Слайд 1Подготовка к ОГЭ
Цель:
отрабатывать умение находить в предложении средства выразительности речи, определять
грамматическую основу предложения.
Слайд 2Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является перифраз.
1. Верста за
верстой, верста за верстой отступают, отходят русские.
2. — Где это видано: россиянин — спиной к неприятелю!
3. Согласился лесной разбойник.
4. Смотрит — подрос за это время телок.
3
Слайд 3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1. Фельдмаршал аж
крякнул от неожиданности.
2. Понравился фельдмаршалу солдатский ответ, однако и за себя стало обидно.
3. Ну, уж на третий раз, — решил фельдмаршал, — я своего добьюсь: поставлю в тупик солдата.
4. Возвращался Суворов в свою палатку и восхищался.
3
Слайд 4
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является оксюморон.
1. Деревья задевали
сучьями машину, и на крышу кабинки падали снежные хлопья, сучья царапали бока цистерны.
2. Бензин лился ему на руки, и бензин был какой-то странный. Он жёг ледяным огнём.
3. Ему уже начало от усталости казаться, что он не едет, а стоит на месте и каждые сорок минут хватает зубило, а щель всё ширится и смеётся над ним и его усилиями.
4. Сон налегал на плечи, как будто за спиной стоял великан и давил ему голову и плечи большими руками в мягких, толстых рукавицах.
2
Слайд 5Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1. Обломится припай
— мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом, и закрутит — ищи-свищи.
2. Под козырьком льдин местами ещё холодеют оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.
3. Когда заканчивается тесина, он просовывает нам другую, мы кладем её и снова ползком вперёд.
4. Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали её яркие, огненные лапы.
2
Слайд 6Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1. А над
боярышником и дроком просвечивало небо.
2. Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока.
3. Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно.
4. Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.
2
Слайд 7Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «В мечтах из
толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка».
1. анафора
2. антитеза
3. гипербола
4. фразеологизм
2
Слайд 8Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1. Трёхэтажный дом
стоял впритык к их дому, но крыша трёхэтажки метра на полтора возвышалась над крышей Колюниного дома.
2. Он приземлился на крышу двухэтажки, подошёл к растворённому чердачному окну и глянул вниз.
3. — Колюня, подь сюда! — приказала она своему шкодливому внуку Кольке.
4. Потом в голову ей пришло, что неплохо бы проветрить свою плюшевую жакетку.
3
Слайд 9Укажите фрагмент текста, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1. Этого
не мог, конечно, знать городской мальчик...
2. С моря шла мёртвая зыбь — широкая медленная волна. Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.
3. Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, — первый разряд! — они приняли за своего.
4. — Ладно... приходи, там посмотрим...
2
Слайд 10Из предложений выпишите слово, в котором написание личного окончания глагола является
исключением из правила.
(35)Долго ли, скоро ли время шло — дело не в том. (З6)Только опять повстречал серый волк лосёнка. (37)Смотрит — подрос за это время телок. (38)Рожки пробились.
Смотрит
Слайд 11
Выпишите грамматическую основу предложения .
Не чеканят больше солдатский шаг.
Не чеканят
Слайд 12Выпишите грамматическую основу предложения .
Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди
льдин гусей.
Доводилось видеть
Слайд 13Укажите количество грамматических основ в предложении . Ответ запишите цифрой.
Вдруг что-то
зашуршало возле моего бока, я обмер и, подумав, что обломился лед, уцепился за доску и собрался уже заорать.
3
Слайд 14
Выпишите грамматическую основу предложения .
Обросшая мхом со всех сторон и сверху
тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка.
Хатка была приоткрыта
Слайд 15Укажите количество грамматических основ в предложении . Ответ запишите цифрой.
Они целились
на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
3
Слайд 16
Выпишите грамматическую основу предложения .
Были в нашей группе и два вора,
только что выпущенных из тюрьмы.
Два вора были
Слайд 17Укажите количество грамматических основ в предложении . Ответ запишите цифрой.
И вот
в один из таких дней, когда уже приближались сумерки, а во рту ещё не было ни крошки, мы, человек восемь бойцов, сидели на невысоком травянистом берегу тихой реки и чуть не скулили.
3
Слайд 18Выпишите грамматическую основу предложения .
Он вышел во двор и задумчиво посмотрел
на крышу.
Он вышел и посмотрел