А. А. Блок
Фотография. 1907 г.
Бетховен. Лунная соната
По воспоминаниям М.Горького: «Блок был изумительно красив как поэт и как личность. …Блок
был невысокого роста, с шапкой темно – медных вьющихся волос и малоподвижным античным
лицом. В людных собраниях держался он обособленно и с подчеркнутой корректностью.
Стихи читал усталым медленным голосом с равными паузами между словами, и это
монотонное чтение в согласии с обликом поэта до конца дней своих запоминали те, которым
посчастливилось слушать его».
«Блок был изумительно красив как поэт и как личность…»
А. Блок. Фотография.
А. Блок в раннем детстве с матерью. Фотография. 1883г
А. Л. Блок и А. А. Блок, отец и мать поэта. Фотография. 1878 г.
Детство
А.А. Блок (в центре) с двоюродными
братьями. Фото 1891
А. Н. Бекетов, дед поэта
Фотография. 1888 г.
Ректорский дом Петербургского
университета в наши дни
Петербург и Шахматово в жизни Блока
Шахматово в наши дни
Шахматово, подмосковное
имение Бекетовых
Кабинет А.Н.Бекетова
Шахматово - «благоуханная глушь».
Бабушка поэта –
Елизавета Григорьевна Бекетова
Введенская гимназия в Петебурге
Блок - гимназист
Введенская гимназия в Петебурге сегодня
Санкт- Петербургский университет
А.Блок - студент
Студент Петербургского университета
В 1901 году А. Блок перейдет на историко - филологический факультет
и успешно закончит его в 1906 г. И еще одно важное событие этого года – встреча с любовью Л.Д.Менделеевой
Л.Д.Менделеева
Гамлет — А. А. Блок,
Королева — С.Д.Менделеева
Офелия - Л. Д. Менделеева, будущая жена поэта.
Фотографии. 1898 г.
Встреча с Любовью Дмитриевной Менделеевой
Л.Д.Менделеева
Боблово сегодня
Семья Блока в Шахматово. 1895
А. А. Блок и Л. Д. Менделеева
Фотография. 1903 г.
Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока.
Обложка прижизненного издания
«Стихи о Прекрасной Даме» -
первый поэтический сборник Блока
А. А. Блок и Л. Д. Менделеева
Фотография. 1903 г.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Художник И.Глазунов
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди – на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто – то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
Земное и божественное, реальное и мистическое сливаются в стихах поэта. Лирическая героиня «Стихов о Прекрасной Даме» - воплощение Вечной женственности, которой суждено спасти мир.
А. А. Блок
Фотография. 1907 г.
«Сытые», стихотворение А. Блока Автограф Л. Д. Блок с пометками А. А. Блока
Обложка книги А.Блока
Оформление. К. Сомова
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
(24 апреля 1906, Озерки)
СИМВОЛИЗМ – (греч. условный, опознавательный знак) – первое и самое крупное из модернистских течений. Возник как протест против оскудения русской поэзии, вызванного, по мнению символистов, увлечением общества материалистическими воззрениями русской литературной критики Белинского, Добролюбова, Чернышевского и др.
Символистам было близко учение Н.А. Бердяева, П. Флоренского, Вл. Соловьёва о том, что художественное творчество есть «земное подобие творчества Божественного». Творчество, считали они, выше познания. Когда человек творит, он приближается к Богу. Искусство не только познаёт мир, но и преображает его. По словам теоретика символизма Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизречённого».
Символисты:
В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус,
К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, И.Ф. Анненский,
А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов
Андрей Белый
Александр Блок
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца - взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
«Петроградское небо мутилось дождем…»
1 сентября 1914
А. А. Блок. Фотография. 1916 г.
На фронт. Фотография. 1914г.
«Были дымные тучи в крови….»
Отражение Первой Мировой войны в творчестве А.Блока
И военною славой заплакал рожок,
Наполняя тревогой сердца.
Громыханье колес и охрипший свисток
Заглушило ура без конца.
Уж последние скрылись во мгле буфера,
И сошла тишина до утра,
А с дождливых полей всё неслось к нам ура,
В грозном клике звучало: пора!
Нет, нам не было грустно, нам не было жаль,
Несмотря на дождливую даль.
Это – ясная, твердая, верная сталь,
И нужна ли ей наша печаль?
Эта жалость – ее заглушает пожар,
Гром орудий и топот коней.
Грусть – ее застилает отравленный пар
С галицийских кровавых полей…
1 сентября 1914
На передовой.
Фотография. 1914г.
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный... Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель
Из письма А.Блока к К. С. Станиславскому. 1908 г
Русь моя, жизнь моя,
вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя тьма?
«На поле Куликовом» 1910
Афонин Александр. Русь
ОСЕННЯЯ ВОЛЯ
Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.
Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.
Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или — каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?
Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.
Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю...
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю...
Много нас — свободных, юных, статных —
Умирает, не любя...
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!
1905
В самом названии выражается существенная сторона блоковской России – воля, «вольница». Отсюда и «необъятные дали» и «путь, открытый взорам». Родина для поэта – это то, без чего поэт не представляет себе жизни: «Как и жить и плакать без тебя».
«В стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» (1910) поэт нарисовал сформированное безумным давлением времени «лицо онемелое», которое «дико глядится» - «в черные ночи и белые дни». Здесь запечатлена повторяющаяся страница национальной истории, присутствие в современности глубинных истоков прошлого. Две краски доминируют, как и в поэме, - черная и белая. Дикость, варварская неразвитость мешают ритму исторического пути, но здесь жизнь, поэтому поэт стремится стать участником этого трудного ритма:
Л.Ф. Алексеева ж. «Литература в школе» 2006 - 6
В.Серов. Деревня. 1898г.
Цикл «На поле Куликовом»
На поле Куликовом
Слияние рек Непрядвы и Дона - место сбора
великокняжеских дружин. Фото ЮЛ. Кавера
«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»
Юрий Ракша, триптих «Куликово поле»
"Благославление на битву" (левая часть)
И.Глазунов. Княгиня Евдокия в храме.
Из цикла «На поле Куликовом». 1979 г.
Фото Петера Менцеля и Фейта Д'Алузио
На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев... а вернулась рать русских... Это было началом осознания ими себя как единой целостности - России.
Л.Н. Гумилев
А. М. Бубнов. Утро на поле Куликовом.
Русских А.Т. Мне избы серые твои… 2003
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ - 2014
ЕГЭ - 2014
Как океан меняет цвет,
Когда в нагромождённой туче
Вдруг полыхнёт мигнувший свет, -
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слёзы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы,
А.Блок. «Как океан меняет цвет», 1914 г.
Л. А. Дельмас в роли Кармен в опере
Бизе «Кармен». Постановка
Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Фотооткрытка. 1900-е гг.
А. Блок. Фотография 1916
"...Точно волна, которая покрывает с головой – несколько вечеров напрасных сомнений, отчаяния, злобы – и вдруг, точно на гребне волны – этот Ваш звенящий, звенящий смех первого вечера, и моя неловкость, и Ваши открытые плечи, и розы, открывающие грудь, Ваши руки, овладевающие мгновенно всякой вещью, Ваши сияющие зубы и таинственные глаза; и эта неровность плеч, их застенчивость, и то, что Вы сразу просто приняли, когда я взял Вас под руку, и улицы, и темная Нева, и Ваши духи, и Вы, и Вы, и Вы!"
А.Блок
Город на холме. Рисунок Н. Рериха к «Итальянским стихам» А. Блока. 1910 г.
Цикл «Итальянские стихи».
Счастливым событием тех лет стало посещение Италии (1909 г.), где поэта «обожгло искусством». После нескольких месяцев непрерывных скитаний по городам и музеям создаётся цикл «Итальянские стихи». Их основные темы - творчество как победа над хаосом жизненных случайностей, вечность, перед лицом которой обращаются в прах все житейские волнения.
Цикл стихов «Возмездие» наряду с циклом «Страшный мир» составили основу третьего тома лирики трехтомного издания 1910 – х гг. Ощущение неблагополучия мира, нищета и бедность, ставшие уделом большинства, - всё это переживалось Блоком как проявление неправильных общественных отношений, которые рано или поздно будут устранены.Через несколько лет Блок назовёт себя представителем «кающегося дворянства со сложностями».
В стихах третьего тома господствующими продолжали оставаться настроения отчаяния, жажды гибели. Уже заглавия отдельных стихотворений - «Пляски смерти», «Чёрная кровь», «Унижение», «Демон» из цикла «Страшный мир» отражают эти мотивы. Именно под впечатлением таких стихов Анна Ахматова назвала Блока «трагическим тенором эпохи».
«И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,.
Ночь, улица, фонарь, аптека...»
Тараскин Михаил.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...
Поэма «Двенадцать» была написана Блоком в январе
1918 года, почти через год после Февральской революции,
и всего через два месяца после большевистского
Октябрьского переворота. Она была опубликована
3 марта 1918, в газете партии эсеров "Знамя труда"
Страшный шум, возрастающий во мне
и вокруг. Этот шум слышал Гоголь
(чтобы заглушить его — призывы к
семейному порядку и православию)…
Сегодня я — гений.
А.А.Блок. Записные книжки
29 января 1918
Александр Блок. 1917
Блок ждал революции, как не ждал никто. В его представлении она должна была очистить жизнь, вычистить эту скверну, грязь, бездуховность. Она должна была сделать человеческое стадо народом.
К. Чуковский
Двенадцать» - какие бы они ни были –
это лучшее, что я написал. Потому что
тогда я жил современностью»
А.Блок
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер
На всем божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком — ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!
А.Блок. «Двенадцать».
А. А. Блок. «Двенадцать» . 1918
Иллюстрации к поэме Ю.П. Анненкова
Фотокопия страницы из черновика
А.Блока к поэме «Двенадцать».
На улицах революционного Петрограда висели плакаты со стихами из поэмы «Двенадцать»
Поэт Кедров о
поэме «Двенадцать»
Нажмите на
пленку
"Ранней осенью 1918 года я встретил на
Невском проспекте Александра Блока.
Поэт стоял перед витриной продовольственного магазина, за стёклами которой висели две бумажные полосы. На них были ярко оттиснуты слова: на одной —
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
а на другой:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Под каждой из этих строк стояла подпись: «Александр Блок». Поэт смотрел на эти слова, словно не узнавая их, круглыми спокойно-тревожными глазами, взор которых для меня всегда был полон содержания, привлекавшего к себе, но трудно объяснимого…
— Признаюсь, для нас радость и неожиданность, что и вы вошли в нашу борьбу,— по-мальчишески самоуверенно продолжал я, показывая на плакаты за витриной.
— Да,— смутился Блок,— но в поэме эти слова произносят или думают красногвардейцы. Эти призывы не прямо же от моего имени написаны,— и поэт будто с укоризной посмотрел на меня.
Корнелий Зелинский,
литературный критик.
Как из конкретных образов в поэме вырастает Символическая картина революции?
Чьи голоса звучат в поэме?
Как изображен старый мир в этом произведении?
Однородна ли красногвардейская масса в представлении Блока?
?
?
?
«…Я задал вопрос о том, как была написана поэма Двенадцать, и Александр Александрович охотно рассказал: Поэма писалась довольно быстро. Стояли необыкновенные вьюжные дни. Сначала были написаны отдельные строфы, но не в том порядке, в каком они оказались в окончательной редакции. Блок тут же достал черновую рукопись. Я заметил, что в ней мало зачёркнутых строк, а на полях написаны варианты.
Самуил Алянский. «Воспоминания о Блоке».
Улицы Петроградской стороны с её гулом и криками, частушками и плачем, восторгом и ненавистью становятся, становятся главным объектом наблюдений и размышлений Блока в поэме «Двенадцать».
«Двенадцать». Художник И. Дмитриевский. 1922
Ю.П. Анненков. "Катька. «Иллюстрация
к поэме А. А. Блока «Двенадцать» 1918
Поэма «Двенадцать»
Как противопоставлены друг другу
Ванька и Петруха в их отношении к товарищам, к Катьке и к революции?
Какое место в поэме занимает
душевная драма Петрухи?
?
?
Каковы особенности изображения
двух миров в поэме «Двенадцать»?
Рисунок Бориса Диодорова
«…В 1917-18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. „Мировой пожар“ казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был „мировой оркестр народной души“. Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. „Ураган, неизменный спутник переворотов“. И снова, и всегда — Музыка. „Музыка“ с большой буквы. „Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра“,- говорил Блок ещё в 1909 году. В 1917 году Блоку почудилось, что он её услышал. В 1918-ом, повторив, что „дух есть музыка“, Блок говорил, что „революция есть музыка, которую имеющий уши должен услышать“, и заверял интеллигенцию: „Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию“. Эта фраза была ровесницей поэмы „Двенадцать“.
Ю.П.Анненков. «Воспоминания о Блоке»
Какова основная мысль поэмы?
Как вы понимаете смысл названия "Двенадцать"?
?
?
Название «Двенадцать» соответствует реальному числу красноармейцев в
патрулях Петрограда, числу глав в поэме, числу апостолов - учеников
Иисуса Христа, количеству месяцев в году.
?
К. Юон. Вступление в Кремль через Троицкие ворота. 1927
Мультфильм по поэме
А.Блока «Двенадцать»
Режиссер И.Аксенчук.1987
Нажмите на
пленку
Обложка поэмы издания 1918 года
?
И за вьюгой, невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвъюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Иисус Христос
А.Блок. «Двенадцать»
Гумилёв сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь: — Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос.
Корней Чуковский. «Александр Блок как человек и поэт»:
Наталия Гончарова Иллюстрация к
поэме «Двенадцать» 1920г
Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том. что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой
А. Блок. «Дневник» с. 267, 20.02. 1918
Читаю с трепетом Тебя. „Скифы“ (стихи) — огромны и эпохальны, как Куликово поле»… По-моему, Ты слишком неосторожно берёшь иные ноты. Помни — Тебе не «простят» «никогда»… Кое-чему из Твоих фельетонов в «Знамени труда» и не сочувствую: но поражаюсь отвагой и мужеством Твоим… Будь мудр: соединяй с отвагой и осторожность".
Андрей Белый. из письма Блоку
от 17 марта 1918 г.)
Я не прощу,
Душа твоя невинна.
Я не прощу ей — никогда
Зинаида Гиппиус
Как вы понимаете слова поэта: «Но не эти дни мы звали, а грядущие века»?
?
Вечер „Арзамаса“ в Тенишевском училище. Люба читает „Двенадцать“. От участия в вечере — отказались — Пяст, Ахматова и Сологуб
13 мая 1918, А.А.Блок, записные книжки.
Зинаида Гиппиус
Л.Д.Менделеева
С. Есенин. «Анна Снегина»
Черновой вариант поэмы
Весной 1921 г. Блок почувствовал себя больным. Он
еще пытался работать, вернулся к незаконченной
поэме «Возмездие», но болезнь приняла угрожающий
характер.
Мы знаем теперь: не душа Блока
изменилась – изменилась душа
революции: ни от чего Блок не
отрекался, но он задохся, когда
исторический воздух, очищенный
стихийным взрывом, снова
отяжелел и сгустился.
Р.В.Иванов - Разумник
Художник Даниил Федоров. А.Блок
Аполлинарий Михайлович Васнецов Родина, 1886
Блок принял новое время
и … разочаровался в нем
«Все сущее – увековечить…»
"Душа настоящего человека есть самый сложный и самый нежный и самый певучий музыкальный инструмент «
«Художник — это тот <...>, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя"
А. Блок. Собр. соч. в 8т.1960, М –Л, с. 115
Тексты печатались по следующим изданиям:
Серебряный век. Поэзия. (Школа классики) - М., АСТ, Олимп 1997, -672с
Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы М., Олимп, 000»Издательство АСТ» 1997
Богданова О. Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб для студ. пед. вузов. М., Академия, 2000
Орлов В. Гамаюн. Жизнь Блока М, 1981
Александр Блок: Новые материалы и исследования: В5т., М., 1980-1993 («Литературное наследство»)
Сербин П.К. Изучение творчества Александра Блока. К., Радянска школа, 1980
Русская литература XX века. 11 кл: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений в 2 ч. ч.1 В.В. Агеносов и др
Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература Ч.2 ХХ век
М., Аванта +, 2004. с. 215 - 219
А.А. Блок Фотовыставка 30 листов Л.. Изокомбинат «Художник РСФСР», 1980
Ж. «Литература в школе» 2006 – 6. Л.Ф. Алексеева Пророчество о ХХ
веке в поэзии Александра Блока. С.7 – 14
Александр Блок. Собрание сочинений в 8т., Москва-Ленинград 1960
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть