Слайд 1Урок развития речи в 5 классе
Подготовка к написанию сочинения по картине
Ф.П. Решетникова
«Опять двойка»
Слайд 3Картины
Ф. П. Решетникова
«За мир !»
«За уроками»
«Прибыл на каникулы
!»
Слайд 5Выписать из предложения словосочетания
Однажды художник пришел на урок математики в московскую
школу.
Слайд 6Проверь себя!
Пришел однажды, пришел на урок, на урок математики, пришел в
школу, в московскую школу
Слайд 7 Словарная работа
Ог.рчит.ся – отч.ят.ся – ра.строит.ся
Не.прятный – неа.куратный
– неряшливый
Стыдно – с.вес.но
Взгля., ко.та, вн.мание, сочу.ствие, в.л.сипед, от.опыренные, п.льто, б.тинки, п.ртфель, к.ньки, к.ричневый
Слайд 8 Проверь себя!
Огорчиться – отчаяться – расстроиться
Неопрятный – неаккуратный
– неряшливый
Стыдно – совестно
Взгляд, кофта, внимание, сочувствие, велосипед, оттопыренные, пальто, ботинки, портфель, коньки, коричневый
Слайд 9При помощи каких слов вести описание?
В глубине картины…
На переднем плане мы
видим…
В центре полотна…
Слева можно заметить…
Справа располагается…
Особое внимание автор уделяет…
Художник использует такой приём, как…
Слайд 10 Характеристика героев
СЕСТРА
осуждающий взгляд
возмущена поведением
аккуратная, подтянутая
смотрит внимательно,
требовательно
полная противоположность брату
отличница
хорошо
освещенная фигура
изображена на заднем плане
Слайд 11Какой предстала перед нами мать? А братишка?
огорчена, расстроена
смотрит с немым укором
во
взгляде боль и отчаяние
красный передник
сочувствует матери
ехидно улыбается
сидит на велосипеде
Слайд 12Описание внешнего облика, одежды мальчика
румяное, раскрасневшееся лицо
красные оттопыренные уши
торчащие хохолком
белобрысые волосы
видавшее виды зимнее пальто
из-под пальто виднеется школьная форма
черные ботинки на фоне светло-коричневого пола
Слайд 13
словно застыл на пороге комнаты
стоит, опустив голову
ему стыдно
совестно перед старшей сестрой
лицо
грустное, виноватое
глаза опущены
брови сдвинуты
вот- вот расплачется
Выражение лица и поза мальчика
Слайд 14 На что еще следует обратить внимание?
старый, потрепанный портфель
весь в трещинах,
порыжелый
служил мячом и санками
небрежно перевязанный
торчат блестящие коньки
условия для учебы
бросилась с радостным визгом
навстречу хозяину
старается лизнуть
Слайд 15 Колорит картины – соотношение красок по тону, насыщенности цвета.
Какие краски
использует автор?
Неяркие, серые, то есть приглушенные:
Голубовато – серые стены. Светло – коричневый пол. Зеленоватого цвета пальто.
Коричневая форма девочки.
Белая скатерть.
Белая с коричневыми/рыжими пятнами собака.
Слайд 16Составь предложения:
1. Держит, руках, портфель, потертый, в, мальчик, рваный.
2. Героя, сестра,
осуждением, на, смотрит, с.
3. Лапы, на, мальчика, передними, грудь, а, встала, задние, собака, в, упёрлась.
Слайд 17 Проверь себя!
1. Мальчик держит в руках потертый, рваный портфель.
На
героя смотрит с осуждением сестра.
3. Собака встала на задние лапы, а передними уперлась в грудь мальчика.
Слайд 18 Избегай повтора !
Картина – произведение живописца – репродукция;
художник – живописец;
краски
, цвет;
фигура , поза.
Слайд 19Первый рисунок Решетникова
к картине «Опять двойка!»
Слайд 20Вместо учителя- учительница. Рисунок написан акварелью.
Слайд 22Сначала Решетников решил, что на картине будут мальчик и мать…
Слайд 23Художник решил ввести еще один важный персонаж.
Слайд 24Потом подумал,
что пусть будет
еще сестра-
отличница…
Слайд 25Затем на рисунке
появился
младший
брат…
Слайд 26Основная мысль сочинения
Плохо приносить домой двойки, потому что все родные
расстраиваются, да и самому тоже стыдно.
Слайд 27Как выразить своё впечатление?
Мне кажется, что…
На мой взгляд,
Меня глубоко впечатлила сцена…
Слайд 28План сочинения.
1.История создания картины.
2.Главный герой.
3.Расстроенная мать.
4. Осуждающий взгляд сестры.
5.Собака-верный друг мальчика.
6.Основная
мысль сочинения.
7.Мое отношение к картине.
Слайд 29Выберите условные знаки,
соответствующие
вашей работе на уроке
!
?
Мне всё понятно
У
меня есть вопросы
Слайд 30 Домашнее задание
Написать сочинение-рассказ:
1-й уровень
- составить текст, используя опорную карту-схему;
2-й уровень – написать сочинение, используя план и материалы урока;
3-й уровень – написать сочинение-сравнение двух картин, посвященных одной теме.
Слайд 31 Ф. Решетников «Опять двойка» 1952 год
Д. Жуков «Провинился»
1885 год
Что общего на этих картинах, написанных разными художниками в разные эпохи?
А в чем их различие?
Можно назвать их сюжетными?