Слайд 1«Здесь русский дух,
здесь Русью пахнет … »
образы мифологических богатырей
и
мифических дев у древних славян
Слайд 2Богатыри являются главными персонажами былин.
Они воплощают ИДЕАЛ мужественного, преданного
родине и народу человека.
Герой-богатырь сражается в одиночку против полчища вражеских сил .
Былины
Слайд 3Святогор-богатырь
Отождествляется с исполином-громовником,обитающим в горах, т.е. тучах.
Проживает на высоких Святых горах
Святогор пускается в доргу – мать-сыра земля сотрясается: леса колышутся и реки выливаются из берегов
Слайд 4ВОЛХВ С БРАТЬЯМИ
Волхв с братьями Волховцем и Рудотоком
были дети Славена, все трое богатыри.
Но Волхв был великий волшебник. Он не только разъезжал по реке Волхову, так по имени его названной, и по Русскому морю.
Когда же он был в Славянске, то при приближении неприятелей, оборачиваясь в великого змея, ложился от берега до берега поперек реки, и тогда не только никто не мог проехать по ней, но даже спастись не было возможности.
Слайд 5Илья Муромец
Именно он совершил наибольшее количество подвигов,
что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко.
В нем подчеркивается сила, мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие.
Слайд 6Добрыня Никитич
Второй после Илья Муромца по значению
богатырь, воин.
В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина.
Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко.
Его «вежество», знание манер постоянно подчеркивается в былинах.
Он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.
Слайд 7Алёша Попович
Сын ростовского попа.
Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.
Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права;
Он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив;
Шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы;
Его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение
Слайд 8Богатырская застава: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович.
Герои картины В.М.Васнецова
"Богатырская застава" ("Три богатыря")
Слайд 9Микула Селянинович
Мифологизированный
пахарь-богатырь в русских былинах.
Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля».
Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда и сословного статуса.
В былинах крестьянин Микула Селянинович посрамляет князя с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не могут вытащить оставленный им в земле сошник и т.д.
Слайд 10ПОЛКАН
богатырь чудного телосложения. Он до половины был муж,
а от пояса до низа конь.
Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражался стрелами.
Он охранял солнечных коней Святовида, коней богов солнца или бога-громовержца.
Слайд 11 АНИКА-ВОИН — богатырь, славный своею силою и опустошительными наездами,
гордый, жестокий и самонадеянный. В сказке сражается с самой Смертью.
АСИЛКИ (осилки, велеты) — великаны-богатыри. Жили в древние времена; по некоторым мифам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Возгордившись своей силой, асилки стали угрожать богу, и были им уничтожены.
Мотивы, связанные с асилками (подбрасывание в небо булавы — вызов грома, победа над змеем), наводят на память борьбу Перуна с его противником-змеем.
ВАЛИГОРА И ВЫРВИДУБ — прозвания, издревле присвоенные богу-громовнику, как рушителю облачных гор и лесов; были вскормлены зверями: один — львицею, а другой — волчихою.
ВОЛОТЫ (велетни) — исполины непомерной величины и силы. Из сказок древних видно, что, сверх силы, имели они еще дар неуязвимости. Заметим впрочем, что древние славяне под именем Волотов подразумевали римлян. Слава силы и могущества римского народа представила воображению их в качестве великанов.
Слайд 12 МОРОЗ-ТРЕСКУН (Студенец) — великан, который входит в чугунную, докрасна
накаленную баню, в одном углу дунул, в другом плюнул, гладь — уже везде иней да сосульки висят!
НЕЗНАЙКО — богатырь русской сказки Незнайко точит кровь из задней ноги своего чудесного коня, окропляет ею опустошенный сад, и где только падали кровяные капли — там вырастают роскошные цветы и деревья: эпизод, по своему значению совершенно тождественный с преданием, будто богатырские кони ударом своих копыт выбивают источники живой воды.
В другом эпизоде Незнайко, преследуемый злою мачехою, должен удалиться из-под родной кровли и скрыть на время свои золотые кудри, молодость и красоту под бычачьими пузырем и шкурою (т.е. солнце заволакивается зимою туманами и облаками), но когда срок испытания окончится, юноша во всем блеске своей красоты вступает в благословенный союз с прекрасною царевною-Землею.
Слайд 13 ОБЪЕДАЛО — великан, который разом пожирает двенадцать быков, хлеб
кидает в рот полными возами и все кричит: мало!
ОПИВАЛО — великан, которому целое озеро на один глоток станет; опорожнить сорок огромных бочек вина — для него сущая безделица!
СКОРОХОД — великан, который на одной ноге идет, а другая к уху подвязана; если же захочет воспользоваться обеими ногами, то за один шаг весь свет перешагнет.
СТРЕЛОК — великан, который на тысячу верст так метко попадает в цель, что ему ни по чем попасть в глаз мухи.
Слайд 14АРЫСЬ-ПОЛЕ
Женское существо в славянской мифологии.
Девушка, превращённая ведьмой в зверя и возвращавшая себе человеческий облик три дня в неделю, чтобы вскормить своего ребёнка.
Муж Арысь-поле похитил у ведьмы некий волшебный предмет, который позволил прекратить эти циклы «оборотничества».
Слайд 15БЕРЕГИНЯ
(баба-гормнинка, баба-алатырка, врегина, перегиня) — облачная дева.
Древнейшее
значение слова «брег» — «гора», а потому название «берегиня» могло употребляться в смысле горыни (горный дух), и вместе с тем служит для обозначения водяных дев, блуждающих по берегам рек и потоков
Паисьевский сборник и рукописи новгородского Софийского собора упоминают о требах, поставляемых рекам, источникам и берегиням.
Берегини охраняли человека — дома и в лесу, на суше и на воде. Позднее они получили собственные или собственные групповые имена (русалки, домовые и т.п.).
Слайд 16
ВЕЩИЕ ЛЕБЕДИНЫЕ ДЕВЫ
Водяные девы, их можно узнать по
мокрым краям платья и передника. Лебединые девы, по первоначальному своему значению — олицетворения весенних, дождевых облаков;
Они состоят под началом у дедушки-водяного. Лебединым девам придается вещий характер и мудрость;
Они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую
природу.
Птица лебедь — одно из древнейших олицетворении белого летнего облака. Вещие девы часто являются на водах белыми лебедушками: присвоенное им предвиденье есть дар бессмертного напитка, которым они обладают; пляска, музыка и пение (метафоры крутящихся вихрей и завывающей бури) составляют любимые занятия, утеху и веселье всех водяных духов;
волнения рек и водовороты народ объясняет себе как последствие их танцев.
Всеми этими признаками: вещею силою и наклонностью к пляскам, музыке и песням они сближаются с воздушными существами бурных гроз.
Слайд 17ДЕВА СНЕГОВ
На языческой древней Руси кружево метелей
и белые бури олицетворялись с девой снега.
Чаще всего она представлялась дородной, величественной. С эпитетом белая отождествлялись блеск, сияние, красота.
Позднее она представлялась в сказках то доброй Матушкой-зимой, то злой мачехой. Являлась в образах седой чародейки и юной Снегурочки. Так и продолжают жить раскрасавица русская зима и её легендарная предшественница - снежная баба.
Предполагается, что на Руси снеговики почитались как духи зимы, и что к ним, возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Возможно, поэтому в «руки» снеговику придавалась метла — чтобы он мог взлететь в небо.
Не исключено, что на Руси некогда верили, что воздух населён небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, и поэтому в их честь устраивались торжественные ритуалы, включая лепку снежных баб.