Презентация, доклад Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Содержание

Официальный комментарий ФИПИВ рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта

Слайд 1ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Опыт и ошибки»

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ«Опыт и ошибки»

Слайд 2Официальный комментарий ФИПИ
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и

практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Официальный комментарий ФИПИВ рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества

Слайд 3Цель:
научиться создавать сочинение на заданную тему
Задачи:
1.Научить оценивать сочинение согласно критериям
2.Вспомнить структуру

сочинения
3.Совершенствовать умение аргументировать тезис сочинения
4.Сформировать умение создавать письменный текст на заданную тему
Критерии достижения цели урока: обучающиеся знают и понимают структуру сочинения; умеют анализировать художественное произведение и отбирать материал для создания собственного текста; владеют приемами создания текста согласно структуре сочинения-рассуждения

Цель:научиться создавать сочинение на заданную темуЗадачи:1.Научить оценивать сочинение согласно критериям2.Вспомнить структуру сочинения3.Совершенствовать умение аргументировать тезис сочинения4.Сформировать умение

Слайд 4
Критерии оценивания сочинения

Критерии оценивания сочинения

Слайд 5Критерии оценивания сочинения
Критерий 1. Соответствие теме
Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
______________________________________

Критерий

3. Композиция
Критерий 4. Качество речи
Критерий 5. Грамотность
Критерии оценивания сочиненияКритерий 1. Соответствие темеКритерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала______________________________________Критерий 3. КомпозицияКритерий 4. Качество речиКритерий 5.

Слайд 6УСЛОВИЯ «ЗАЧЕТА»
«Зачет» по критериям №1 и №2
«Зачет» хотя бы по одному

из других критериев (№3-№5)

Объем сочинения - не менее 250 слов
Рекомендованное количество – 350 слово

Сочинение написано самостоятельно, без источников Интернет и др.

УСЛОВИЯ «ЗАЧЕТА»«Зачет» по критериям №1 и №2«Зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5)Объем сочинения -

Слайд 7КРИТЕРИИ оценки ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
 

КРИТЕРИИ   оценки    ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ  

Слайд 8Возможные формулировки тем
1. Перед человеком к разуму три пути: путь

размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта —самый тяжелый путь (Конфуций)
2. Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту? 3. Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить - не поле перейти”? 4. Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
5. «…опыт, сын ошибок трудных…» (А.С.Пушкин)
6. У всех есть право на ошибки…
7. Любой опыт важен, и нет деления на позитивное и негативное…
8. «Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью» (Филлис Терос)
9. «Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки» (Лоуренс Питер)
10. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки»?
11. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости (Б.. Шоу)
12. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»?
13. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?
14. Скучно ли жить, не ошибаясь?
15. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
16. Какой опыт даёт человеку война?
17. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?
18. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
19. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
20. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?


Возможные формулировки тем 1. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь

Слайд 9«Опыт – самый лучший учитель, только плата за учение слишком высока»

(Томас Карлейль).


Британский писатель, публицист, историк и философ шотландского происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция», «Герои, почитание героев и героическое в истории», «История жизни Фридриха II Прусского». Исповедовал романтический «культ героев» - исключительных личностей вроде Наполеона, которые своими делами исполняют божественное предначертание и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей. Известен также как один из блестящих стилистов викторианской эпохи

«Опыт – самый лучший учитель, только плата за учение слишком высока» (Томас Карлейль).Британский писатель, публицист, историк и

Слайд 10«Опыт – самый лучший учитель, только плата за учение слишком высока»

Т. Карлейль)

1.Внимательно прочитайте тему сочинения
2.Выделите в ней ключевые слова, в которых видите главный смысл
3.Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов)
4.Попытайтесь кратко ответить на этот вопрос, так вы сформулируете тезис
5.Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать ответы

«Опыт – самый лучший учитель, только плата за учение слишком высока»

Слайд 111 этап. Осмысление темы сочинения
1. Прием «ключевые слова»
2. Прием «облако

мыслей»
3. Расширение фоновых полей
- словари
- синонимия, антонимия
- лексические поля
- литературный материал
4.Формулировка темы в виде вопроса (вопросов)

1 этап. Осмысление темы сочинения1. Прием «ключевые слова» 2. Прием «облако мыслей»3. Расширение фоновых полей- словари- синонимия,

Слайд 12Толковый словарь Ожегова
ОШИБКА
Неправильность в действиях,

мыслях. О. в вычислении. Орфографическая о. Писать без ошибок, б. вышла (ошибся кто-н.; разг.).

опыт

Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-н. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путем, создание чего-н. нового в определенных условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя. || прил. опытный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.) иопытовый, -ая, -ое (к 3 знач.; спец.). Установить что-н. опытным путем. Опытная сельскохозяйственная станция. Опытовые суда. Опытовый бассейн.

Толковый словарь Ожегова       ОШИБКАНеправильность в действиях, мыслях. О. в вычислении. Орфографическая

Слайд 13Толковый словарь Ушакова

опыт

1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом так называемых "маленьких людей".» Сталин (заключительное слово на Пленуме ЦК ВКП(б) 5 марта 1937 г.). Большой жизненный опыт. Педагогический опыт. Административный опыт. Революционный опыт.
|| Испытанное на практике. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.» Пушкин. Знать что-нибудь по собственному опыту. Наученный горьким опытом. Убедиться на личном опыте.
2. только ед. Отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе практики изменения мира (филос.). Чувственный опыт. Эстетический опыт художника.
3. Воспроизведение какого-нибудь явления (чаще физического) в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент. Умозрение сочетается с наблюдением и опытом. Физические опыты. Производить опыты с чем-нибудь или над чем-нибудь.
4. Попытка осуществления чего-нибудь, проба. Первый литературный опыт. Стихотворные опыты. Опыт новейшей организации производства.

ошибка

Неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. Ошибка в чем-н. Допустить ошибку. Вкралась ошибка. Орфографическая ошибка.

Толковый словарь Ушакова            опыт1. мн. редк..

Слайд 14Прием «облако мыслей»
Синонимия

опыт
Искушенность, испытание, исследование, компетенция, навык, опытность, практика, умение, школа,

эксперимент, эмпирия

Синонимия

ошибка
промах, оплошность, просчет; погрешность, ляпсус; грех, заблуждение, неловкость, отступление, уклонение, упущение, неправильность, шероховатость, ложный шаг, просчёт, аномалия, уродливость, недостаток, неосторожность, преступление; накладка, недогляд, обман, ослепление, искажение, неверный шаг,, парахронизм, перлы, провинность, прегрешение, недоработка, самообман, иллюзия, недосмотр, неточность, перекос, самообольщение


Прием «облако мыслей» СинонимияопытИскушенность, испытание, исследование, компетенция, навык, опытность, практика, умение, школа, эксперимент, эмпирия Синонимияошибкапромах, оплошность, просчет;

Слайд 15Прием «облако мыслей»
Антонимия

Опыт

Неопытность
неискушенность
Антонимия
Ошибка

истина


Прием «облако мыслей» АнтонимияОпытНеопытностьнеискушенностьАнтонимияОшибкаистина

Слайд 16Каким бывает опыт?
Жизненным, большим, богатым, первым, боевым, собственным, личным, печальным, огромным, многолетним, немалым,

горьким, практическим, военным, новым, подобным, прошлым, историческим, достаточным, долгим, предыдущим, небольшим, любовным, накопленным, житейским, неудачным, профессиональным, определенным, прежним, нужным, бесценным, литературным, необходимым, научным, человеческим, приобретенным, негативным, солидным, значительным, тысячелетним, обширным, ценным, полезным, духовным, большим, чужим, богатейшим, интересным, недавним, многовековым, скромным, любым, последним, уникальным, положительным, успешным

Каким бывает опыт? Жизненным,	большим, богатым, первым, боевым, собственным, личным, печальным, огромным, многолетним,	немалым, горьким, практическим, военным, новым, подобным,

Слайд 17Что может опыт? Что можно сделать с опытом?
Знать, подсказывать, научить, показать,

убедиться, оказаться, говорить, указывать, подсказывать, ограничиваться, сделать, убедить, позволить, доказать, помочь, иметь, позволять, иметься, понять, подтвердить, дать, узнать, заставить, свидетельствовать, закончиться, продолжаться, приучить, учить, приводиться, доказывать, помогать, испытать, увенчаться, провалиться, подтверждать, остаться, набраться, повторяться, постигать, появиться
Что может опыт? Что можно сделать с опытом?Знать, подсказывать, научить, показать, убедиться, оказаться, говорить, указывать, подсказывать, ограничиваться,

Слайд 18Какой бывает ошибка?
Роковой, ужасной, допущенной, малейшей, собственной, серьезной, главной, непростительной, грубой,

любой, первой, чудовищной, глупой, подобной, единственной, возможной, досадной, страшной, трагической, прошлой, чужой, тактической, явной, нелепой, непоправимой, грубейшей, большой, фатальной, крупной, судебной, политической, огромной, последней, основной, типичной, старой, распространенной, другой, логической, случайной, стратегической, новой, совершенной, многочисленной, величайшей, незначительной, сплошной, очередной, вопиющей, исторической, человеческой, великой, глупейшей, технической

Какой бывает ошибка? Роковой, ужасной, допущенной, малейшей, собственной, серьезной, главной, непростительной, грубой, любой, первой, чудовищной, глупой, подобной,

Слайд 19Что может ошибка? Что можно сделать с ошибкой?
Учить, совершить, стоить, состоять,

исключаться, произойти, принять, оказаться, допустить, привести, вкрасться, сделать, грозить, послужить, обойтись, означать, дать, наделать, обнаружиться, вызвать, становиться, выясниться, позволить, случиться, делать, составлять, обернуться, вынудить, закрасться, помочь, явиться, приводить, называть, совершаться, успеть, возникнуть, крыться, лежать, повлечь, спасти, совершать, заставить
Что может ошибка? Что можно сделать с ошибкой?Учить, совершить, стоить, состоять, исключаться, произойти, принять, оказаться, допустить, привести,

Слайд 20Афоризмы и высказывания известных людей
Тот, кто думает, что может обойтись без

других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее. Франсуа Ларошфуко
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт
Человек, который не делает ошибок, получает приказы от тех, кто их делает. Герберт Прокноу
Все называют опытом собственные ошибки. Оскар Уайльд
Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других. Клод-Адриан Гельвеций
Ошибаться — свойство человека, прощать — свойство богов. Александр Поуп
Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать - почти всегда значит ошибаться. Пауло Коэльо
Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их. Леонардо да Винчи

Афоризмы и высказывания известных людей Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот,

Слайд 21Литературный материал
А.П. Чехов «Ионыч»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
Л. Н.

Толстой «Война и мир»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
А.С. Пушкин  «Евгений Онегин», «Полтава» 
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.К. Толстой «Петр I»
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
А. Н. Островский «Свои люди – сочтемся»

Литературный материал  А.П. Чехов «Ионыч»М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»Л. Н. Толстой «Война и мир»И. С. Тургенев

Слайд 221 этап. Осмысление темы сочинения
Итоги:
Сформулируйте тему сочинения, используя проблемные вопросы

1 этап. Осмысление темы сочиненияИтоги:Сформулируйте тему сочинения,  используя проблемные вопросы

Слайд 232 этап. Композиционная и логическая структура сочинения

2 этап. Композиционная и логическая структура сочинения

Слайд 24Работа над вступлением
Вступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего

обращают внимание на то, что написано в начале и в конце текста.
Типичные цели вступления:
дать общие сведения об обсуждаемой теме
- ввести в тему текста
назвать проблему, которой будет посвящен ваш текст
- обосновать актуальность проблемы
- заинтересовать потенциального читателя
- подготовить к восприятию текста
- высказать свою точку зрения на проблему.
Работа над вступлениемВступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего обращают внимание на то, что написано

Слайд 25Варианты заключений
1.заключение-вывод
2.заключение-следствие.
Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает

в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей.
Следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).
Варианты заключений 1.заключение-вывод 2.заключение-следствие.Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно

Слайд 26 варианты
вступлений
1. Вопрос (риторический или просто интересный

вопрос по теме)
2. Яркие высказывания знаменитых людей, пословицы
3. пояснение высказывания
4. цепочка вопросов
5. размышление на заданную тему

заключений

1. Афоризм, пословица, «умные мысли» известных людей
2. Иллюстрация, облегчающая понимание высказанного положения
3. Призыв
4. Зарисовка
5. Выражение надежды
6. Взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если…


вариантывступлений1. Вопрос (риторический или просто интересный вопрос по теме)2. Яркие высказывания знаменитых

Слайд 273 этап. Аргументация
М. А. Булгаков «Записки юного врача»




Джон Бойн

«Мальчик в полосатой пижаме»






 
ирландский писатель, автор восьми романов для взрослых и четырёх романов для детей. Его книги изданы на 46 языках.

русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.

3 этап.   АргументацияМ. А. Булгаков «Записки юного врача»Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Слайд 28 Аргументы
М. А. Булгаков

«Записки юного врача»





1. Приобретение бесценного профессионального опыта (доктор Бомгарт)
2. Минутная слабость доктора Полякова, которая привела к трагедии (морфинизм)
NB!!! Используй прием антитезы






1. Предательство Бруно (ошибка, которую он пытался исправить)
2. Трагедия семьи Бруно
3. Общечеловеческая трагедия (фашизм и судьбы целых наций)



Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

АргументыМ. А. Булгаков «Записки юного врача»

Слайд 29   «Мостики» (переходы от одной части к другой)

  «Мостики»  (переходы от одной части к другой)

Слайд 31АНАЛИЗ НАПИСАННОГО СОЧИНЕНИЯ
Оценка качества вступления к сочинению:
Поставлены ли во вступлении

проблемы, которые будут раскрываться в главной части? Соответствуют ли эти проблемы теме сочинения?
Определен ли круг произведений, которые будут анализироваться в главной части? (Это возможно сделать и в начале главной части сочинения.)
Оценка качества главной части сочинения:
Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении?
Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль?
Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли?
Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли?
Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой?
Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод?
Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению?
Оценка качества заключения:
Есть ли в заключении связь со вступлением?
Содержит ли заключение краткий и точный ответ на вопрос темы или сжатый итог всего рассуждения?
АНАЛИЗ НАПИСАННОГО СОЧИНЕНИЯ Оценка качества вступления к сочинению: Поставлены ли во вступлении проблемы, которые будут раскрываться в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть