Слайд 1«Попал под колесо»
По роману И. С. Тургенева
«Отцы и дети»
Слайд 2Биография Тургенева.
«1818 года 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом
12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра, крестили 4-го числа ноября…», - так записала в памятной книжке мать Ивана Сергеевича Тургенева.
Меньше всего она думала, конечно, что родила будущую славу России.
Слайд 3Варвара Петровна Лутовинова.
Мать Тургенева.
Слайд 4Спасское-Лутовиново. Имение Варвары Петровны.
Слайд 5Сергей Николаевич Тургенев.
Отец Ивана Тургенева
Слайд 6Творчество Тургенева
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева – это своеобразная художественная летопись, запечатлевшая
жизнь России в период перехода от феодально-крепостнического к буржуазно-капиталистическому строю. В его произведениях нашли своё отражение важнейшие этапы русского общественного движения, начиная со студенческих кружков Московского университета 1830-х годов и кончая движением революционеров-народников в 1870-е годы.
Слайд 7История создания романа
«Отцы и дети»
В начале марта 1861 года был
обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. Они, наконец, получили долгожданную свободу.
На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса.
Слайд 81860 - 1862
В этот сложный период Тургенев и создаёт роман «Отцы
и дети». Это было произведение остро полемическое, отразившее борьбу двух противодействующих сил русского общества – либералов и революционных демократов. Столкновение этих «двух исторических сил» в период подготовки крестьянской реформы и нашло своё художественное воплощение в новом произведении писателя.
Слайд 9
В процессе его создания Тургенев почти ни с кем из друзей
и знакомых своими замыслами не делился; он лишь сообщал о самом ходе работы, часто жалуясь на её вялость и медлительность.
Полное представление об истории текста романа «Отцы и дети» можно получить, только проследив все этапы работы писателя, начиная с первого упоминания о замысле романа и кончая выходом в свет отдельного издания.
Слайд 10
На всём этом отрезке времени можно выделить три этапа:
1) работа над
созданием основного текста романа (с 6 (18) августа 1860 года по 30 июля (11 августа) 1861 года);
2) «перепахивание романа», внесение в него многочисленных поправок и дополнений, вызванных изменением политической обстановки в России, советами друзей, а также собственным неудовлетворённым чувством писателя (с конца сентября 1861 года по январь 1862 года);
3) подготовка романа к отдельному изданию (с февраля по сентябрь 1862 года).
Слайд 11
Уже на первом этапе работы Тургенев двойственно относился к главному герою
романа – Базарову. С одной стороны, понимал, что герой во многом чужд и даже в чём-то враждебен ему, с другой стороны, он не мог не ощущать в нём огромной силы.
Слайд 13Образ Евгения Базарова.
Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским,
книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами и с висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум… Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа»
Слайд 14Базаров в системе образов.
Для Аркадия Базаров был учителем, смог привлечь его
на свою сторону, был с ним всегда честен, как, впрочем, и со всеми людьми.
Слайд 15В спорах с Павлом Кирсановом в Базарове раскрываются такие черты как
настойчивость, упорство, зрелость ума, умение отстаивать свою точку зрения.
Слайд 16С Одинцовой он впервые узнал такое чувство как любовь. Хотя любовь
и оказалась неудачной, он сумел достойно и благородно вынести это испытание.
Слайд 17Мировоззренческий кризис Базарова.
Уроки любви повели за собою тяжелые последствия в душе
Базарова. Они привели к кризису его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь. Перед героем открылись две бездны: одна - загадка его собственной души, которая оказалась сложнее, глубже и бездоннее, чем он предполагал; другая - загадка мира, который его окружает.
От микроскопа героя потянуло к "телескопу", от инфузорий - к звездному небу над головой, вопреки уже беспомощным нигилистическим бравадам: "Я гляжу на небо только тогда, когда хочу чихнуть!"
Слайд 18
Возникшие перед Базаровым вопросы о смысле жизни, опровергающие его прежний, упрощенный
взгляд на человека и мир,- не пустяки. Так начинается глубокий кризис веры героя в неизменную, биологизированную сущность человека. Старое убеждение, что люди подобны деревьям в лесу, давало Базарову возможность смотреть на мир оптимистически. Оно вселяло уверенность, что нет нужды революционеру вникать в душу каждого человека в отдельности. Люди все одинаковы: исправьте общество - болезней не будет.
Слайд 20
Базаров раздражается, все более и более надламывается, становится непоследовательным и вздорным
в общении с Аркадием. Он грубо обходится с ним, как бы вымещая на друге свою внутреннюю тревогу и боль: "Ты нежная душа, размазня... Ты робеешь, мало на себя надеешься". Ну, а у самого Базарова нет нежности в душе и робости перед красотой Одинцовой?
Слайд 22
В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл его жизненного финала:
"Я нужен России?... Нет, видно, не нужен..."
Слайд 23Смысл финала романа.
Тургенев писал своему другу: "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая,
большая, сильная, злобная, но честная. И все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в преддверии будущего..."
Слайд 25
Подобная трактовка вполне объясняет торжественный аккорд, завершающий историю "нового человека". Главный
герой "Отцов и детей" не знал компромиссов, не ведал эгоистического чувства самосохранения. В наше время перестройки жизни на такой тип личности можно только равняться. Немаловажно для нас и другое. Базаров самоотверженно выступил против рутины духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты его деятельности были, разумеется, другими.
Слайд 27Критики о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Наиболее определенно крайние
точки зрения молодежи 60-х годов на роман Тургенева и его героя выразил М. А. Антонович в статье «Асмодей нашего времени» и Д. И. Писарев в статье «Базаров»
Слайд 29
М. А. Антонович: «В романе, за исключением одной старушки, нет ни
одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами»
«Базаров не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, - притом карикатура самая злостная…
Слайд 30
Д. И. Писарев: «Новый роман Тургенева дает нам все то, чем
мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша, характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то непонятное чувство…»
Слайд 32Список литературы.
Отцы и дети: роман/ил. Н. Д. Медведева; поясн. статья и
примеч. И. В. Богославского. – м.: сов. Россия, 1985. – 256с.
Статья Д. И. Писарева "Базаров".
Фогельсон И. А. Литература учит: 10 кл.: кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 303 с.
Зайцев Б. К. Жизнь Тургенева: Литературная биография. – м.: Дружба народов. 2000, – 224с.
Статья Ю. В. Лебедева «Мировоззренческий кризис Базарова»
www.is-turgenev.ru
www.turgenev.org.ru
www.history.ru