Презентация, доклад подготовка к ОГЭ

Содержание

Психологи утверждают, что школьники усваивают 10% от того, что они читают; 26% от того, что они слышат; 30% от того, что они видят; 50% от того, что они видят и слышат; 70% от того, что они обсуждают с

Слайд 1Национальный центр инноваций в образовании
НЦИО
ОГЭ. Формирование метапредметных умений учащихся

в процессе подготовки к заданиям 15.1 -15.3
Национальный центр инноваций в образовании НЦИО ОГЭ. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе подготовки к заданиям 15.1

Слайд 2Психологи утверждают, что школьники усваивают
 
10% от того, что они читают; 
26% от

того, что они слышат;
30% от того, что они видят;
50% от того, что они видят и слышат;
70% от того, что они обсуждают с другими;
80% от того, что основано на личном опыте;
90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
95% от того, чему они обучаются сами.

Психологи утверждают, что школьники усваивают 10% от того, что они читают; 26% от того, что они слышат; 30% от

Слайд 3 Работа с текстом как основа формирования универсальных учебных действий
Важнейшую роль в

формировании УУД играет работа с текстом.
Навык чтения - фундамент всего образования.
Уровни работы с текстом:
1.   Воспроизведение, комментированное чтение, нахождение сведений.
2.   Анализ: выделение главной мысли, составление плана, тезисов, вопросов, схем, таблиц, написание выводов, поиск причинно-следственных связей, компрессия (сжатие текста), подбор примеров.
3.   Творчество: иллюстрирование, рецензирование, написание сочинений.

Работа с текстом как основа формирования универсальных учебных действий Важнейшую роль в формировании УУД играет

Слайд 4Учить не знаниям, а мышлению и способностям.
«Известно,

что все приемы мышления сводятся к ограниченному числу основных и что количество различных способностей также невелико. Наконец, различные приемы мышления встречаются в одном и том же предмете, значит, занятие одним из них должно подготовить к другим. Разве мы не убеждены в том, что общее образование должно сделать ученика способным ко всякой умственной работе?»
Латышев В.А. Руководство к преподаванию арифметики. СПб., 1880
Учить не знаниям, а мышлению и способностям.    «Известно, что все приемы мышления сводятся к

Слайд 5Метапредметные учебно-информационные умения
Необходимо сформировать у

учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
извлекать информацию из различных источников;
составлять план;
отбирать материал по заданной теме;
составлять письменные тезисы;
подбирать цитаты;
составлять таблицы, схемы, графики и пр.

Метапредметные учебно-информационные умения      Необходимо сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:извлекать информацию из

Слайд 6Задания
на анализ предложенного материала;
на формулировку тезиса;
на аргументацию;
на установление причинно-следственных связей;

на поиск информации в исходном тексте, художественном, научном, историческом источнике, окружающем мире;
на систематизацию материала;
на формулировку понятия и т.п

Русский язык

Литература

История

Обществознание

Другие предметы

Задания на анализ предложенного материала;на формулировку тезиса;на аргументацию;на установление причинно-следственных связей; на поиск информации в исходном тексте,

Слайд 7Метапредметные результаты образовательной деятельности
Способы деятельности, применимые как в

рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметные результаты образовательной деятельности   Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при

Слайд 8 Задания 15.1-15.3 проверяют не только умения,

необходимые в области русского языка, но и общеучебные умения:
умение адекватно понимать информацию прочитанного текста
умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента
умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи
При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы.

Задания 15.1-15.3 проверяют не только умения, необходимые в области русского языка, но

Слайд 9Анализируем формулировки тем
Анализ поможет ученику
осознать основной круг вопросов, которые нужно

раскрыть в сочинении,
определить основную мысль (идею) будущего текста,
продумать аргументацию и т.д.
Формулировка темы сочинения - прообраз, компрессия будущего текста.

Анализируем формулировки темАнализ поможет ученику осознать основной круг вопросов, которые нужно раскрыть в сочинении, определить основную мысль

Слайд 1015.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания…: «….». Аргументируя свой ответ, приведите 2

(два) примера из прочитанного текста.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете выражение: «….». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

15.3 Как Вы понимаете значение слова…? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое…..?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Написать сочинение-
рассуждение.

2. Раскрыть смысл
высказывания или пояснить
высказанную мысль.

3. Сформулировать тезис.

4. Аргументировать
высказанную мысль.
5. Сформулировать вывод.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания…: «….». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Слайд 11Задание 15.1

Задание 15.1

Слайд 12Задание 15.2

Задание 15.2

Слайд 13Задание 15.3

Задание 15.3

Слайд 14Универсальная
схема

Универсальнаясхема

Слайд 15Текст для работы

Текст для работы

Слайд 16 (1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение

марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...
(3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…
(4) - Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!- убеждала меня жена.
(8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…
(11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки!
(13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...
(15)- Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик...
(18)- Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать....(20)У меня нет альбома...
(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная

Слайд 17*
(21)- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился

на диван.
(22) - Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23)- Просто у меня сейчас нет альбома.
(24)- Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?!
(28)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (31)Никуда не может ездить…. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом…(34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...
(36)- А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (37)- Только честно?
(38)- Да, папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть жалею... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься?
(46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.
(50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...
(По Л.Куклину)
* (21)- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван.(22) - Ну что ты,

Слайд 18Обратите внимание!
Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора!
В

частности, «я» в повествовании – всегда «я» рассказчика, но не автора.

Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика.

Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной (положительной) оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.
Обратите внимание!Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора!   В частности, «я» в повествовании – всегда

Слайд 19Задание 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете

выражение: «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 15.2    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете выражение: «У него в руках был

Слайд 20Этапы работы над заданием 15.2
I. Анализ фрагмента текста - этап понимания:
определить

и понять предмет анализа;
сформулировать тезис;
дать пояснения к тезису.
II. Интерпретация фрагмента текста - этап объяснения:
объяснить смысл фрагмента текста;
обосновать (подтвердить) высказанное суждение о смысле фрагмента текста примерами-аргументами из текста.
III. Вывод - этап обобщения:
личностное отношение к герою, к теме или проблеме текста.


Этапы работы над заданием 15.2I. Анализ фрагмента текста - этап понимания:определить и понять предмет анализа; сформулировать тезис;дать

Слайд 21Приёмы работы с текстом
Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять

текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
Прием составления графической схемы. Это способ моделирования логической структуры текста. От плана она отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
Прием составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Приёмы работы с текстомПрием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по

Слайд 22Как понять смысл текста?
Выделить в тексте главное (помощь -ключевые слова, оценочная

лексика и детали);
определить микротемы, несущие основную информацию, их функцию;
сформулировав основную мысль микротемы, понять ход развития авторской мысли во всем тексте.

Как понять смысл текста?Выделить в тексте главное (помощь -ключевые слова, оценочная лексика и детали);определить микротемы, несущие основную

Слайд 24*
Структура сочинения
Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; фраза,

которая предложена ему в тексте задания, - основа для формулировки тезиса.
Аргументация
(доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли (номера предложений или цитаты из исходного текста).
Вывод.
*Структура сочиненияТезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; фраза, которая предложена ему в тексте задания,

Слайд 25Кульминация и развязка как опорные точки композиции текста

Анализ опорных точек – ключ к пониманию логики композиции, а значит, и всей внутренней логики произведения как целого…
Опорные точки композиции – это точки наибольшего читательского напряжения. Они часто совпадают с элементами сюжета – кульминацией и развязкой.
(А.Б. Есин «Принципы и приемы анализа литературного произведения»)



Кульминация + развязка


раскрывают авторский замысел

ЗАЧЕМ взят данный сюжет?
(воплощение идеи – смысла)


Кульминация и развязка как опорные точки композиции текста    Анализ опорных точек – ключ к

Слайд 26Работаем с текстом
Психологические проблемы


«Кончилась спокойная жизнь».
«Я снова стал вести

существование дикого охотника за марками...»
«Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…»
«Удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки…»;
«Всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать».

Финансовые проблемы


«Из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей шубку…»
«Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь».


- Долго ли создавалась коллекция марок?
(Отец собирал; сыну передалось увлечение).


Работаем с текстомПсихологические проблемы «Кончилась спокойная жизнь». «Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...»«Я выменивал,

Слайд 27Почему альбом с марками можно назвать «целым миром»?

Филателисты узнают

много нового о странах, людях, предметах, событиях и т.д., которые изображены на марках.



«Они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, позволяли каждый раз чувствовать себя первооткрывателями».
«Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы».


Стоимость редких марок обычно очень высока, поэтому даже небольшая часть проданной коллекции могла бы дать возможность сыну путешествовать по всему миру.


«Из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей шубку…»





Почему альбом с марками можно назвать «целым миром»?  Филателисты узнают много нового о странах, людях, предметах,

Слайд 28Почему сын «щедро подарил» этот мир «другому» ?
Причина 1.

«Это мальчик, у

которого парализованы обе ноги. Он не может ходить, совсем не может! Никуда не может ездить. Разве в его коляске далеко уедешь?»
«Он так обрадовался, что даже заплакал. Не кричал, не смеялся, а заплакал. Неужели от радости тоже можно плакать?»

Причина 2.

«Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить
в другие страны...»






Почему сын «щедро подарил» этот мир «другому» ?Причина 1.«Это мальчик, у которого парализованы обе ноги. Он не

Слайд 29Определяем идею текста
«Сначала – очень жалел, а теперь

- чуть-чуть... И мне теперь очень-очень хорошо...»

«Это был мой сын, и он стал взрослым».

«Мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...»
(В этом предложении как бы сконцентрирован весь смысл рассказа, авторская идея понимания, прощения и милосердия).

Для сына, как и для отца, радость больного мальчика от искренне сделанного щедрого подарка оказалась гораздо важнее собственного увлечения, финансовых затрат, радужных мечтаний. Одним поступком сын доказал свою нравственную состоятельность, взрослость.
Милосердие, доброта – вот настоящие ценности жизни, дороже которых нет ничего.




Определяем идею текста   «Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... И мне теперь очень-очень

Слайд 30Пишем сочинение
1) Раскроем тему текста и сформулируем тезис:

Филателия – интереснейшее занятие. Рассказывая о поступке сына, отец утверждает: «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому».
Я думаю, смысл этого высказывания таков: мальчик, великодушно отдав любимый альбом с марками больному сверстнику, сделал его жизнь намного интересней.

2) Приведём аргументы, используя вводные слова.
Во-первых, человек, увлеченно занимающийся собиранием марок и изучающий их, значительно расширяет свой кругозор (предложения 13, 16).
Во-вторых, хорошая филателистическая коллекция стоит дорого (предложения 10-11), и на деньги, вырученные от её продажи, можно путешествовать по разным странам.

3) Вывод.
Следовательно, щедро подарив мальчику-инвалиду свой альбом, сын дал и ему возможность порадоваться этому миру, в котором нет ничего ценнее доброты и сострадания.

Пишем сочинение1) Раскроем тему текста и сформулируем тезис:     Филателия – интереснейшее занятие. Рассказывая

Слайд 31Памятка «Как работать над сочинением (15.2)»
Внимательно прочитайте текст.
Вдумайтесь в смысл вопроса,

на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова.
Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса.
Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод).
Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).


Памятка «Как работать над сочинением (15.2)»Внимательно прочитайте текст.Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите

Слайд 32Образец работы с памяткой
Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит

ответить, найдите в нём ключевые слова.


«целый мир» «щедро подарил его другому»

О каком мире идёт речь в тексте?
Что заставило сына щедро подарить этот мир другому?


Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.


Предложения 10-11, 13,16

Предложения 29 – 45, 48



Образец работы с памяткойВдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова.«целый

Слайд 33Образец работы с памяткой
Сформулируйте собственное мнение
о смысле заданного

вопроса.



«Я считаю, что сын дал возможность парализованному мальчику познать мир с помощью подаренного альбома с марками».



4. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.


Предложения 13-16; 10-11.
Марки «позволяли чувствовать себя первооткрывателями».
«из заначек… можно было бы купить… шубку»
Марки «вызывали всё усиливающуюся финансовую течь».







Образец работы с памяткойСформулируйте собственное мнение   о смысле заданного вопроса.    «Я считаю,

Слайд 34*
Образец работы с памяткой

5. Проверьте композицию сочинения: это должно быть

сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод).





Все композиционные части в сочинении-рассуждении есть.



6. Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).




Автор считает, что самая большая ценность – бескорыстная доброта.


Мой вывод.
«Следовательно, великодушно подарив мальчику-инвалиду свой альбом, сын дал и ему возможность порадоваться этому миру, в котором нет ничего ценнее доброты и сострадания».



*Образец работы с памяткой5.  Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод).

Слайд 35Переходим к заданию 15.1
(28)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы

обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (31)Никуда не может ездить… (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом…(34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...
(36)- А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (37)- Только честно?
(38)- Да, папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть жалею... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься?

 

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Л. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». 
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания».
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога и философа А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского филолога А.А. Кузнецова: «Изложение „от первого лица”, употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя».

Переходим к заданию 15.1 (28)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша

Слайд 36Как понять смысл конкретного высказывания о языке?
Анализируем авторское высказывание на лингвистическую

тему как структуру, состоящую
из 2-х частей.
2. Уточняем значение ключевых понятий и ключевых характеристик высказывания.

1

2

Как понять смысл конкретного высказывания о языке?Анализируем авторское высказывание на лингвистическую тему как структуру, состоящую

Слайд 37Анализ структуры авторского высказывания на лингвистическую тему


Анализ структуры авторского высказывания на лингвистическую тему

Слайд 38 «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».


И.Г.Милославский
«Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». И.Г.Милославский

Слайд 39Анализ структуры высказывания


Анализ структуры высказывания

Слайд 40 «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах,

форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». В.В.Виноградов

«Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших

Слайд 41Анализ структуры высказывания


Анализ структуры высказывания

Слайд 42От ключевых слов высказывания – к его пояснению

От ключевых слов высказывания – к его пояснению

Слайд 43Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



15.1

Задание 15.1     Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение,

Слайд 44Вариант сочинения
«Любое повторение, двукратное или многократное, обращает

на себя особое внимание читающего», — считал лингвист И.Г. Милославский.
Я понимаю это высказывание так: чтобы читатель не пропустил мысль, важную для понимания текста, автор использует повторение одного и того же слова. 
Обратимся за доказательствами к тексту Л. Куклина. Сын объясняет отцу причину, по которой отдал альбом с марками. В надежде, что отец тоже проникнется сочувствием к парализованному мальчику, он дважды повторяет мысль о том, что новый владелец коллекции «не может» ходить (предложение 30), дважды просит отца о понимании («понимаешь», предложения 30, 41). Повторы добавляют эмоциональности речи чуткого, доброго мальчика, помогают читателю понять его чувства.
Лингвист И.Г. Милославский абсолютно прав.

15.1

Вариант сочинения    «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего», —

Слайд 45Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряженности». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


...

Задание 15.1     Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Многоточие — частый

Слайд 46Вариант сочинения
Многоточие часто является именно тем знаком препинания,

который используется в том случае, когда словами уже невозможно выразить чувства. Это эмоционально наполненный знак, значение которого раскрывается в контексте.
Обратимся за примерами к рассказу Л. Куклина. Волнение и азарт «дикого охотника за марками» переданы многоточиями в предложениях 2 и 3. Снисходительность и ирония по отношению к «святому материнскому заблуждению» читается в многоточии, завершающем предложение 8, а уверенность в собственной правоте рассказчик передает многоточием в предложении 10. Разве не удивителен диапазон чувств, который способен передать этот знак препинания?
Действительно, как верно заметила Н.С. Валгина, «многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряженности».

...

Вариант сочинения   Многоточие часто является именно тем знаком препинания, который используется в том случае, когда

Слайд 47Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного

лингвиста Л.В. Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Задание 15.1    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.В. Щербы: «Абзац, или красная

Слайд 48Вариант сочинения
Лингвисту Л.В. Щербе принадлежат слова о

том, что «абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».
В самом деле, любой текст всегда включает несколько абзацев, которые поэтапно раскрывают общую тему, характеризуют предмет речи по тому или иному признаку или свойству.
Примеры, иллюстрирующие эту мысль, находим в тексте Л. Куклина. Признание мальчика, принявшего решение отдать альбом, очевидно, далось ему нелегко. Всё оно заключено в абзац, объединяющий предложения 28–35. Для читателя это откровение — важная информация, это кульминация рассказа, поэтому она и выделена абзацным отступом.
С красной строки также оформлено и последнее предложение текста, представляющее собой развязку: отец понял сына, оценил его взрослый поступок.
Как видим, утверждение Л.В. Щербы верно.

абзац

Вариант сочинения    Лингвисту Л.В. Щербе принадлежат слова о том, что «абзац, или красная строка,

Слайд 49Задание 15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного

лингвиста Н.С. Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной — с помощью знаков препинания». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


, ; . : - ! ? ...

Задание 15.1    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «То, что в

Слайд 50 Лингвист Н.С. Валгина утверждала: «То, что в устной речи

достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной — с помощью знаков препинания».
Действительно, как можно так заставить «зазвучать» текст, чтобы читатель услышал живую речь со всеми ее интонациями? Только с помощью пунктуационных знаков!
Обратимся к тексту Л. Куклина за примерами. Убеждая мужа не переживать по поводу увлечения сына марками, жена приводит ряд весомых, на ее взгляд, аргументов (предложения 5–6). Второй аргумент в ее речи возник как бы не сразу, а в процессе раздумья, и эта пауза, помогающая логически выделить важное в речи, передана точкой после предложения 5.
Двоеточие в бессоюзном предложении 13 также передает небольшую паузу: рассказчику нужно подобрать весомые аргументы, которые убедили бы читателя в том, что он поступил правильно.
Утверждение Н.С. Валгиной верно.

Лингвист Н.С. Валгина утверждала: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических

Слайд 51Задание 15.3
Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте

и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

*

Задание 15.3   Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Слайд 52Обратите внимание!
При оценивании следует учитывать цель и

содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.

Обратите внимание!    При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не

Слайд 53Задание 15.3
Толкование — это определение, объяснение лексического значения слова. 
Впервые   термин  

употребил   для  
определения   типа   своего   словаря В.И. Даль, который написал на титульном листе: «Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных».
Задание 15.3Толкование — это определение, объяснение лексического значения слова.  Впервые   термин   употребил   для     определения   типа  

Слайд 54Даём определение слова
Определение -   логическая операция,

раскрывающая содержание понятия.
Определение – это
установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных; в левую часть определения входит определяемый термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые слова;
уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика.
Дать определение слова - это значит подвести данное понятие
под другое, более широкое.
Даём определение слова    Определение -   логическая операция, раскрывающая содержание понятия.Определение – это установление

Слайд 55Способы толкования понятий
1) Классическая дефиниция: понятие определяется через родовые и видовые

признаки;
2) описание: перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика: приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение: данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение: содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Способы толкования понятий1) Классическая дефиниция: понятие определяется через родовые и видовые признаки;2) описание: перечисляются свойства и признаки

Слайд 56Гиперо́нимы — слова с более широким значением, выражающие общее, родовое понятие
К

кому испытываем?

Каким бывает?

искренним
глубоким
неподдельным
острым
истинным
безграничным
горячим
безмерным
подлинным
невольным…

сострадание

Что может С.?
Что можно с ним
делать?

в тексте

свойство

качество

способность

возникать
проявляться
вызываться
испытывать
возвышать
учиться
чувствовать
проявлять
ощущать
выражать….

Синонимы
милосердие
сочувствие
жалость

Антонимы
безучастность
жестокость

старики, сироты,
больные люди, животные…


страдающие живые существа

Основа:
желание освободить
их от страданий


Зачем нужно?

сближает людей
делает человека счастливее, добрее
помогает выжить
развивает духовно и эмоционально
укрепляет веру в себя и в окружающих…

Подобно…
живой воде
эликсиру жизни
волшебной палочке:
преображает ситуацию

эмоции

Ищу аргументы

в литературе

в истории
человечества

в пословицах

в окружающем
мире

чувство

Гиперо́нимы — слова с более широким значением, выражающие общее, родовое понятиеК кому испытываем?Каким бывает? искренним глубоким неподдельным

Слайд 57Логическая операция определения понятия. Классическая дефиниция

Логическая операция определения понятия.  Классическая дефиниция

Слайд 58Сравнение

Сравнение

Слайд 59Сравнение

Сравнение

Слайд 60Различение

Различение

Слайд 61Характеристика

Характеристика

Слайд 62Описание

Описание

Слайд 63Работаем со словом

СОСТРАДАНИЕ

Синонимы: доброта, жалость, сострадание, гуманность, милосердие, человечность.

Антонимы:

безжалостность, беспощадность, жестокосердие, бессердечность, бессердечие, бесчеловечность. 


материал для определения указанного в задании слова

Работаем со словомСОСТРАДАНИЕ Синонимы: доброта, жалость, сострадание, гуманность, милосердие, человечность. Антонимы: безжалостность, беспощадность, жестокосердие, бессердечность, бессердечие, бесчеловечность. материал

Слайд 64Истолковываем значение слова
Синонимический способ определения.
Значение слова раскрывается
близким по значению словом-
синонимом:
Сострадание

– это
доброта, милосердие,
человечность. 

Если синонимический ряд не даёт достаточного
знания, он может объединяться с описанием в
описательно- синонимическое определение.
Описательная часть такого определения
позволяет более точно указать содержание
поясняемого слова, синоним же содержит в себе
дополнительные сведения о значении:
Сострадание — это милосердие,
положительная черта характера, когда
человек стремится оказать помощь тем,
кто в ней остро нуждается.

Отрицательные определения.
Указание таких свойств, понятий,
предметов и т.д., которые у них
отсутствуют.
Сострадание – это
качество человека, не
знающего безжалостности
и жестокосердия.

Комбинированный способ – совокупность способов, позволяющая полнее раскрыть оттенки значения слова.
Сострадание – сердечное, доброе, чуткое отношение к людям или другим живым существам, характеризующееся сознательным и бескорыстным оказанием помощи.

Истолковываем значение словаСинонимический способ определения.Значение слова раскрывается близким по значению словом-синонимом:Сострадание – это доброта, милосердие, человечность. Если синонимический

Слайд 65Обратите внимание!
При определении лексического значения существительного ключевым словом

является существительное, при определении значения глагола таким словом является глагол, при определении прилагательного – прилагательное или причастие.
Это поможет преодолеть трудности при толковании слов и предостережёт от использования грамматически неверных конструкций типа «Дружба – это когда…».
Обратите внимание!   При определении лексического значения существительного ключевым словом является существительное, при определении значения глагола

Слайд 66Роль комментария
Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого

нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по критерию С3К1.
Роль комментария   Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его

Слайд 67Содержание комментария

Почему дано именно
такое толкование
(определение)?
Чем существенным
можно дополнить


данное определение?
На что хотелось бы
обратить особое
внимание?
Какой дополнительной
информацией можно
его расширить? и др.



Какое ключевое слово
(словосочетание) хотелось бы
пояснить;
развернуть;
расширить;
уточнить;
дополнить.



Содержание комментария Почему дано именнотакое толкование (определение)? Чем существенным можно дополнить данное определение? На что хотелось бы

Слайд 68Составляем план комментария
Какова отличительная особенность (признак) данного явления (факта, свойства и

т.п.)?
В чём заключается его ценность (негативные качества, свойства)?
Почему дано именно такое толкование (определение)?
Что лежит в основе данного чувства (качества, свойства)?
Чем существенным можно дополнить данное определение?
На что хотелось бы обратить особое внимание?
Какой дополнительной информацией можно его расширить?
Какое ключевое слово (словосочетание) в данном определении хотелось бы пояснить (развернуть, расширить, уточнить, дополнить).
Каковы, на Ваш взгляд, могут быть условия (обстоятельства, причины, предпосылки)
проявления данного качества, свойства?
Как, по Вашему мнению, характеризует это свойство (качество, черта характера) его обладателя? и т.п.


Составляем план комментарияКакова отличительная особенность (признак) данного явления (факта, свойства и т.п.)?В чём заключается его ценность (негативные

Слайд 69Учимся писать комментарий
Например:

Безжалостный человек – это существо, способное сознательно причинять окружающим или конкретному человеку физические и душевные страдания.
Находим ключевые слова:
существо, способное сознательно причинять страдания.

Учимся писать комментарий     Например:     Безжалостный человек – это существо,

Слайд 70Аргументы в темах сочинений ОГЭ по русскому языку
15.1
15.2
15.3

Аргументы в темах сочинений ОГЭ по русскому языку 15.1 15.2 15.3

Слайд 71Обратите внимание!
В работе экзаменуемого может быть несколько цитат из текста или

ссылок на него, однако не все из них должны считаться аргументами.
Аргументом является только такая цитата или ссылка, которая подтверждает, обосновывает мысли и утверждения экзаменуемого, объясняющие смысл приведённого в задании фрагмента.
Обратите внимание!В работе экзаменуемого может быть несколько цитат из текста или ссылок на него, однако не все

Слайд 72Тезис





Почему это так?

Потому что (так как)…




Аргумент 1 Аргумент2

Что следует из вышесказанного?



В ы в о д

ТезисПочему это так?Потому что (так как)…      Аргумент 1

Слайд 73Варианты заданий
Определите, какие из вариантов являются

аргументами к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что.

В жизни ценнее всего доброта.
Д.С.Лихачёв

Надо научиться делать добро просто так, без всякой надежды на благодарность, с самыми чистыми и бескорыстными намерениями.
Она сближает , избавляет людей от  одиночества, душевных ран и обид.
Многие хотят не отдавать, а получать доброту от окружающих.
Она основана на любви, без которой немыслимо наше существование.
Нужно самому творить добро вокруг себя.



Варианты заданий     Определите, какие из вариантов являются аргументами к тезису. Используйте подстановку союзов

Слайд 74 Определите, какие из вариантов НЕ являются аргументами

к тезису.
Друг – это одна душа, живущая в двух телах.
Аристотель
Друзья доверяют друг другу во всём и вместе делят горе и радости.
Друзей отличает единомыслие, которое проявляется также в поступках.
Друзья разделяют одни интересы, увлечения.
Нужно делать друзьям хорошее, не дожидаясь их просьб.
Из двух друзей всегда один раб другого.

Определите, какие из вариантов НЕ являются аргументами к тезису.Друг – это одна душа, живущая

Слайд 75 Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте

метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.

В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека.
Ч. Диккенс

Оказывая постоянную помощь другим, вы тем самым лишаете их способности развиваться и принимать самостоятельные решения.
Всегда и во всем соблюдайте меру, так вы сможете достигнуть гармонии с окружающим миром и с самой собой.
Приходите на помощь лишь тогда, когда вы посчитаете это необходимым.
Спешите делать добрые дела.


Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.

Слайд 76 Продолжите афоризм, добавив сначала слова потому что, а

затем – поэтому.
Объясните, чем варианты отличаются друг от друга.
Лицемер - всегда раб. (Р. Роллан)
а)(Потому что)…
б)Поэтому…


(Вариант ответа: вариант а) – аргумент; б) – вывод)

а) (Потому что) свободный человек никогда не станет притворяться   перед   самим  собой .
(Потому что) теряя собственное «я», человек превращается в ничто.

б) Поэтому никакой другой порок не может быть столь разрушительным для личности, как лицемерие.
Продолжите афоризм, добавив сначала слова потому что, а затем – поэтому.   Объясните,

Слайд 77Ищем ошибки в аргументации

Ищем ошибки в аргументации

Слайд 78Аргументы из жизненного опыта
Под жизненным опытом

следует понимать все богатство личностного опыта, которое может быть актуализировано для решения речевой задачи – обосновать справедливость тезиса. Жизненный опыт включает в себя примеры из
художественной,
научной литературы,
кинофильмов,
факты общественной и личной жизни.
Важно понимать, что качество аргумента, его доказательная сила определяются не тем, из какого источника он взят, а тем, в какой мере он реализует свою смысловую функцию.


Аргументы из жизненного опыта     Под жизненным опытом следует понимать все богатство личностного опыта,

Слайд 79Аргументы из жизненного опыта
1. Учебники
как
источники
аргументов
Биографии учёных, писателей,
поэтов;
теории;

гипотезы;
исследования;
личные воспоминания
или современников,
дневники;
тексты, дающие оценку какому-либо
событию или деятельности известной
личности;
тексты известных ученых, в которых
излагаются разные точки зрения на
одно и то же явление (к примеру,
этическое, лингвистическое) и т. д.
Аргументы из жизненного опыта1. Учебникикакисточникиаргументов Биографии учёных, писателей, поэтов; теории; гипотезы; исследования; личные воспоминания или современников, дневники;

Слайд 80 Типовые конструкции как универсальный способ передачи информации
“В системе современного

литературного русского языка слова… функционируют не как произвольно и неожиданно сталкиваемые и сцепляемые компоненты речи, а занимая устойчивые места в традиционных формулах. Большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул, клише” (В. В. Виноградов).
«Наш литературный язык часто заставляет нас отливать наши мысли в формы, им заранее заготовленные, он иногда шаблонизирует нашу мысль…». (Л.В.Щерба)
Положительные стороны клише:
соответствие психологическим стереотипам как отражению в сознании часто повторяющихся явлений действительности;
легкая воспроизводимость готовых речевых формул;
автоматизация процесса воспроизведения;
облегчение процесса коммуникации;
экономия усилий, мыслительной энергии и времени как для говорящего (пишущего), так и для слушающего (читающего).
(Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов.)
Типовые конструкции как универсальный способ передачи информации   “В системе современного литературного русского языка

Слайд 81Банк аргументов

Банк аргументов

Слайд 82Аргументы из жизненного опыта
2. Опыт
многих
поколений
пословицы,
поговорки,
нравственные

заповеди,
моральные нормы,
сложившиеся традиции и т.п.

3. Опыт
близких
людей
и
собств.
опыт

зрительский опыт,
факты общественной жизни,
личный социальный опыт,
правила поведения,
различные события в
различных сферах жизни,
общение с другими людьми,
наблюдение за жизнью
окружающих и т.п

Аргументы из жизненного опыта2. Опыт многихпоколений пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции и т.п.3. Опыт

Слайд 83Банк аргументов

Банк аргументов

Слайд 84Банк аргументов

Банк аргументов

Слайд 85Аргументы из жизненного опыта
4. Читатель-
ский
опыт

Аргументы из жизненного опыта4. Читатель-ский опыт

Слайд 86Как оформить аргументы в сочинении

Как оформить аргументы в сочинении

Слайд 87Ч а с т и 3 ОГЭ, ЕГЭ, жизнь
Русский язык

История

Обществознание





Литература



Человек, владеющий одним из важнейших навыков – навыком
убеждения, необходимым ему для успешного развития карьеры и
достижения поставленных целей.


Науки, где всё должно иметь
чёткую доказательную базу.

Ч а с т и  3 ОГЭ, ЕГЭ, жизньРусский язык ИсторияОбществознаниеЛитератураЧеловек, владеющий одним из важнейших навыков

Слайд 88Пишем сочинение

Пишем сочинение

Слайд 89 Определение понятия может выступать и как генеральный тезис, который

будет обосновываться материалом исходного текста, и как конечный результат осмысления тех жизненных противоречий, которые рассмотрены автором. Тогда определение выступает в виде итогового вывода.

Схема 1
Тезис (определение слова)

Комментарий к тезису


Аргумент 1


Аргумент 2



Вывод





Схема 2
Пояснение к понятию

Аргумент 1

Аргумент 2


Вывод (определение слова)




Определение понятия может выступать и как генеральный тезис, который будет обосновываться материалом исходного текста, и

Слайд 90Варианты сочинений

Варианты сочинений

Слайд 91Схема 1

Схема 1

Слайд 92Схема 2

Схема 2

Слайд 93Алгоритмизация как метапредметное умение
Я считаю,… По-моему,…Я думаю,…
Мне кажется,…
Формулируем тезис и поясняем

его


Почему это так?
(Потому что…) (Так как…)


Аргументы (доказательства)


Что из этого следует?
Таким образом,.. Следовательно,…
Поэтому… Значит…

Вывод


Алгоритмизация как метапредметное умениеЯ считаю,… По-моему,…Я думаю,…Мне кажется,…Формулируем тезис и поясняем егоПочему это так?(Потому что…) (Так как…)Аргументы

Слайд 94Итоговые метапредметные умения и навыки работы с информацией
Осмысление прочитанного (прослушанного);
использование информации

при решении проблемных задач;
свертывание и творческая переработка информации;
перевод информации из одной знаковой системы в другую;
отбор содержания для ответов на вопросы и подготовке сообщений;
критический анализ и оценка;
передача информации другим (создание вторичного текста).
Эти умения и навыки помогут выпускнику стать конкурентноспособной личностью, нацеленной на успех в любой сфере деятельности.

Итоговые метапредметные умения и навыки работы с информациейОсмысление прочитанного (прослушанного);использование информации при решении проблемных задач;свертывание и творческая

Слайд 97Знакомясь с пособием, следует обратить внимание,
∙ как по-разному можно ввести во вступительную

часть сочинения предложенные высказывания о языке известных лингвистов, писателей и прокомментировать эти цитаты;
∙ как составить собственное аргументированное суждение по предложенной теме;
∙ каким может быть вывод в сочинении;
∙ как сделать так, чтобы написанное сочинение характеризовалось смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Сочинения в пособии сгруппированы по разделам науки о языке. Это поможет быстро найти нужный материал и поработать с ним.
Знакомясь с пособием, следует обратить внимание,∙	как по-разному можно ввести во вступительную часть сочинения предложенные высказывания о языке

Слайд 98 Бездушие
Безжалостность
Бесчеловечность
Великодушие
Взрослость
Героизм
Детство
Доброта
Доверие
Дружба
Жадность
Жестокость
Жизнелюбие
Заботливость
Зависть
Любознательность
Малодушие
Мечта
Милосердие
Обида
Отвага
Подвиг
Подлость
Предательство
Природа
Родина
Сила воли
Смелость
Совесть
Сострадание
Талант
Упорство
Фантазия
Целеустремлённость
Человечность
Эгоизм
Честь
 

БездушиеБезжалостностьБесчеловечностьВеликодушиеВзрослостьГероизмДетствоДобротаДовериеДружбаЖадностьЖестокостьЖизнелюбиеЗаботливостьЗавистьЛюбознательностьМалодушиеМечтаМилосердиеОбидаОтвагаПодвигПодлостьПредательствоПриродаРодинаСила волиСмелостьСовестьСостраданиеТалантУпорствоФантазияЦелеустремлённостьЧеловечностьЭгоизмЧесть 

Слайд 99Успехов, уважаемые коллеги!
Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии НЦИО, Москва

Успехов, уважаемые коллеги!Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии НЦИО, Москва

Слайд 100Литература
ФИПИ Демоверсия ОГЭ-2016 года
Методические рекомендации для экспертов, участвующих

в проверке итогового сочинения (изложения) ФИПИ, 2015
Н.А. Нефёдова Методические рекомендации по подготовке школьников к написанию сочинения-рассуждения С2.2 (интерпретация текста)… МИОО, 2011
Н.А. Нефёдова Методические подходы к обучению сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) МИОО, 2013
Н.А. Ипполитова Вторичные тексты в учебной деятельности школьников. Русский язык. №6, 2010.
Кожина М.Н. Стилистический энциклопедический словарь, Флинта, 2006
Н. Д. Тамарченко Теоретическая поэтика: понятия и определения, М., РГГУ, 1999


Литература  ФИПИ Демоверсия ОГЭ-2016 года Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) ФИПИ,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть