Слайд 1Художественная деталь «рука» в творчестве Л.Н. Толстого
Проектанты: учащиеся 9 «А» класса
МОБУ ЯГНГ
Петрова Саргы
Сидорова Зоя
Евсеева Даина
Слайд 2Актуальность
Актуальность исследования определяется тем, что в произведениях Льва Николаевича Толстого вызывают
интерес не только лексические особенности и стиль текста, но и определенные детали, которые придают его произведениям особый характер и несут за собой определенный смысл. Детали в произведении указывают на какую-либо черту характера героя, при этом писатель заставляет нас не просто анализировать жизнь, но и через деталь понять психологию и душевное состояние героя.
В работе сделана попытка рассмотреть художественную деталь «рука» в произведениях Толстого более подробно и определить, какую роль она играет в раскрытии художественного образа.
Проведена диагностическая работа среди учащихся 9-х классов, сделан психогеометрический анализ для составления индивидуальной характеристики детей. .
Слайд 3Цели
Доказать, что использование художественной детали «рука» в произведениях Л.Н. Толстого является:
средством психологической характеристики героя;
помогает раскрыть внутренний мир персонажа;
позволяет выявить идейно-художественную функцию.
Слайд 4Задачи
Выбрать произведения Л.Н. Толстого, в которых художественная деталь «рука» играет наиболее
важную роль для раскрытия образов героев и главной идеи в этих произведениях.
Изучить понятия «хирогномия», «психогеометрия».
Провести психологическую диагностику по определению характера и психики человека через хирогномию и психогеометрию.
Слайд 5Объект исследования
Произведения Л.Н. Толстого
« Детство» (1852)
«Утро помещика» (1856)
«Три смерти» (1859)
«Казаки» (незаконч.,
опубл. 1863)
«Война и мир» (1863—1869)
«Анна Каренина» (1873—1877)
«После бала» (1903)
«Хаджи-Мурат» (1896—1904)
Слайд 6Художественная деталь
Деталь (фр. detail – часть, подробность) – особо значимый, выделенный
элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
Рука — это больше, чем наш природный совершенный биологический инструмент. Это едва ли не самый «говорящий» орган нашего тела, средство выражения чувств, знак действия.
Хирогномия
.
Хирогномия (по-гречески "cheir" - рука и "gnosis" - изучение или познание) - наука об определении по форме руки и величине и форме ее пальцев характера человека.
Слайд 8Хиротипы
Рука Земли (практическая)-
Рука Огня (интуитивная)-
Длинная ладонь с относительно короткими пальцами. Энергичная,
беспокойная, индивидуалистическая натура.
Длинная ладонь с длинными суживающимися пальцами. Руки Воды указывают на одаренную богатым воображением, эмоциональную натуру, часто легко поддающуюся настроению или сосредоточенную на самой себе
Рука Воды (чувствительная)-
Квадратная рука с короткими пальцами(1). Честный, трудолюбивый, практичный, уверенный в себе человек
Рука Воздуха (интеллектуальная)-
Подобно руке Земли, рука Воздуха имеет квадратную ладонь. Ключевое различие между двумя типами состоит в относительно более длинных пальцах у руки Воздуха. Руки Воздуха выражают натуру умную, рациональную, ясную, одновременно знающую и организованную
Слайд 9 Психогеометрия.
Типы личности.
Психогеометрию можно определить как практическую систему анализа личности, позволяющую определять форму и тип личности партнера по общению; давать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека.
Слайд 11Детство
Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это
время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня.
Чем больше горячился папа, тем быстрее двигались пальцы, и наоборот, когда папа замолкал, и пальцы останавливались; но когда Яков сам начинал говорить, пальцы приходили в сильнейшее беспокойство и отчаянно прыгали в разные стороны. По их движениям, мне кажется, можно бы было угадывать тайные мысли Якова; лицо же его всегда было спокойно — выражало сознание своего достоинства и вместе с тем подвластности, то есть: я прав, а впрочем, воля ваша!
Должно быть, заметив, что я прочел то, чего мне знать не нужно, папа положил мне руку на плечо и легким движением показал направление прочь от стола. Я не понял, ласка ли это или замечание, на всякий же случай поцеловал большую жилистую руку, которая лежала на моем плече.
Слайд 12Казаки
Оленин объяснялся в любви Марьяне: ««Пойдешь за меня?.. А любишь ли
ты меня? Скажи ради бога?..» — «Отчего же тебя не любить, ты не кривой!» — отвечала Марьяна, смеясь и сжимая в своих жестких руках его руки.— «Какие у тебя руки бее-лые, бее-лые, мягкие, как каймак»,— сказала она.
Слайд 13Три смерти
Была осень. По большой дороге скорой рысью ехали два экипажа.
В передней карете сидели две женщины. Одна была госпожа, худая и бледная. Другая - горничная, глянцевито-румяная и полная. Короткие сухие волоса выбивались из-под полинявшей шляпки, красная рука в прорванной перчатке порывисто поправляла их.
Широкая, исхудалая и побледневшая рука, покрытая волосами, натягивала армяк на острое плечо в грязной рубахе. -- Дай испить, брат; ты чаво?
Слайд 14Поле бала
Она была в белом платье с розовым поясом и в
белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках.
И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
Слайд 15Утро помещика
Давыдка Белый был действительно белый: и волоса, и тело, и
лицо его - все было чрезвычайно бело. Он был высок ростом и очень толст, но толст, как бывают мужики, - то есть не животом, а телом. Руки его были пухлы, желтоваты, как руки людей, больных водяною, и покрыты тонкими белыми волосами.
Обе руки Юхванкиной матери были с искривленными пальцами, которыми она, как будто ухватившись, держалась за водонос, были какого-то темно-бурого цвета и, казалось, не могли уж разгибаться;
Слайд 16Анна Каренина
Левин молчал, поглядывая на незнакомые ему лица двух товарищей Облонского
и в особенности на руку элегантного Гриневича, с такими белыми тонкими пальцами, с такими длинными желтыми, загибавшимися в конце ногтями.
Анна подняла сухую, худую руку Долли, поцеловала ее и сказала.
Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, но в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью.
Маленькими ловкими руками, которые нынче особенно напряженно двигались своими белыми тонкими пальцами, она несколько раз задевала за уголок карточки, но карточка срывалась, и она не могла достать ее.
Слайд 17Война и мир
Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал
своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
“Pierre был неуклюж. Когда он встал, ещё заметнее стала его неловкость. Толстый, сутуловатый, с жирными руками, висевшими как плети и которые он не знал куда девать… Он дожидался времени отклонятся, переминался с толстой ноги на ногу…”
Во время карточной игры Николай Ростова неотвратимо притягивают «ширококостные, красноватые руки с волосами, виднеющимися из-под рубашки
Слайд 18Результаты исследования среди учащихся 9 класса
Слайд 20 Лев Николаевич Толстой на картинах известных художников
«Крупные, с длинными
«аристократическими» пальцами, белые (или даже, как пишут иные, бледные) – без обычных в этом возрасте пигментных пятен». И.А. Бунин называет эти руки «деревенски-дворянские»
«У него удивительные руки, — некрасивые, узловатые от расширенных вен и все-таки исполненные особой выразительности и творческой силы». М. Горький
«У Толстого крепкие, правильной формы ногти». А.Б. Гольденвейзер.
«Большие пальцы очень велики и толсты, с широкими ногтями». А.В. Жиркевич
Слайд 22План работы
Знакомство с произведениями Л. Н. Толстого.
Работа над художественной деталью.
Определить
качество, характер героя по его рукам.
Провести исследование среди учащихся по психогеометрии и хирогномии, определить хиротипы.
Соотнести
Выявить