Слайд 1Александр Николаевич
Островский
(1823 - 1886)
"Литературе он принес в дар
целую библиотеку художественных произведений, для сцены создал свой особый мир" И.А.Гончаров.
Слайд 2Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь
Слайд 3Драма (от греч. drao – действовать)
Род литературы, в основе которого лежит
действие, жизнь изображается в поступках, столкновениях действующих лиц, через события.
2. Литературного рода, наряду с комедией и трагедией, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, главная её цель – не осмеяние нравов, а изображение личности в её драматичных отношениях с обществом.
Слайд 4Трудности изучения драматического произведения.
В драме совсем нет авторской речи, а значит,
и авторской позиции, сложно представить героев, их внутренний мир, нет авторской подсказки.
Драма написана особым языком в виде реплик героев, диалогов, монологов.
Разорванность повествования (акты, действия, явления, картины).
Ограниченность времени и места действия, потому что мы видим только то, что происходит на сцене.
Нет описания внешности героев, возраста и т.д. Всё это мы узнаём со слов других действующих лиц.
Слайд 5А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за
границу и занимающегося своим бизнесом.
Слайд 6ОСТРОВСКИЙ
Александр Николаевич
Родился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в Замоскворечье
— купеческом и мещанско-чиновничьем районе, в семье чиновника, заслужившего дворянство.
Слайд 7Отец Островского
Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую
семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство.
Родители
Слайд 8Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь священника, ушла из жизни, когда Александру
шёл всего восьмой год. В семье было шестеро детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.
Слайд 9Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом
доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.
Слайд 10Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее
образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже — английский, итальянский, испанский языки.
Детство и юность
Слайд 11С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь
им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского.
Слайд 12Памятник А.Н. Островскому в усадьбе писателя Щелыково.
Слайд 13Первое здание Московского Университета
Слайд 15Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные
"клиенты" - купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского.
48 произведений, в которых действуют 547 героев.
Слайд 16Дети Островского. Слева направо: Александр, Сергей, Любовь, Мария, Михаил
Мемориальный дом-музей А.Н.
Островского в Щелыкове
Слайд 18Группа сотрудников журнала "Современник". Сидят слева направо:
И.А. Гончаров, И.С. Тургенев,
А.В. Дружинин, А.Н. Островский.
Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.
Слайд 19Памятник А.Н. Островскому
в Москве
Слайд 20Драматург остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как
назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.
Слайд 21Театр Островского
Именно с Островского начинается русский театр: писатель создал театральную школу
и целостную концепцию театральной постановки.
Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций, изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Основные идеи реформы театра:
театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
ставка не на одного актёра;
«люди ходят смотреть игру, а не саму пьесу — её можно и прочитать»
Слайд 22Начало
литературной
деятельности
Слайд 23 «Вы один достроили здание, в основание которого положили
краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
И.А.Гончаров
Слайд 24Своеобразие названий пьес
Бедность не порок.
Без вины виноватые.
В
чужом пиру похмелье
Свои люди – сочтёмся!
За чем пойдешь, то и найдешь
На всякого мудреца довольно простоты.
Не в свои сани не садись
Не все коту масленница.
Слайд 251847 – 1851 годы
А.Н.Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как
прозаические, так и драматические произведения. После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант».
Слайд 261852 – 1855 годы
А.Н.Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин».
В это время он создает комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
Слайд 271856 – 1860 годы
окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А.Н.Островского-драматурга.
Высшее достижение – драма «Гроза».
Слайд 281861 – 1886 годы
происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н.Островского, усложняются
художественные приемы. В это время появляются пьесы: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».
Слайд 29Самостоятельная работа
А.Н.Островский считал: "Всякие другие произведения пишут для образованных людей, а
драмы и комедии – для всего народа". Прокомментируйте эту мысль драматурга. Можете ли вы с нею согласиться? Почему?
Почему произведения А.Островского пользуются популярностью в наши дни?
В чём заключается особенность художественного мира А.Островского?