Презентация, доклад по творчеству А.А. Блока Поэт и человек бесстрашной искренности

Содержание

* Блоку - верьте: это настоящий - волею Божией - поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький.

Слайд 1

«Поэт и человек бесстрашной искренности»
Жизнь и творчество
А. А. Блока

«Поэт и человек  бесстрашной искренности»Жизнь и творчество А. А. Блока

Слайд 2

*
Блоку - верьте: это настоящий - волею

Божией - поэт и человек бесстрашной искренности.
М. Горький.

Творчество Александра Блока - целая поэтическая эпоха... Блок оказал огромное влияние на современную поэзию.
В. Маяковский.

А. А. Блок
Фотография. 1907 г.


Бетховен. Лунная соната

*   Блоку - верьте: это настоящий - волею Божией - поэт и человек бесстрашной

Слайд 3

Дом на Галерной улице
в Петербурге, где жил А. Блок.
А.А.Блок. Портрет

работы
К. Сомова. 1907 г.

По воспоминаниям М.Горького: «Блок был изумительно красив как поэт и как личность. …Блок
был невысокого роста, с шапкой темно – медных вьющихся волос и малоподвижным античным
лицом. В людных собраниях держался он обособленно и с подчеркнутой корректностью.
Стихи читал усталым медленным голосом с равными паузами между словами, и это
монотонное чтение в согласии с обликом поэта до конца дней своих запоминали те, которым
посчастливилось слушать его».

«Блок был изумительно красив как поэт и как личность…»

А. Блок. Фотография.

Дом на Галерной улице в Петербурге, где жил А. Блок.А.А.Блок. Портрет работы К. Сомова. 1907 г.По воспоминаниям

Слайд 4


Александр Александрович Блок родился 16 (28) ноября 1880 г.

в Петербурге,
в ректорском доме Петербургского университета. Ректором был его дед
(со стороны матери) А. Н. Бекетов, известный ученый-ботаник и видный общественный деятель.
Родители поэта разошлись сразу после его рождения. Отца своего - профессора Варшавского университета, юриста и философа - Блок знал мало. Мать на всю жизнь осталась для него самым близким человеком.
Блок рос и воспитывался в просвещенной семье Бекетовых.

А. Блок в раннем детстве с матерью. Фотография. 1883г

А. Л. Блок и А. А. Блок, отец и мать поэта. Фотография. 1878 г.

Детство

А.А. Блок (в центре) с двоюродными
братьями. Фото 1891

Александр Александрович Блок родился 16 (28) ноября 1880 г. в Петербурге, в ректорском доме

Слайд 5Два места в России были поэту родиной: Петербург (…город неуловимый») -

ректорский дом ученого - ботаника Андрея Николаевича Бекетова и подмосковное Шахматово, «благоуханная глушь». «Шахматовские» просторы и стали колыбелью любви поэта к Родине… «Эти дороги, деревни, дали Александр Блок словно бы получил в наследство с детства», - писала М.А. Бекетова, его тетка и биограф.

А. Н. Бекетов, дед поэта
Фотография. 1888 г.

Ректорский дом Петербургского
университета в наши дни

Петербург и Шахматово в жизни Блока

Два места в России были поэту родиной: Петербург (…город неуловимый») - ректорский дом ученого - ботаника Андрея

Слайд 6 Из года в год провожу здесь одни и те же летние

месяцы <…>, вид из окна великолепный зеленый и тихий сад, розы, рябины, липы, сосна<…>, нет места, где бы я не прошел без ошибки ночью или с закрытыми глазами А.Блок – З.Гиппиус 18 августа 1902 г Шахматово.

Шахматово в наши дни

Шахматово, подмосковное
имение Бекетовых




Кабинет А.Н.Бекетова

Шахматово - «благоуханная глушь».

Бабушка поэта –
Елизавета Григорьевна Бекетова

Из года в год провожу здесь одни и те же летние месяцы , вид из

Слайд 7 В 1889 г. Блок поступил в Введенскую гимназию.
А. А. Блок

— гимназист
Фотография. 1891 г.

Введенская гимназия в Петебурге

Блок - гимназист

Введенская гимназия в Петебурге сегодня

В 1889 г. Блок поступил  в Введенскую гимназию.  А. А. Блок —

Слайд 8Окончив гимназию в 1898 году, Блок поступает на юридический факультет Петербургского

университета

Санкт- Петербургский университет

А.Блок - студент

Студент Петербургского университета

В 1901 году А. Блок перейдет на историко - филологический факультет
и успешно закончит его в 1906 г. И еще одно важное событие этого года – встреча с любовью Л.Д.Менделеевой

Л.Д.Менделеева

Окончив гимназию в 1898 году, Блок поступает на юридический факультет Петербургского университетаСанкт- Петербургский университетА.Блок - студентСтудент Петербургского

Слайд 9

В юности Блок увлекался театром, собирался стать актером. Он устраивал любительские спектакли в Шахматове и в соседнем имении Боблово, принадлежавшем великому ученому Д. И. Менделееву - близкому друг старших Бекетовых. В 1898 г. в бобловском сенном сарае были поставлены сцены из «Гамлета» Шекспира. Гамлета играл Блок, роль Офелии исполняла старшая дочь Менделеева - Любовь Дмитриевна.

Гамлет — А. А. Блок,
Королева — С.Д.Менделеева

Офелия - Л. Д. Менделеева, будущая жена поэта.
Фотографии. 1898 г.

Встреча с Любовью Дмитриевной Менделеевой

Л.Д.Менделеева

В юности Блок увлекался

Слайд 10 Боблово, имение Менделеевых в семи верстах от Шахматово.
Боблово, Фотография.1890 -

е гг.

Боблово сегодня

Семья Блока в Шахматово. 1895

Боблово, имение Менделеевых  в семи верстах от Шахматово.  Боблово, Фотография.1890 - е гг.Боблово сегодняСемья

Слайд 11 Первый поэтический сборник - «Стихи о Прекрасной Даме» появился под влиянием

двух важных событий – любви, глубокого чувства к Л.Д.Менделеевой и увлечения философскими идеями Вл.Соловьева – о Душе Мира или Вечной Женственности

А. А. Блок и Л. Д. Менделеева
Фотография. 1903 г.

Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока.
Обложка прижизненного издания

«Стихи о Прекрасной Даме» -
первый поэтический сборник Блока

Первый поэтический сборник - «Стихи о Прекрасной Даме» появился под влиянием двух важных событий – любви,

Слайд 12С одной стороны Прекрасная Дама реальна: «она стройна и высока», «всегда

надменна и сурова», герой видит ее «каждый день издалека».
С другой стороны перед нами небесный мистический образ «девы», «зари», «Величавой Вечной Жены», «святой», «ясной», «непостижимой»

А. А. Блок и Л. Д. Менделеева
Фотография. 1903 г.


Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Художник И.Глазунов

С одной стороны Прекрасная Дама реальна: «она стройна и высока», «всегда надменна и сурова», герой видит ее

Слайд 13 «Мы встречались с тобой на закате…»
Автограф письма А.Блока к Л.Д.Менделеевой.

1903 г.

Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди – на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто – то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

Земное и божественное, реальное и мистическое сливаются в стихах поэта. Лирическая героиня «Стихов о Прекрасной Даме» - воплощение Вечной женственности, которой суждено спасти мир.

«Мы встречались с тобой на закате…»  Автограф письма А.Блока к Л.Д.Менделеевой. 1903 г. Мы встречались

Слайд 14Выход первой книги возвел Блока в круг видных поэтов. Появляются его

новые книги: «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907),«Земля в снегу», лирические драмы: «Балаганчик» и «Незнакомка».

А. А. Блок
Фотография. 1907 г.

«Сытые», стихотворение А. Блока Автограф Л. Д. Блок с пометками А. А. Блока

Обложка книги А.Блока
Оформление. К. Сомова

Выход первой книги возвел Блока в круг видных поэтов. Появляются его  новые книги: «Нечаянная радость» (1907),

Слайд 15А. Блок. «Незнакомка»


И.Глазунов. Иллюстрации к
стихотворению А.Блока «Незнакомка»
По вечерам над ресторанами Горячий

воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна.
И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. (24 апреля 1906, Озерки)‏

А. Блок. «Незнакомка»И.Глазунов. Иллюстрации к стихотворению А.Блока «Незнакомка»По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И

Слайд 16Вячеслав Иванов
Зинаида Гиппиус
Д.С. Мережковский
Сергей Городецкий
К.Бальмонт
Валерий Брюсов





Д.С. Мережковский
Таковы три

главных элемента нового искусства:
мистическое содержание, символы и расширение
художественной впечатлительности.
Д.С. Мережковский. «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

СИМВОЛИЗМ – (греч. условный, опознавательный знак) – первое и самое крупное из модернистских течений. Возник как протест против оскудения русской поэзии, вызванного, по мнению символистов, увлечением общества материалистическими воззрениями русской литературной критики Белинского, Добролюбова, Чернышевского и др.
Символистам было близко учение Н.А. Бердяева, П. Флоренского, Вл. Соловьёва о том, что художественное творчество есть «земное подобие творчества Божественного». Творчество, считали они, выше познания. Когда человек творит, он приближается к Богу. Искусство не только познаёт мир, но и преображает его. По словам теоретика символизма Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизречённого».

Символисты:
В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус,
К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, И.Ф. Анненский,
А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов

Андрей Белый

Александр Блок

Вячеслав ИвановЗинаида Гиппиус Д.С. МережковскийСергей ГородецкийК.БальмонтВалерий Брюсов Д.С. МережковскийТаковы три главных элемента нового искусства:мистическое содержание, символы и

Слайд 17 В июле 1916 г. Блок был призван в действующую армию. Он

служил в инженерно-строительной дружине, возводившей полевые укрепления в прифронтовой полосе, в районе Пинских болот. Первую Мировую войну Блок воспринял как тягчайшее народное испытание и горе.

Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца - взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
«Петроградское небо мутилось дождем…»
1 сентября 1914



А. А. Блок. Фотография. 1916 г.

На фронт. Фотография. 1914г.

«Были дымные тучи в крови….»
Отражение Первой Мировой войны в творчестве А.Блока

В июле 1916 г. Блок был призван в действующую  армию. Он служил в инженерно-строительной дружине,

Слайд 18"Петроградское небо мутилось дождем…"

Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца

– взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон

В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда… В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие – не в лад – Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука.
Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,
Раскачнувшись, фонарь замигал,
И под черною тучей веселый горнист
Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок, Наполняя тревогой сердца. Громыханье колес и охрипший свисток Заглушило ура без конца. Уж последние скрылись во мгле буфера, И сошла тишина до утра, А с дождливых полей всё неслось к нам ура, В грозном клике звучало: пора! Нет, нам не было грустно, нам не было жаль, Несмотря на дождливую даль. Это – ясная, твердая, верная сталь, И нужна ли ей наша печаль? Эта жалость – ее заглушает пожар, Гром орудий и топот коней. Грусть – ее застилает отравленный пар С галицийских кровавых полей… 1 сентября 1914

На передовой.
Фотография. 1914г.


Слайд 19

Тема родины в творчестве А.Блока

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный... Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель
Из письма А.Блока к К. С. Станиславскому. 1908 г

Русь моя, жизнь моя,
вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя тьма?
«На поле Куликовом» 1910

Афонин Александр. Русь

Тема родины в  творчестве

Слайд 20 «Как и жить и плакать без тебя!» 
М.Нестеров. Осенний

пейзаж. 1890г.

ОСЕННЯЯ ВОЛЯ Выхожу я в путь, открытый взорам, Ветер гнет упругие кусты, Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты. Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали. Вот оно, мое веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав! И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав. Кто взманил меня на путь знакомый, Усмехнулся мне в окно тюрьмы? Или — каменным путем влекомый Нищий, распевающий псалмы? Нет, иду я в путь никем не званый, И земля да будет мне легка! Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака. Запою ли про свою удачу, Как я молодость сгубил в хмелю... Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю... Много нас — свободных, юных, статных — Умирает, не любя... Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!  
1905
 

В самом названии выражается существенная сторона блоковской России – воля, «вольница». Отсюда и «необъятные дали» и «путь, открытый взорам». Родина для поэта – это то, без чего поэт не представляет себе жизни: «Как и жить и плакать без тебя».

«Как и жить и плакать без тебя!»  М.Нестеров. Осенний пейзаж. 1890г.

Слайд 21«Чудь начудила, да Меря намерила…»
Русь моя, жизнь

моя,
вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться... Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что' там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых...

Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла...
Соколов, лебедей в степь распустила ты
Кинулась и'з степи черная мгла...

За' море Черное, за' море Белое
В черные ночи и в белые дни
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни...

Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим...
Что' же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим?
28 февраля 1910

«В стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» (1910) поэт нарисовал сформированное безумным давлением времени «лицо онемелое», которое «дико глядится» - «в черные ночи и белые дни». Здесь запечатлена повторяющаяся страница национальной истории, присутствие в современности глубинных истоков прошлого. Две краски доминируют, как и в поэме, - черная и белая. Дикость, варварская неразвитость мешают ритму исторического пути, но здесь жизнь, поэтому поэт стремится стать участником этого трудного ритма:

Л.Ф. Алексеева ж. «Литература в школе» 2006 - 6

В.Серов. Деревня. 1898г.

«Чудь начудила, да Меря намерила…»    Русь моя, жизнь моя,    вместе ль

Слайд 22


С
В.Маторин. Святой благоверный
великий князь московский
Дмитрий Донской. 2002
Цикл

«На поле Куликовом» состоит из пяти стихотворений и посвящен Куликовской битве (1380г),
когда русские воины под предводительством князя московского Дмитрия Ивановича
Донского разгромили полчища
золотоордынского хана Мамая

Цикл «На поле Куликовом»

На поле Куликовом

С В.Маторин. Святой благоверный великий князь московский Дмитрий Донской. 2002Цикл «На поле Куликовом» состоит

Слайд 23 На поле Куликовом


1 Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной - В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! 7 июня 1908


Слияние рек Непрядвы и Дона - место сбора великокняжеских дружин. Фото ЮЛ. Кавера

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

На поле Куликовом     1

Слайд 24«За рекой - поганая орда…»
2 Мы, сам-друг, над

степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат... На пути - горючий белый камень. За рекой - поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда. И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: "Остри свой меч, Чтоб недаром биться с татарвою, За святое дело мертвым лечь!" Я - не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908

Юрий Ракша, триптих «Куликово поле»
"Благославление на битву"   (левая часть)‏

«За рекой - поганая орда…»    2  Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:

Слайд 25А. И.Плотнов. За землю русскую. 1980

А. И.Плотнов. За землю русскую. 1980

Слайд 26Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.
3 В

ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою,- Разве знала Ты? Перед Доном темным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей. С полуночи тучей возносилась Княжеская рать, И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать. И, чертя круги, ночные птицы Реяли вдали. А над Русью тихие зарницы Князя стерегли. Орлий клёкот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой. И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня. Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моем плече. И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда. 14 июня 1908

И.Глазунов. Княгиня Евдокия в храме. Из цикла «На поле Куликовом». 1979 г.

Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.    3  В ночь, когда Мамай

Слайд 27Евгений Данилевский. К полю Куликову

Евгений Данилевский. К полю Куликову

Слайд 28«Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли…»

4 Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали... Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны. И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой! Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар. Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне... Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине. Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем... "Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!" Вздымается конская грива... За ветром взывают мечи... 31 июля 1908

Фото Петера Менцеля и Фейта Д'Алузио

«Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли…»     4  Опять с вековою

Слайд 29 С.Н. Присекин. Куликовская битва. 1980

С.Н. Присекин. Куликовская битва. 1980

Слайд 30«Теперь твой час настал.- Молись!»
Юрий Ракша. На поле Куликовом.
5

И мглою бед неотразимых Грядущий день заволокло. Вл. Соловьев Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла. За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой. Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей. Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись!
1908 год

На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев... а вернулась рать русских... Это было началом осознания ими себя как единой целостности - России.
Л.Н. Гумилев

«Теперь твой час настал.- Молись!»Юрий Ракша. На поле Куликовом. 5       И

Слайд 31 «Цикл «Родина», «На поле Куликовом». Стихотворения «Коршун», «Русь», «Россия».«Осенняя воля» -

это раздумья поэта о стране, ее прошлом, настоящем и будущем.







А. М. Бубнов. Утро на поле Куликовом.

«Цикл «Родина», «На поле Куликовом». Стихотворения «Коршун», «Русь», «Россия».«Осенняя воля» - это раздумья поэта о

Слайд 32Часть 2 Прочитайте приведённое ниже
произведение и выполните задания

РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви! 
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
(А.А. Блок, 1908)‏

Русских А.Т. Мне избы серые твои… 2003

ЕГЭ

ЕГЭ

ЕГЭ

Часть 2  Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания      РОССИЯОпять, как

Слайд 33B8. Назовите модернистское поэтическое течение начала XX в., одним из ярких

представителей которого являлся А.А. Блок.
Ответ: ___________________________символизм
B9. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.
Ответ: ___________________________шестая
B10 Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
Ответ: ___________________________сравнение
B11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения.
1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) эпитет 5) звукопись
Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ: ___________________________245
B12. Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).
Ответ: ___________________________ямб
C3. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?
C4. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?
Вывод: Тема родины – важнейшая в творчестве каждого поэта. Этой темой поверяется все: поэтическое мастерство,
гражданская зрелость поэта. Образ родины. Россия проявляется в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один
свой лик, то другой. Но одно неизменно – чувство безоглядной любви к этой родине. В стихотворении «Россия» поэт верит, что
« и невозможное возможно…», говорит о России с тоской и надеждой, горячей любовью и нежностью. Он чувствует
наступление перемен и предрекает России великое будущее
Лирика Цветаевой - это летопись России ХХ века. Любовь к России Цветаева не променяет ее ни на Туманный Альбион, ни
на большой и радостный Париж, забравший 14 лет ее жизни. Россия, по мнению Цветаевой, это «край, всем краям
наоборот…», но поэту дорога всякая родина - «старая, новая, красная, белая - вся!» И тема родины, родного дома красной
нитью проходит через все творчество

ЕГЭ

ЕГЭ

ЕГЭ - 2014

ЕГЭ - 2014

B8. Назовите модернистское поэтическое течение начала XX в., одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.

Слайд 34 «Кармен» — так называется цикл стихов, посвященных

Дельмас, под этим именем она войдёт в творчество Блока


Как океан меняет цвет,
Когда в нагромождённой туче
Вдруг полыхнёт мигнувший свет, -
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слёзы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы,

А.Блок. «Как океан меняет цвет», 1914 г.



Л. А. Дельмас в роли Кармен в опере
Бизе «Кармен». Постановка
Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Фотооткрытка. 1900-е гг.

А. Блок. Фотография 1916

"...Точно волна, которая покрывает с головой – несколько вечеров напрасных сомнений, отчаяния, злобы – и вдруг, точно на гребне волны – этот Ваш звенящий, звенящий смех первого вечера, и моя неловкость, и Ваши открытые плечи, и розы, открывающие грудь, Ваши руки, овладевающие мгновенно всякой вещью, Ваши сияющие зубы и таинственные глаза; и эта неровность плеч, их застенчивость, и то, что Вы сразу просто приняли, когда я взял Вас под руку, и улицы, и темная Нева, и Ваши духи, и Вы, и Вы, и Вы!" А.Блок

«Кармен» — так называется цикл стихов, посвященных    Дельмас, под

Слайд 35

АЛЕКСАНДР БЛОКЪ.
Равенна
Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты въ в рукахъ.
У сонной вечности въ рукахъ.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозять мозаикъ.
И догораетъ позолота
Въ стенахъ прохладныхъ базиликъ.
Отъ медленныхъ лобзаний влаги
Нежнее грубый сводъ гробницъ.
Где зеленеютъ саркофаги
Святыхъ монаховъ и царицъ.
Безмолвны гробовыя залы,
Тенистъ и хладенъ нхъ порогъ.
Чтобъ черный взоръ блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожегъ.

«Итальянские стихи» А. Блока
Первая публикация в журнале
«Аполлон». 1910 г.

Город на холме. Рисунок Н. Рериха к «Итальянским стихам» А. Блока. 1910 г.

Цикл «Итальянские стихи».

Счастливым событием тех лет стало посещение Италии (1909 г.), где поэта «обожгло искусством». После нескольких месяцев непрерывных скитаний по городам и музеям создаётся цикл «Итальянские стихи». Их основные темы - творчество как победа над хаосом жизненных случайностей, вечность, перед лицом которой обращаются в прах все житейские волнения.

АЛЕКСАНДР БЛОКЪ.

Слайд 36Цикл стихов «Возмездие»
«Возмездие»
Первая глава Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной,

беззвездный Беспечный брошен человек! В ночь умозрительных понятий, Матерьялистских малых дел, Бессильных жалоб и проклятий Бескровных душ и слабых тел! С тобой пришли чуме на смену Нейрастения, скука, сплин, Век расшибанья лбов о стену Экономических доктрин, Конгрессов, банков, федераций, Застольных спичей, красных слов, Век акций, рент и облигаций, И малодейственных умов, И дарований половинных (Так справедливей - пополам!), Век не салонов, а гостиных, Не Рекамье, - а просто дам... Век буржуазного богатства (Растущего незримо зла!). Под знаком равенства и братства Здесь зрели темные дела... А человек? - Он жил безвольно: Не он - машины, города, "Жизнь" так бескровно и безбольно Пытала дух, как никогда...

Цикл стихов «Возмездие» наряду с циклом «Страшный мир» составили основу третьего тома лирики трехтомного издания 1910 – х гг. Ощущение неблагополучия мира, нищета и бедность, ставшие уделом большинства, - всё это переживалось Блоком как проявление неправильных общественных отношений, которые рано или поздно будут устранены.Через несколько лет Блок назовёт себя представителем «кающегося дворянства со сложностями».

Цикл стихов «Возмездие»«Возмездие»Первая глава Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен

Слайд 37И.Е.Репин. Манифестация 17 октября 1905 года

И.Е.Репин. Манифестация 17 октября 1905 года

Слайд 38
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи

ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь - начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,.
Ночь, улица, фонарь, аптека...»
1912 г

В стихах третьего тома господствующими продолжали оставаться настроения отчаяния, жажды гибели. Уже заглавия отдельных стихотворений - «Пляски смерти», «Чёрная кровь», «Унижение», «Демон» из цикла «Страшный мир» отражают эти мотивы. Именно под впечатлением таких стихов Анна Ахматова назвала Блока «трагическим тенором эпохи».

«И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала,. Ночь, улица, фонарь, аптека...»

Тараскин Михаил.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - Всё будет

Слайд 39 Сегодня я — гений.

А.А.Блок. Записные книжки

Поэма «Двенадцать» была написана Блоком в январе
1918 года, почти через год после Февральской революции,
и всего через два месяца после большевистского
Октябрьского переворота. Она была опубликована
3 марта 1918, в газете партии эсеров "Знамя труда"

Страшный шум, возрастающий во мне
и вокруг. Этот шум слышал Гоголь
(чтобы заглушить его — призывы к
семейному порядку и православию)…
Сегодня я — гений.
А.А.Блок. Записные книжки
29 января 1918

Александр Блок. 1917

Блок ждал революции, как не ждал никто. В его представлении она должна была очистить жизнь, вычистить эту скверну, грязь, бездуховность. Она должна была сделать человеческое стадо народом.
К. Чуковский

Двенадцать» - какие бы они ни были –
это лучшее, что я написал. Потому что
тогда я жил современностью»
А.Блок

Сегодня я — гений.           А.А.Блок. Записные книжкиПоэма

Слайд 40Документальная фотография

Документальная фотография

Документальная фотографияДокументальная фотография

Слайд 41Ю.П. Анненков. Иллюстрация к поэме
А. А. Блока «Двенадцать». 1918
Напряжение создается

уже в первой главе: контраст чёрного и белого цвета как противостояние двух миров…

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер
На всем божьем свете!

Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком — ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!
А.Блок. «Двенадцать».

А. А. Блок. «Двенадцать» . 1918
Иллюстрации к поэме Ю.П. Анненкова

Фотокопия страницы из черновика
А.Блока к поэме «Двенадцать».

Ю.П. Анненков. Иллюстрация к поэме А. А. Блока «Двенадцать». 1918Напряжение создается уже в первой главе: контраст чёрного

Слайд 42 …В поэме эти слова произносят или думают красногвардейцы. Эти

призывы не прямо же от моего имени написаны… А.Блок

На улицах революционного Петрограда висели плакаты со стихами из поэмы «Двенадцать»


Поэт Кедров о
поэме «Двенадцать»

Нажмите на

пленку

"Ранней осенью 1918 года я встретил на
Невском проспекте Александра Блока.
Поэт стоял перед витриной продовольственного магазина, за стёклами которой висели две бумажные полосы. На них были ярко оттиснуты слова: на одной —
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
а на другой:
  Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Под каждой из этих строк стояла подпись: «Александр Блок». Поэт смотрел на эти слова, словно не узнавая их, круглыми спокойно-тревожными глазами, взор которых для меня всегда был полон содержания, привлекавшего к себе, но трудно объяснимого…
— Признаюсь, для нас радость и неожиданность, что и вы вошли в нашу борьбу,— по-мальчишески самоуверенно продолжал я, показывая на плакаты за витриной.
— Да,— смутился Блок,— но в поэме эти слова произносят или думают красногвардейцы. Эти призывы не прямо же от моего имени написаны,— и поэт будто с укоризной посмотрел на меня.
Корнелий Зелинский,
литературный критик.

…В поэме эти слова произносят или думают   красногвардейцы. Эти призывы не прямо же

Слайд 43Поэма «Двенадцать»
Стоит буржуй на перекрестке
И

в воротник упрятал нос,
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес
А. Блок. Поэма «Двенадцать».

Как из конкретных образов в поэме вырастает Символическая картина революции?
Чьи голоса звучат в поэме?
Как изображен старый мир в этом произведении?
Однородна ли красногвардейская масса в представлении Блока?

?

?

?

«…Я задал вопрос о том, как была написана поэма Двенадцать, и Александр Александрович охотно рассказал: Поэма писалась довольно быстро. Стояли необыкновенные вьюжные дни. Сначала были написаны отдельные строфы, но не в том порядке, в каком они оказались в окончательной редакции. Блок тут же достал черновую рукопись. Я заметил, что в ней мало зачёркнутых строк, а на полях написаны варианты.
Самуил Алянский. «Воспоминания о Блоке».

Улицы Петроградской стороны с её гулом и криками, частушками и плачем, восторгом и ненавистью становятся, становятся главным объектом наблюдений и размышлений Блока в поэме «Двенадцать».

«Двенадцать». Художник И. Дмитриевский. 1922

Поэма «Двенадцать»   Стоит буржуй на перекрестке   И в воротник упрятал нос,

Слайд 44У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под

грудью, Катя,
Та царапина свежа!
Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!
В кружевном белье ходила
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила
Поблуди-ка, поблуди!
Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!
Помнишь, Катя, офицера
Не ушел он от ножа…
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?
Эх, эх, освежи,
Спать с собою положи!
А. Блок. Поэма «Двенадцать».

Ю.П. Анненков. "Катька. «Иллюстрация
к поэме А. А. Блока «Двенадцать» 1918

Поэма «Двенадцать»

Как противопоставлены друг другу
Ванька и Петруха в их отношении к товарищам, к Катьке и к революции?
Какое место в поэме занимает
душевная драма Петрухи?

?

?

Каковы особенности изображения
двух миров в поэме «Двенадцать»?

У тебя на шее, Катя,Шрам не зажил от ножа.У тебя под грудью, Катя,Та царапина свежа!Эх, эх, попляши!Больно

Слайд 45 Поэма «Двенадцать»
Пальнем–ка пулей в Святую Русь –

В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
А. Блок. Поэма «Двенадцать».

Рисунок Бориса Диодорова

«…В 1917-18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. „Мировой пожар“ казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был „мировой оркестр народной души“. Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. „Ураган, неизменный спутник переворотов“. И снова, и всегда — Музыка. „Музыка“ с большой буквы. „Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра“,- говорил Блок ещё в 1909 году. В 1917 году Блоку почудилось, что он её услышал. В 1918-ом, повторив, что „дух есть музыка“, Блок говорил, что „революция есть музыка, которую имеющий уши должен услышать“, и заверял интеллигенцию: „Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию“. Эта фраза была ровесницей поэмы „Двенадцать“.
Ю.П.Анненков. «Воспоминания о Блоке»

Какова основная мысль поэмы?
Как вы понимаете смысл названия "Двенадцать"?

?

?

Название «Двенадцать» соответствует реальному числу красноармейцев в
патрулях Петрограда, числу глав в поэме, числу апостолов - учеников
Иисуса Христа, количеству месяцев в году.

Поэма «Двенадцать»Пальнем–ка пулей в Святую Русь –

Слайд 46«Музыка революции»
Как прием контраста, образы-символы, жанровое, лексическое и ритмическое многообразие
поэмы

«Двенадцать» помогают А. Блоку передать звучание «музыки революции»?

?

К. Юон. Вступление в Кремль через Троицкие ворота. 1927


Мультфильм по поэме
А.Блока «Двенадцать»
Режиссер И.Аксенчук.1987

Нажмите на

пленку

Обложка поэмы издания 1918 года

«Музыка революции»Как прием контраста, образы-символы, жанровое, лексическое и ритмическое многообразие поэмы «Двенадцать» помогают А. Блоку передать звучание

Слайд 47Октябрьская революция. 1917 год. Петроград. Красногвардейский патруль. Фотоархив
Почему к концу поэмы

дорога, по которой идут двенадцать,
становится все более трудной, а их шаг – все более мощным и единым?

?

Октябрьская революция. 1917 год. Петроград. Красногвардейский патруль. ФотоархивПочему к концу поэмы дорога, по которой идут двенадцать, становится

Слайд 48Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа

А.Блок

И за вьюгой, невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвъюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Иисус Христос
А.Блок. «Двенадцать»

Гумилёв сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь: — Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос.
Корней Чуковский. «Александр Блок как человек и поэт»:

Наталия Гончарова Иллюстрация к
поэме «Двенадцать» 1920г

Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «не достойны Иисуса, который идёт с ними сейчас; а в том. что именно Он идёт с ними, а надо, чтобы Другой
А. Блок. «Дневник» с. 267, 20.02. 1918

Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа

Слайд 49О поэме «Двенадцать»
Возмездье достигло рока. Рассыпались звенья кольца.

Тогда Мережковские Блока Считали за подлеца. «Двенадцать» вовсю гремело, И разве забудет страна, Как ненавистью вскипела Российская наша шпана?

Читаю с трепетом Тебя. „Скифы“ (стихи) — огромны и эпохальны, как Куликово поле»… По-моему, Ты слишком неосторожно берёшь иные ноты. Помни — Тебе не «простят» «никогда»… Кое-чему из Твоих фельетонов в «Знамени труда» и не сочувствую: но поражаюсь отвагой и мужеством Твоим… Будь мудр: соединяй с отвагой и осторожность".
Андрей Белый. из письма Блоку
от 17 марта 1918 г.)‏

Я не прощу,
Душа твоя невинна.
Я не прощу ей — никогда
Зинаида Гиппиус

Как вы понимаете слова поэта: «Но не эти дни мы звали, а грядущие века»?

?

Вечер „Арзамаса“ в Тенишевском училище. Люба читает „Двенадцать“. От участия в вечере — отказались — Пяст, Ахматова и Сологуб
13 мая 1918, А.А.Блок, записные книжки.

Зинаида Гиппиус

Л.Д.Менделеева

С. Есенин. «Анна Снегина»
Черновой вариант поэмы

О поэме «Двенадцать»   Возмездье достигло рока.  Рассыпались звенья кольца.  Тогда Мережковские Блока

Слайд 50Последний путь поэта…
7 августа 1921 г. А. А. Блок скончался.
10 августа

состоялись похороны на Смоленском
кладбище. В сентябре 1944 г. прах поэта был
перенесенна Литераторские мостки Волкова
кладбища.



Весной 1921 г. Блок почувствовал себя больным. Он
еще пытался работать, вернулся к незаконченной
поэме «Возмездие», но болезнь приняла угрожающий
характер.

Последний путь поэта…7 августа 1921 г. А. А. Блок скончался.10 августа состоялись похороны на Смоленском кладбище. В

Слайд 51Трагедия Блока – это трагедия великого таланта, жившего на разломе двух

веков, пытавшегося искренне осознать происходящее, нераздельность своей судьбы – «человека бесстрашной искренности» с судьбой страны, нации. Он не покинул родину в трудный для нее час, как это сделал другие, не представляя это возможным, он принял новое время и … разочаровался в нем

Мы знаем теперь: не душа Блока
изменилась – изменилась душа
революции: ни от чего Блок не
отрекался, но он задохся, когда
исторический воздух, очищенный
стихийным взрывом, снова
отяжелел и сгустился.
Р.В.Иванов - Разумник

Художник Даниил Федоров. А.Блок

Аполлинарий Михайлович Васнецов Родина, 1886

Блок принял новое время
и … разочаровался в нем

Трагедия Блока – это трагедия великого таланта, жившего на разломе двух веков, пытавшегося искренне осознать происходящее, нераздельность

Слайд 52 О, я хочу безумно жить:
Все

сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый
Пусть задыхаюсь в этом сне, -
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне.
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!

«Все сущее – увековечить…»

"Душа настоящего человека есть самый сложный и самый нежный и самый певучий музыкальный инструмент «

«Художник — это тот <...>, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя"
А. Блок. Собр. соч. в 8т.1960, М –Л, с. 115

О, я хочу безумно жить:   Все сущее – увековечить,   Безличное

Слайд 53 «Поэт и человек бесстрашной искренности».

Жизнь и творчество А.А.Блока Литературно-художественная презентация.

Тексты печатались по следующим изданиям:

Серебряный век. Поэзия. (Школа классики) - М., АСТ, Олимп 1997, -672с
Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы М., Олимп, 000»Издательство АСТ» 1997
Богданова О. Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб для студ. пед. вузов. М., Академия, 2000
Орлов В. Гамаюн. Жизнь Блока М, 1981
Александр Блок: Новые материалы и исследования: В5т., М., 1980-1993 («Литературное наследство»)‏
Сербин П.К. Изучение творчества Александра Блока. К., Радянска школа, 1980
Русская литература XX века. 11 кл: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений в 2 ч. ч.1 В.В. Агеносов и др
Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература Ч.2 ХХ век
М., Аванта +, 2004. с. 215 - 219
А.А. Блок Фотовыставка 30 листов Л.. Изокомбинат «Художник РСФСР», 1980
Ж. «Литература в школе» 2006 – 6. Л.Ф. Алексеева Пророчество о ХХ
веке в поэзии Александра Блока. С.7 – 14
Александр Блок. Собрание сочинений в 8т., Москва-Ленинград 1960

«Поэт и человек бесстрашной искренности».      Жизнь и творчество

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть