Презентация, доклад подготовка к ОГЭ Задание №3 Выразительные средства лексики и фразеологии

1. Повторяем теорию. Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения

Слайд 1Задание №3
Выразительные средства лексики и фразеологии.


Анализ средств выразительности
Подготовила учитель русского языка и литературы: Овсянникова Елена Сергеевна
Задание №3 Выразительные средства лексики и фразеологии.     Анализ средств

Слайд 21. Повторяем теорию. Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в

которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.
1. Повторяем теорию.  Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение

Слайд 31. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).

2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств

предмета (мальчик-с-пальчик).

3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).

4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).
1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти). 2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик). 3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка

Слайд 45. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми

предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).

6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).

7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).

8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).
5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку

Слайд 59. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из

них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).

10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).

11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).
9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись,

Слайд 6Задание
Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.
1)Взошло солнце, и

в море вонзилась тысяча огненных спиц.
2)Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом.
3)“Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?” - сказала Нина.
4)Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской.
Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.1)Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц.2)Шум

Слайд 7Обоснование ответа
В первом предложении есть развёрнутая метафора (вонзилась тысяча огненных спиц).
Во

втором предложении есть сравнение (как дождь). Это и будет ответом.
В третьем предложении есть фразеологизм (валять дурака).
В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.
Обоснование ответаВ первом предложении есть развёрнутая метафора (вонзилась тысяча огненных спиц).Во втором предложении есть сравнение (как дождь).

Слайд 8Вопрос № 1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

метафора.
 
1)Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты. 2)Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот. 3)Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.
4)После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.
Вопрос № 1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.  1)Я пригляделся и увидел, что

Слайд 9Вопрос № 2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

сравнение.
 
1)Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело. 2)Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. 3)Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды. 4)"У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.
Вопрос № 2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.  1)Солнце нырнуло в тучу, и

Слайд 10Вопрос № 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

метафора.
 
1)Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти. 2)Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака. 3)Я насквозь просмоленный, как птица клёст. 4)Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.
Вопрос № 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.  1)Александр слушал этот вальс и

Слайд 11Вопрос № 4 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

олицетворение.
 
1)В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом. 2)С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды. 3)Характер у неё был вулканического происхождения. 4)Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Вопрос № 4 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.  1)В окнах домов мерцали уже

Слайд 12Вопрос № 5 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

фразеологизм.
 
1)Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека. 2)Я понял, что судьба моя висит на волоске. 3)Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна. 4)По каменистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.
Вопрос № 5 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.  1)Шурка парень молодой, а голос

Слайд 13Вопрос № 6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

эпитет.
 
1)Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд. 2)У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный. 3)Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку. 4)Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.
Вопрос № 6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.  1)Ветки гаснут не скоро, они

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть