Слайд 1Аксурская средняя общеобразовательная школа расположена на территории Вагайского района Тюменской области
Слайд 2Урок литературы
Автор: Петакова Р.К. учитель русского языка и литературы Аксурской средней
общеобразовательной школы Вагайского района Тюменской области
Слайд 3Мой принцип
«Каждый урок учителя – это начало многих начал и продолжение
продолжений, которые в самом широком смысле отражаются на нашей духовной атмосфере» (В. Распутин)
Слайд 4Тема: Булат Сулейманов – первый поэт сибирских татар
«Я – родился в
Сибири…»
Слайд 5Подготовка к уроку
Творчеством Б. Сулейманова я заинтересовалась сама 3 года
назад, когда прочитала в одной из областных газет стихотворение «Притяженье Сибири», столько было в нём гордости, любви к своему краю, народу, что я сама прониклась этим и решила все эти чувства передать и своим детям.
С детьми мы начали собирать материалы по творчеству поэта, участвовали на районном конкурсе уроков, посвящённых 60 – летию образования Тюменской области.
В нашей школе очень большое внимание уделяется патриотическому воспитанию: привитию любви к своему краю, к его людям, и с этой целью в классах проводятся классные часы по творчеству поэтов Вагайского района, уроки – встречи с Гульфизар Абдрахмановой и поэтому когда дети на уроках литературы начинают изучать региональную литературу, они уже имеют представление об этих поэтах и писателях
Слайд 6Концепция урока.
Воспитательные цели.
В своей работе я придерживаюсь принципа «Каждый урок
учителя – это начало многих начал и продолжение продолжений, которые в самом широком смысле отражаются на нашей духовной атмосфере» (В. Распутин)
Данный урок соответствует этому принципу. Кроме того удачно сочетаются цели учебные и воспитательные
Формируются умения:
Работать с разными источниками
Аргументировать свою точку зрения
Такой урок учит подходить к человеку как феномену, явлению многомерному и неоднозначному, по отношению к которому недопустимо высказывание категоричных , необоснованных мнений.
Слайд 7Задания к уроку
Подготовить сообщения о жизни и творчестве поэта
Выучить наизусть стихотворения
«Притяженье Сибири», «Мне душу волнует…», «Мать»
Найти статьи о Б.Сулейманове, выписать выдержки о нём в тетрадь
Слайд 8Цели урока:
Дать представление о личности поэта
Развивать навыки выразительного чтения
Сформировать интерес учащихся
к культуре региона
Привитие любви, гордости к своему краю, народу
Слайд 911 класс, в котором проходил этот урок, с высоким творческим потенциалом.
Здесь есть художник, есть начинающие поэты, стихи которых отражают и отношения с внешним миром. Есть свой философ, режиссёр, певцы, танцоры. Класс восприимчив ко всему новому, умеют сочувствовать, сопереживать. Поэтому форма урока – литературно – поэтическая композиция – для них очень подходит.
Класс
Слайд 10Место урока в тематическом планировании
Урок посвящен обсуждению личности Булата Сулейманова. Уроки
русской литературы 20 века интегрированы с краеведением и на изучение творчества поэта отвела 3 часа, этого, конечно, мало, чтобы вникнуть в творчество Б.Сулейманова. Урок начинает цикл занятий по творчеству поэта, это даёт возможность вернуться к его жизни, личности. Важно, чтобы на уроке ребята прочувствовали его, поняли.
Слайд 11Форма урока
Литературно – поэтическая композиция
На уроке звучат стихи поэта, сведения из
его жизни
Урок готовился вместе с учащимися
Слайд 12Наглядность
Для работы мы используем фотографии поэта, его родителей, земляков, а также
сборники стихов, статьи о нём
Это даёт возможность увидеть лица героев в интересующее нас время
Слайд 13Эпиграф
Эпиграф взят из стихотворения другого поэта Вагайского района, не менее
известного, Л.Верёвкиной. Она тоже очень любила свой край и это видно из её стихов. Творчество этих двух поэтов как бы перекликается между собой.
Слайд 14Ход урока
1 этап. Постановка проблемы
Ставится первый вопрос общего характера: что мы
знаем о таких поэтах как Л.Верёвкина и Б.Сулейманов
Определяются с помощью портретов поэты
Здесь же оговаривается эпиграф
Деятельность учащихся проявляется в
сообщениях по биографии поэта
в устном сопоставлении портретов
Слайд 152 этап. Рассказ учителя о поэте. Работа с текстами
На этом этапе
идёт подробный рассказ учителя о поэте, о его стремлениях
Деятельность учащихся:
Чтение наизусть стихотворения «Мне душу волнует…» , «Притяженье Сибири»
Слайд 163 этап. О друзьях поэта
На этом этапе расскажем о самых близких
людях поэта, которые помогали ему в творчестве
Обратимся не только к стихам поэта, но и прозе
Дети подготовили выдержки из статей о поэте
Слайд 174 этап. Выводы.
И, наконец, окончательные выводы. Право сделать их предоставляется каждому
ребёнку самостоятельно: высказывание собственного мнения о поэте, его творчестве о его стремлениях
Слайд 18Домашнее задание
Написать сочинение «Повлияло ли творчество Б.Сулейманова на моё мировоззрение?»
Слайд 19Самооценка урока
Каждый этап урока имеет свою учебную задачу: отработка тех или
иных учебных навыков
Ученики умеют вести самостоятельную исследовательскую работу, делать выводы и обобщения
Думаю, что самостоятельность на уроке обеспечивает самое главное – воспитание личностного подхода к произведению
Всё более убеждаюсь в том, что нынешнее поколение не утратило чувства сострадания, милосердия, на моих глазах растут ученики нравственно, интеллектуально – всё это вижу на своих уроках литературы, где каждый из них не боится высказать собственное мнение, не боится быть непонятым
Слайд 20Конспект урока
Тема: Булат Сулейманов – первый поэт сибирских
татар
«Я – родился в Сибири…»
Цель: Дать представление о личности поэта
Познакомить детей с его творчеством
Формирование интереса учащихся к культуре региона
Привитие любви, гордости к своему краю, народу
Оборудование: портрет поэта, сборники его стихов
Эпиграф:
За что люблю тебя,
Мой милый край?
За широту твою,
за буранную мятежность
За васильковую доверчивую нежность
Что полоснёт мне душу невзначай
За счастье, на которое ты щедр,
За синий дым над тихой деревенькой
За белую берёзку, мягкий кедр
За дома моего надёжные ступеньки.
Л.Верёвкина
Ход урока:
Орг. момент
Вст. слово учителя:
- Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе гений
Слайд 21
Но без труда талант не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним
урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте
А дальше прозой я скажу.
- Позвольте мне объявить о цели своего визита. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Б.Сулейманова – первого поэта сибирских татар. И я не случайно взяла эпиграфом урока отрывок из стихотворения Л.Верёвкиной «Мой край» (зачитывается эпиграф)
Это два поэта, которых сейчас нет в живых, но которых мы помним, читаем их стихи. Л.Верёвкина очень любила свой край, свою малую родину, свой народ, живущий на Вагайской земле и именно об этом её стихи. Эти же чувства, дышащие любовью к своему краю, к матери, гордость за свою нацию звучат и в лирике поэта Б.Сулейманова. И хотя это два поэта разных национальностей, разных религий, но пишут они об одном: о своей любви к земле Вагайской.
Итак, сегодня мы с вами войдём в художественный мир Булата Сулейманова, познакомимся с его биографией
3.(Один из подготовленных учащихся читает биографию поэта)
Учитель: - нелегка была жизнь поэта, но он никогда не жаловался, а всю душу вкладывал в стихи. Как мы узнали из его автобиографии, Б.Сулейманов очень много ездил, побывал в разных местах. Он любил дороги. Много писал о них в своих стихах, недаром и жизнь –
Слайд 22
то свою воспринимал в образе бесконечной дороги или неутомимого скакуна:
«Запрыгнул я на скакуна,
Что резв, как жизнь
Безбрежны, бесконечны горизонты…»
Поэт очень любил весну. Очень ждал её прихода. И случилось так, что земля приняла его именно в самом начале весны, в первые дни пробуждения:
«…С приходом весны
Меняются ценности бытия,
Жизнь обретает особый смысл»
В этих строках – поэтическое восприятие мира, надежды поэта.
Говоря о поэтической надежде Б.Сулейманова, я бы сравнила её с надеждой трибуна, борца, воплотившейся в высокую цель. Она непоколебима своей основой – великой любовью к своей Родине – Сибири и своему народу.
Но народ, будучи неотъемлемой органичной частью родной природы – такой великодушный, миролюбивый, гостеприимный совсем не замечает, как сам постепенно исчезает вместе со своим языком.
Ещё с юности Булат подчиняет себя большой цели – добиться признания своего народа, самоопределиться как нации.
Как и многие поэты, Булат Сулейманов свои чаяния и надежды вкладывает в свои стихи. Вот одно из стихотворений из этого цикла «Мне душу волнует…»
4. Чтение наизусть стихотворения «Мне душу волнует…»
Как и все поэты, Булат Сулейманов был очень одинок. Одному лишь Богу известно, что творилось в душе поэта. А мать была далеко. Любовь поэта к ней безгранична. Всё доброе – от неё.
Слайд 23
«Мама, милая, душа моя
Ты мне – как солнце
Твоё лишь тепло согревает мне сердце…»
И верится, что в действительности он был великодушен и щедр.
«Найди я хоть кусочек счастья
Непременно поделился бы
С каждым из вас –
Пусть самому ничего не останется…» -
Говорит поэт в одном из стихотворений. «Люблю людей» - признаётся в другом. Такого же доброго отношения ждёт в ответ и от других, но натыкается на всякое:
«В жизни не раз спотыкался, бывало
Чужака, принимая за друга»
Поражаешься, как из– под пера такого сурового мужчины могли рождаться стихи, полные лиризма, с его грустной философичностью, когда речь заходит о любви к родной Сибири.
Стихотворение «Я – сибирский татарин» являет собой основной лейтмотив одноименного сборника стихов, вышедшего в канун 60 – летия Б.Сулейманова.
5. Чтение стихотворения «Я – сибирский татарин»
Я – сибирский татарин,
Рождён Иртышом.
Здесь и деды, и прадеды жили,
Здесь в веках мои братья упорным трудом
С Иртышом состязаются в силе.
Я не гость, не пришелец, и кровная связь
С этим краем во мне пламенеет.
Притяженья земного осилил я власть,
Притяженье Сибири – сильнее.
Слайд 24
Это стихотворение перевел его близкий друг Александр Гришин, который много
сил прилагал для пропаганды творчества Б.Сулейманова
Стихи Булата Сулейманова были переведены на разные языки ещё при жизни: так появились переводы его стихов на азербайджанский, киргизский, мордовский и башкирский языки. В Казани же издают его книги.
Б.Сулейманов известен больше как поэт. Лишь немногие знают, что он пробовал перо и в прозе – это небольшие по объёму произведения о современной жизни сибирско-татарской глубинки.
На его стихи известные композиторы нашей области пишут музыку.
Если бы ещё не другой крупный писатель – Я. Занкиев, то можно было бы считать, что на древней сибирской земле никогда не жили и не живут многочисленные потомки древних тюрков. И хотелось бы сегодня урок закончить словами одного известного поэта.
Николай Рубцов, который был очень дружен с Булатом Сулеймановым – с первым поэтом народа сибирских татар, сказал однажды: «Булат, если твой народ имеет такого поэта, как ты, то он только из - за этого достоин уважения» . И хотелось бы закончить сегодняшний наш урок словами из стихотворения Б.Сулейманова
«Я – сибирский татарин»
Я – сибирский татарин,
Рождён Иртышом.
… Я не гость, не пришелец, и кровная связь
С этим краем во мне пламенеет.
Притяженья земного осилил я власть,
Притяженье Сибири – сильнее.
Слайд 25
Сколько гордости, любви звучат в этих строках. Любовь к своему
краю, гордость за свою нацию…
Только очень жаль, что мы увидели, услышали это очень поздно, когда уже не стало такого человека. А потому – дело за нами, молодыми, чтобы мы с вами несли эту культуру потомкам, чтобы не ушли в забвенье такие поэты как Булат Сулейманов.
Слайд 26 Список литературы:
1.Урок построен на материалах
воспоминаний:
Н.Юсуповой
Ф.Баязитова
А. Гришина
С.Карачева
Х.Ч.Алишиной
2. Стендовая защита урока как форма профессионального общения педагогов. Методические рекомендации для учителя.- Тюмень,2000