Презентация, доклад Подготовка к ЕГЭ. Анализ языковых средств выразительности

Содержание

Солнышко утром в колодезь озёрГлянуло - месяца нет… С.ЕсенинОлицетворение

Слайд 1Тема занятия:
«Анализ языковых средств выразительности. Практикум»

Цели:
1) идентификация изобразительно-выразительных средств языка; обобщение знаний
2) развитие исследовательских и коммуникативных навыков;
3) воспитание эстетического чувства и чувства литературной нормы;
4)подготовка к выполнению заданий ЕГЭ.
Тема занятия: «Анализ языковых средств выразительности. Практикум»

Слайд 2Солнышко утром в колодезь озёр
Глянуло - месяца нет… С.Есенин
Олицетворение

Солнышко утром в колодезь озёрГлянуло - месяца нет…  С.ЕсенинОлицетворение

Слайд 3Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне…

М.Лермонтов

Олицетворение

Он стоит, задумался глубокоИ тихонько плачет он в пустыне…

Слайд 4Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют

больше ни о ком … С.Есенин

Олицетворение, эпитет

Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком,И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком … С.ЕсенинОлицетворение,

Слайд 5И листочки бегут по дорожке,
Словно жёлтые мышки от

кошки.
В.Орлов

Сравнение

И листочки бегут по дорожке,   Словно жёлтые мышки от кошки.

Слайд 6Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вёл вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный

народ.
Н.А.Заболоцкий

Метафора

Вытянув серебряные крыльяЧерез весь широкий небосвод,Вёл вожак в долину изобильяСвой немногочисленный народ.

Слайд 7В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть…

С.Есенин
В саду горит костёр рябины красной,Но никого не может он согреть…

Слайд 8Твоих оград узор чугунный…

(А.С.Пушкин).

Инверсия

Твоих оград узор чугунный…           (А.С.Пушкин).Инверсия

Слайд 9Театр уж полон, ложи блещут;
Партер и кресла – всё кипит…

А.С.Пушкин

Метонимия

Театр уж полон, ложи блещут;Партер и кресла – всё кипит…

Слайд 10Я три тарелки съел!
И.Крылов
Басня «Демьянова

уха»
Я три тарелки съел!      И.КрыловБасня «Демьянова уха»

Слайд 12Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

М.Лермонтов

Риторический вопрос

Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?      М.ЛермонтовРиторический

Слайд 13С кем мне поделиться
Той грустной радостью,
Что я остался жив?

С.Есенин

Оксюморон

С кем мне поделиться Той грустной радостью,Что я остался жив?

Слайд 14Они сошлись – волна и камень,
Стихи и проза,
Лёд и пламень…

А.С.Пушкин

Антитеза

Они сошлись – волна и камень, Стихи и проза,Лёд и пламень…

Слайд 15Клянусь я первым днем творенья,  Клянусь его последним днем,  Клянусь позором преступленья  И вечной

правды торжеством. 
М.Лермонтов

Я тот, чей взор надежду губит;  Я тот, кого никто не любит;  Я бич рабов моих земных,  Я царь познанья и свободы,  Я враг небес, я зло природы, 

Анафора

Клянусь я первым днем творенья,  Клянусь его последним днем,  Клянусь позором преступленья  И вечной правды торжеством. 

Слайд 16Градация

Градация

Слайд 19Для того чтобы перенести читателя в военное время, В. П. Некрасовым

наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используются и (А)__________ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп — (Б) __________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В) __________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности — (Г) __________ (предложение 37) — фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени.

Вопрос 24 в тестах ЕГЭ выглядит так:

Для того чтобы перенести читателя в военное время, В. П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война»

Слайд 20 Подсказка!!!
Тропы
Лексические средства
Синтаксические средства (стилистические
фигуры, приёмы)
Лексико-синтаксические средства

Подсказка!!!Тропы Лексические средстваСинтаксические средства (стилистические фигуры, приёмы)Лексико-синтаксические средства

Слайд 21 Языковые средства

Тропы
(Использование
слов и выражений
в

переносном значении)
Метафора
Метонимия Гипербола (приём)
Олицетворение (приём)
Эпитет
Литота
Аллегория
Ирония (приём)
Сравнение
Перифраз (перифраза)
Синекдоха



Лексические средства
Омонимы
Синонимы
Антонимы
Диалектизмы
Жаргонизмы
Профессионализмы
Просторечные слова
Разговорная лексика
Книжные слова
Эмоционально-экспрессивная лексика
Фразеологизмы
Термины
Общественно-
полит.лексика

Синтаксические средства (фигуры, приёмы)
Анафора (приём)
Эпифора (приём)
Синтаксический параллелизм
Оксюморон (приём)
Градация (приём)
Риторический вопрос/восклицание
Парцелляция (приём)
Инверсия (приём)
Цитирование (приём)
Ряд однородных членов
Вопросно-ответная форма изложения (форма речи)
Противопоставление (пр)
Инверсия (приём)
Непол., назыв предл-ия
Лексический повтор (пр)
Контекстные синонимы,
антонимы



Языковые средстваТропы(Использование слов и выражений в переносном значении)МетафораМетонимия Гипербола (приём)Олицетворение (приём)ЭпитетЛитотаАллегорияИрония (приём)СравнениеПерифраз

Слайд 22Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности)
Троп (греч. tropos) означает 'поворот, оборот

речи'. Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым.

Фигура (лат. figure — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким

Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности) Троп (греч. tropos) означает 'поворот, оборот речи'. Это изменение основного

Слайд 23«Описывая качества, свойственные современным подросткам, автор текста использует такой приём, как

(А)__________(предложения 4–5), и синтаксическое средство выразительности (Б)____________ –  (предложения 17, 22). Для характеристики молодого поколения используются лексические средства (В)_____________: («просто так» в предложении 4) и  (Г)__________(«установка», «потребности», «потребление» и др.)».


Список терминов:
1) риторическое обращение
2) общественно-политическая лексика
3) синонимы
4) парцелляция
5) ряды однородных членов
6) цитирование
7) фразеологизм
8) гипербола
9) анафора

Рецензия к тексту 1

«Описывая качества, свойственные современным подросткам, автор текста использует такой приём, как (А)__________(предложения 4–5), и синтаксическое средство выразительности

Слайд 24Список терминов:

1) риторическое обращение - С
2) общественно-политическая лексика - Л
3) синонимы

- Л
4) парцелляция - П
5) ряды однородных членов - С
6) цитирование - П
7) фразеологизм - Л
8) гипербола - Т
9) анафора - П
Список терминов:1) риторическое обращение - С2) общественно-политическая лексика - Л3) синонимы - Л4) парцелляция  - П5)

Слайд 25Итак, правильные ответы:
( Текст 1)

А – 4, Б –

5, В – 7 , Г - 2
Итак, правильные ответы:  ( Текст 1)А – 4, Б – 5, В – 7 , Г

Слайд 26 Правильные ответы:
( Текст 2)

А – 4, Б –

5, В – 2 , Г - 9
Правильные ответы:  ( Текст 2)А – 4, Б – 5, В – 2 , Г

Слайд 27Правильные ответы:
( Текст 3)

А – 9, Б – 4,

В – 7 , Г - 2
Правильные ответы:  ( Текст 3)А – 9, Б – 4, В – 7 , Г -

Слайд 28Правильные ответы:
( Текст 4)

А – 2, Б – 6,

В – 3 , Г - 1
Правильные ответы:  ( Текст 4)А – 2, Б – 6, В – 3 , Г -

Слайд 29Правильные ответы:
( Текст 5)

А – 6, Б – 5,

В – 4 , Г - 7
Правильные ответы:  ( Текст 5)А – 6, Б – 5, В – 4 , Г -

Слайд 30
Задание выполнено!
Молодцы!
 Давайте обобщим
 
1. Прочитать рецензию.
2. Найти в тексте рецензии слова: тропы,

лексические средства, синтаксические средства.
3. Прочитать список терминов.
4. Сгруппировать понятия.
5. Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
6. Расположить цифры в нужном порядке.
 

Задание выполнено!Молодцы! Давайте обобщим 1. Прочитать рецензию.2. Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства.3. Прочитать список

Слайд 32Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть