Презентация, доклад Подготовка к ОГЭ Задание 3 Анализ средств выразительности

Содержание

Текст является результатом речевой деятельности и представляет собой группу предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловую целостность текста обеспечивает наличие определённой темы. В зависимости от объёма текста, тема может включать и микротемы (минимальные речевые единицы). Показатель микротемы в тексте — абзац. Как правило, абзацное

Слайд 1Текст как речевое произведение
Основные средства связи между предложениями в тексте

ОГЭ

: Задание №3
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Анализ средств выразительности

Учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа №1354 г.Москвы
Королева Ольга Олеговна

Текст как речевое произведение  Основные средства связи между предложениями в текстеОГЭ : Задание №3 Выразительные средства

Слайд 2Текст является результатом речевой деятельности и представляет собой группу предложений, связанных по

смыслу и грамматически. 
Смысловую целостность текста обеспечивает наличие определённой темы. В зависимости от объёма текста, тема может включать и микротемы (минимальные речевые единицы). Показатель микротемы в тексте — абзац. Как правило, абзацное членение текста связано с количеством микротем. Смысловая целостность текста — это реализация замысла пишущего или говорящего, то есть основной мысли текста. 
В композиционной стройности работы проявляется умение логично, последовательно и связно выстроить изложение, правильно разделить текст на абзацы, обоснованно использовать языковые средства логической связи. 
Важно!!! Обратите внимание на основные средства связи между предложениями в тексте: это поможет избежать речевых ошибок и недочётов, а впоследствии - успешно выполнить задание на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. 
Текст является результатом речевой деятельности и представляет собой группу предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловую целостность текста обеспечивает

Слайд 3Средства связи предложений в тексте
Выделяют следующие средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические, синтаксические.  
К лексическим средствам

относятся синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, лексический повтор. 
Например: 
На киностудии снимали новый фильм. В фильме должна была быть такая сцена. 

Средства связи предложений в текстеВыделяют следующие средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические, синтаксические.  К лексическим средствам относятся синонимы, антонимы, слова одной тематической

Слайд 4К лексическим средствам связи относятся:

К лексическим средствам связи относятся:

Слайд 5Морфологические средства связи: местоимения, частицы, союзы, союзные слова, видовременные формы глагола, степени

сравнения прилагательных и наречий. 
Например: 
В приоткрытую дверь избы дрессировщик впустил медведя. И тут произошло неожиданное. 

Морфологические средства связи: местоимения, частицы, союзы, союзные слова, видовременные формы глагола, степени сравнения прилагательных и наречий. Например: В приоткрытую дверь

Слайд 6К морфологическим средствам связи относятся:

К морфологическим средствам связи относятся:

Слайд 7Среди синтаксических средств связи выделяют синтаксический параллелизм (несколько предложений с одинаковым (сходным) порядком

членов предложения), парцелляцию (фрагменты предложения, графически оформленные как самостоятельные синтаксические единицы). 
Например: 
— Да удавчик. Двухлетний всего. Два метра длиной только! — объяснил мне товарищ. (С. Баруздин) 
До седых волос певец добивался такой песни, которая бы полюбилась всем. И старым и малым. Жизнерадостным и печальным. Задумчивым и бездумным. (Е. Пермяк) 

Среди синтаксических средств связи выделяют синтаксический параллелизм (несколько предложений с одинаковым (сходным) порядком членов предложения), парцелляцию (фрагменты предложения, графически

Слайд 8К синтаксическим средствам связи предложений относятся:

К синтаксическим средствам связи предложений относятся:

Слайд 9Попробуйте определить средства связи в следующих фрагментах текстов. 
Фрагмент 1 
(1) Андерсен считал

свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. (2) Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. (3) Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснется губами к деревьям. (4)Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах!  
(5) Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой весной.   
(6)  Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему, как он того заслуживал.   
(7) Слишком часто, даже в старости, ему давали понять, что он "бедный родственник" в датской литературе и что ему - сыну сапожника и бедняка - следует знать свое место среди господ советников и профессоров. (8) Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. 
(По К. Паустовскому) 
Попробуйте определить средства связи в следующих фрагментах текстов. Фрагмент 1 (1) Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной,

Слайд 10Фрагмент 2 
(1) Когда он утром подошел к столу, то увидал огромный букет

мимозы. (2) Они были такие хрупкие, такие желтые и свежие, как первый теплый день! 
(3) – Это папа подарил мне, - сказала мама. (4) – Ведь сегодня Восьмое марта. 
(5) Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. (6) Вчера вечером помнил, и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. (7) Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. (8) Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! (9)Обещаю расти умным и всегда тебя слушаться». 
(По В. Железникову) 

Фрагмент 2  (1) Когда он утром подошел к столу, то увидал огромный букет мимозы. (2) Они были такие хрупкие, такие

Слайд 11Фрагмент 3 
(1) ...Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску

пшеницы. (2) Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. (3) Они были похожи на траву. (4) Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. (5) Может быть, никакого хлеба и не будет. (6) Но трава начала сворачиваться в трубку. 
(7) — Скоро наш хлеб зацветет, — говорила мать. 
(8) Коля ждал, что хлеб зацветет голубыми цветами или алым маковым цветом. (9) А может быть, как вишня, покроется белой метелицей... 
(По Ю. Яковлеву) 

Фрагмент 3 (1) ...Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (2) Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы.

Слайд 12Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности
Задание №3

Выразительные средства лексики и фразеологии.  Анализ средств выразительности Задание №3

Слайд 13Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово

или выражение употреблено в переносном значении.
В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.
Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении.

Слайд 141. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).
2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств

предмета (мальчик-с-пальчик).
3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).
4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).
5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).
6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).
7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).
8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).
9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).
10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).
11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).
1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик).3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная,

Слайд 15Образец выполнения задания №3
Задание
Укажите предложение, в котором средством выразительности является

сравнение.
Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц.
Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом.
“Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?” - сказала Нина.
Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской.

Обоснование ответа
В первом предложении есть развёрнутая метафора (вонзилась тысяча огненных спиц).
Во втором предложении есть сравнение (как дождь). Это и будет ответом.
В третьем предложении есть фразеологизм (валять дурака).
В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.

Образец выполнения задания №3Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.Взошло солнце, и в море вонзилась

Слайд 16Выразительные средства лексики и фразеологии
Выберите правильный ответ.
Вопрос № 1 Укажите предложение,

в котором средством выразительности речи является метафора.
Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.
Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.
Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.
После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.
Выразительные средства лексики и фразеологии    Выберите правильный ответ.Вопрос № 1 Укажите предложение, в котором

Слайд 17Вопрос № 2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

сравнение.
Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.
Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.
Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды.
"У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.

Вопрос № 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.  
Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.
Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.
Я насквозь просмоленный, как птица клёст.
Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.

Вопрос № 2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. Солнце нырнуло в тучу, и

Слайд 18Вопрос № 4 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

олицетворение.
В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
Характер у неё был вулканического происхождения.
Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.

Вопрос № 5 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.
Я понял, что судьба моя висит на волоске.
Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.
По каменистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.

Вопрос № 4 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. В окнах домов мерцали уже

Слайд 19Вопрос № 6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

эпитет.
Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.
У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.
Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.
Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.

Вопрос № 7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.
Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.
Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.
Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.

Вопрос № 6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. Ветки гаснут не скоро, они

Слайд 20Вопрос № 8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

метафора.
Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.
Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.
Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.
На жемчужном небе - перистые облака рассвета.

Вопрос № 9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.
Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.
Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.
У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.

Вопрос № 8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Пришли ещё ребята и взрослые,

Слайд 21Вопрос № 10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

фразеологизм.
Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони.

ОТВЕТЫ:
1-3
2-2
3-1
4-2
5-2
6-2
7-1
8-2
9-4
10-4

Вопрос № 10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Из глубины зеркала, более светлой,

Слайд 22Использованные материалы
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura
http://festival.1september.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://images.yandex.ru/yandsearch
http://www.onelegend.ru
 

Использованные материалыhttp://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearchhttp://www.onelegend.ru 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть