Слайд 1Задание №3
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Анализ средств выразительности
Подготовила учитель русского языка и литературы: Овсянникова Елена Сергеевна
Слайд 21. Повторяем теорию.
Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в
которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.
Слайд 31. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).
2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств
предмета (мальчик-с-пальчик).
3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).
4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).
Слайд 45. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми
предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).
6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).
7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).
8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).
Слайд 59. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из
них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).
10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).
11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).
Слайд 6Задание
Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.
1)Взошло солнце, и
в море вонзилась тысяча огненных спиц.
2)Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом.
3)“Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?” - сказала Нина.
4)Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской.
Слайд 7Обоснование ответа
В первом предложении есть развёрнутая метафора (вонзилась тысяча огненных спиц).
Во
втором предложении есть сравнение (как дождь). Это и будет ответом.
В третьем предложении есть фразеологизм (валять дурака).
В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.
Слайд 8Вопрос № 1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1)Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.
2)Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.
3)Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.
4)После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.
Слайд 9Вопрос № 2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
сравнение.
1)Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.
2)Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.
3)Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды.
4)"У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.
Слайд 10Вопрос № 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1)Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.
2)Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.
3)Я насквозь просмоленный, как птица клёст.
4)Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.
Слайд 11Вопрос № 4 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
олицетворение.
1)В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
2)С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
3)Характер у неё был вулканического происхождения.
4)Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Слайд 12Вопрос № 5 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
фразеологизм.
1)Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.
2)Я понял, что судьба моя висит на волоске.
3)Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.
4)По каменистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.
Слайд 13Вопрос № 6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
эпитет.
1)Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.
2)У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.
3)Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.
4)Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.