Слайд 1Подготовка к ЕГЭ. Задание 26.
Учитель русского языка и литературы
Саркисова Гульназ
Ямильевна
МБОУ СОШ №44 г. Сургут
Слайд 2Типичные формулировки заданий по лексике и фразеологии в КИМах ЕГЭ-2019
… определите
значение, в котором слово употреблено в … предложении … (приводится перечень значений) (задание 3);
… исправьте лексическую ошибку ... (задание 5 на разграничение паронимов);
… исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово … (задание 6);
выпишите из предложения синонимы (контекстуальные синонимы, антонимы, диалектизмы , фразеологизм и т.д.) (задание 24).
Слайд 3Лексический компонент встречается в заданиях:
среди предложений ... найдите такое, которое соединяется
с предыдущим с помощью частицы и контекстного синонима (…) (задание 25);
Задание 27 (К2 – комментирование текста).
Слайд 4Изобразительно-выразительные средства (задание 26)
Примерная формулировка задания:
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе
текста, который вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Слайд 5Образец рецензии
(источник – Банк открытых заданий ЕГЭ на ФИПИ)
«О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп – (А)__________ (например, в предложении 6), а также приём – (Б)__________ («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство – (В)__________ («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (Г)__________ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».
Список терминов:
1) цитирование
2) восклицательные предложения
3) лексический повтор
4) противопоставление
5) анафора
6) развёрнутая метафора
7) парцелляция
8) разговорные слова
9) контекстные синонимы
Слайд 6Краткий алгоритм рассуждения
Анализ списка терминов, выявление их значения, классификация на группы:
лексические средства связи (лексические группы и тропы), синтаксические (фигуры речи), фонетические.
Анализ рецензии, выбор ответов от простого к сложному.
Слайд 7В задании 26
пример лексического средства дается в скобках либо одним словом,
либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом;
в рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание;
при определении синтаксических средств чаще указываются номера предложений.
Слайд 8Помни!
При выполнении задания 26 следует помнить, что вы заполняете места пропусков
в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.
Работай с текстом КИМ!
Слайд 9Классификация средств выразительности
Слайд 11Лексические средства (группы)
синонимы (контекстные, языковые);
антонимы (контекстные, языковые);
омонимы (омофоны, омоформы, омографы);
паронимы;
архаизмы;
историзмы;
диалектизмы;
профессионализмы;
канцеляризмы;
жаргонизмы;
термины;
неологизмы;
окказионализмы;
фразеологизмы;
стилистически-окрашенная лексика
(книжная, научная, разговорная, просторечная, эмоционально-экспрессивная лексика)…
Слайд 12Тропы:
эпитет;
метафора (развернутая метафора);
олицетворение;
сравнение (выражаются через союзы как, словно, будто (сравнительный оборот/сравнительное
придаточное); сравнительную степень прилагательного/наречия, сущ.в тв.п.; с помощью слов похож, напоминает и т.д.);
метонимия;
синекдоха;
перифраз;
аллегория;
гротеск;
гипербола;
литота;
ирония;
каламбур;
символ;
оксюморон.
Слайд 13Эпитеты
Метафоры
Сравнение
Олицетворение
Гипербола
тропы
Метонимия
Синекдоха
Перифраз
Аллегория
Литота
Слайд 15Фигуры речи:
инверсия;
эллипсис;
умолчание;
риторические фигуры: вопрос, восклицание, обращение;
синтаксический параллелизм;
антитеза;
анафора, эпифора, лексический повтор, рефрен;
парцелляция;
цитирование;
именительный
темы;
вопросно-ответная форма изложения;
градация;
многосоюзие, бессоюзие;
синтаксические конструкции (однородный ряд, вводные слова, предложения, вставные конструкции; сравнительные обороты, обособленные члены, уточняющие …).
Слайд 16
ФИГУРЫ РЕЧИ
Анафора
Антитеза
Оксюморон
Синтаксический параллелизм
Бессоюзие
Эпифора
Градация
Инверсия
Многосоюзие
Риторический вопрос
Слайд 19
ЭПИТЕТ
Образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного.
… Вечерняя заря
Бледнеющим румянцем одевает вершины гор…
На ней рябая блещет чешуя
Серебряным отливом…
М. Лермонтов
Слайд 20
метафора
Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве. (Нет
сравнительных союзов.)
«В саду горит костёр рябины красной».
«В багрец и в золото одетые леса».
«Янтарь кленового листа блестит на солнце».
Слайд 21
метонимия
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой по их
сходству.
«Шляпа исчезла в толпе»
(вместо слова «человек» - «шляпа»)
«Ты вёл мечи на пир обильный...»
(«мечи» - это воины)
«Розы в хрустале»
(Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза).
Слайд 22
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Разновидность метафоры –
перенос признаков живого существа на явления природы, предметы, понятия.
Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес…
А. Фет
Слайд 23
СИНЕКДОХА
Синекдоха - разновидность метонимии. Основана на переносе значения по количественному признаку.
К
нему и птица не летит.
И зверь нейдёт…
А. Пушкин
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
М. Лермонтов
Слайд 24
оксюморон
Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий.
Сладостные мучения
испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию.
Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.
Н. Кривцов
Слайд 25
Синтаксический параллелизм
Параллелизм – одинаковое построение соседних предложений.
Я звал тебя, но ты не оглянулась.
Я слёзы лил, но ты не снизошла…
А. Блок
Слайд 26
парцелляция
Стилистический прием расчленения
в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова.
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
Е. Винокуров
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьет. Четыре бьет.
И шесть.
П. Антокольский
Слайд 27
градация
Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются
по нарастающей.
... Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?
Слайд 28ЭЛЛИПСИС
ЭЛЛИПСИС - синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения.
"Татьяна ах!,
а он реветь"
"Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки." (А.Н.Толстой)
Слайд 30Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.
2) Зачастую в задании
написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
Слайд 313) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в
большинстве случаев эпитет.
При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через «-» (тире).
Однородные члены - через «,» (запятую).
Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
Слайд 324) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или
иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.
Слайд 33Щаг 1 : Внимательно прочитайте задание. Посмотрите, ЧТО вам нужно найти.
Если
необходимо найти ТРОП в названных предложениях, то вспомните, что это такое и какие виды топов бывают.
Тропы – это слова, употреблённые в переносном смысле, помогающие ярко, образно, выразительно передать мысли и чувства, воссоздать необходимую картину.
Помните главное: это слова в переносном смысле, то есть в жизни мы это «увидеть» не сможем, нам кажется, что это так происходит, это наше вИдение мира.
Слайд 34Шаг 2 : Если необходимо найти лексические средства, то среди слов предложенного
списка нужно искать термины из этой области
Слайд 35Лексические средства (группы)
синонимы (контекстные, языковые);
антонимы (контекстные, языковые);
омонимы (омофоны, омоформы, омографы);
паронимы;
архаизмы;
историзмы;
диалектизмы;
профессионализмы;
канцеляризмы;
жаргонизмы;
термины;
неологизмы;
окказионализмы;
фразеологизмы;
стилистически-окрашенная лексика
(книжная, научная, разговорная, просторечная, эмоционально-экспрессивная лексика)…
Слайд 36окказионализмы
индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке словообразовательным
моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка.
Примеры: крупноболотье (создано по модели слова «мелколесье»), чипсонос (создано по модели слова «водовоз»), повсеградно, повсесердно (по аналогии с «повсеместно»).
Слайд 37Шаг 3: Если нужно определить, какой приём (фигуру речи) использует автор, то
ищите следующие приёмы.
Фигура - часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис). Фигура представляет собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.
Примечание: некоторые фигуры речи могут быть одновременно и синтаксическими средствами (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.).
Слайд 38
ФИГУРЫ РЕЧИ
Анафора
Антитеза
Оксюморон
Синтаксический параллелизм
Бессоюзие
Эпифора
Градация
Инверсия
Многосоюзие
Риторический вопрос
Слайд 39Шаг 4.
Наконец, если необходимо найти синтаксические средства, то помните, они связаны со
знаками препинания, их выделяют запятыми, тире, ставится знак вопроса или восклицания и т.д.
Слайд 40Пользуйтесь подсказками.
В задании часто можно найти скрытые подсказки.
Подсказкой является уже то, что
вас просят найти троп, лексическое или синтаксическое средство.
Часто в скобках даны примеры (например, эпитетов), вам надо вспомнить, как называется такое средство.
Могут помочь и формы слов, например, «использована»- слово женского рода, потому ясно, что здесь термины мужского и среднего рода не подойдут.
Слайд 41Выучите значение терминов, тренируйтесь в их нахождении в тесте. Это первое
условие хорошего выполнения задания.
Чётко представляйте группы терминов: тропы, лексические, синтаксические средства, приёмы (фигуры).
Внимательно читайте задание. В нём часто уже бывает подсказка.
Слайд 42Информационные источники:
http://ege.fipi.ru
https://rus-ege.sdamgia.ru/