину — это значит говорить о ней пышные фразы, посвящать ей стихи и песни, отправляться на войну, жертвовать собой, защищая отчизну от врага... К.Г. Паустовский же видит проявление этого чувства в те мгновения, когда человек, созерцая красоту родной земли, замечает прекрасное и удивительное, даже в самом обыкновенном (предл. 5). В те же минуты он ощущает себя частицей мира, частью своего народа, неотъемлемой частью Родины (предл. 6). И только тогда, когда человек почувствует, как это ПРЕКРАСНО, он будет способен на великие дела, высокие поступки, называемые подвигами во имя Родины. Таким образом, ощущать себя частью своей страны, видеть и ценить ее красоту и богатство в глубине души, не напоказ – вот истинный патриотизм. Таков смысл фрагмента, на мой взгяд.

Пример сочинения по теме 15.2

Каждая такая минута прибавляет еще одну крупицу к нашей любви и укрепляет

Слайд 25Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось

бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Слайд 26План сочинения-рассуждения 15.1
I. Вступление (тезис)

1.Цитата (высказывание ученого) 2. Комментарий к тезису (о чем говорится ? На что обращает внимание лингвист(писатель)?)
II.Основная часть (Аргументы - доказательства) 1- ый аргумент (№ предложения,художественное средство, его роль в тексте)
2 -ой аргумент (№ предложения, художественное средство, его роль)
III. Заключение (вывод)


План сочинения-рассуждения  15.1I. Вступление (тезис)

Слайд 27 «Нет таких звуков, красок, образов и

мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения,» - утверждал К.Г. Паустовский, подчеркивая, насколько богат язык русского народа. Знаменитый художник слова является также автором прочитанного мною текста, в котором ярко выражена его искренняя привязанность к родине и восхищение , умиление ее красотой (предл. 4), переданное с помощью метафоры и олицетворения. Используя языковые средства, можно не только описать совсем незначительные, казалось бы, стороны жизни, открывая в них что-то необычное и показывая людям, но и выразить самые высокие чувства, такие как патриотизм (предл.8), для этого автор использовал градацию.
К.Г. Паустовский прав: выразительные возможности русского языка, действительно, велики.





Пример сочинения по теме 15.1


«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы

Слайд 28План сочинения-рассуждения15.3
I. Вступление (тезис)
Значение слова
II. Аргументы
1-ый аргумент по тексту
2-ой аргумент из

жизни (рассуждение связано с основной мыслью текста)
III. Вывод

План сочинения-рассуждения15.3I. Вступление (тезис)Значение словаII. Аргументы1-ый аргумент по тексту2-ой аргумент из жизни (рассуждение связано с основной мыслью

Слайд 29Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение по тексту К.Г. Паустовского

(см.распечатку), используя (по выбору) сформулированные тезисы и комментарии.
Домашнее задание:    Написать сочинение-рассуждение по тексту К.Г. Паустовского (см.распечатку), используя (по выбору) сформулированные тезисы

Слайд 30Большое
спасибо

всем
за урок!!!
Большое      спасибо

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть