Слайд 1Язык и речь. Текст как продукт речи.
Слайд 2Язык – это совокупность и система единиц общения (звуков, морфем, слов,
словосочетаний и предложений).
Речь – это последовательность единиц языка, построенная по его законам для выражения вполне конкретного содержания.
Культура языка или культура речи?
Слайд 4Качества речи – свойства речи, которые помогают обеспечить эффективность коммуникации и
характеризуют уровень речевой культуры говорящего.
Слайд 51. Правильность речи - качество речи, соответствие речи действующим языковым нормам
(нормам произношения, словообразования и др.).
Требования к речи
Слайд 62. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит
в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.
Слайд 73. Чистота - такая речь, в которой нет чуждых литературному языку
слов и словосочетаний и других элементов языка (диалектизмов, жаргонизмов, слов-паразитов и т.д.).
Слайд 84. Логичность - это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики,
мышления.
Слайд 95. Богатство речи (разнообразие) - насыщение ее разными, не повторяющимися средствами
языка. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи.
Слайд 106. Выразительность - это качество, способное поддерживать внимание и интерес слушателя
или читателя, влиять не только на разум, но и на чувства, воображение.
Слайд 117. Уместность - строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения,
содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям слушающего и говорящего.
Слайд 12Маша и Миша бегут на речку. С ними бежит их пес
Дружок. Друзья бросились в воду и поплыли. Дружок тоже любит купаться. Он сидит и скулит. Но вот ребята его зовут, и пес прыгает в воду.
Ему там так нравилось, что он не заметил, как заблудился. Солнце осенью уже не греет. Дыма без огня не бывает. Почему мы не идем в поход? Лось питается сухими листьями.
Что такое текст?
Слайд 14Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной
мыслью.
Слайд 15Тематическое и композиционное единство всех его частей
Смысловая цельность
Относительная законченность
Наличие грамматической связи
между частями текста
Признаки текста
параллельная
цепная
Слайд 16Параллельная - к одному предложению одновременно (параллельно) присоединяются несколько других. Каждое
следующее предложение раскрывает, конкретизирует содержание первого предложения.
Цепная отражает последовательное развитие мысли. Предложения как бы цепляются друг за друга (как звенья цепи).
Виды связи предложений в тексте
Слайд 18Какая связь?
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился
и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.
Слайд 19Какая связь?
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был
человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря... Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек...
Слайд 20Повтор ключевого слова
В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были
дорогими, но уже увядшими.
Замена ключевого слова синонимом или синонимичными выражениями
Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи.
Способы связи предложений в тексте
Слайд 21Замена ключевого слова местоимением
Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они
даже не догадывались, что их здесь ожидает.
Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и т.д.
В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.
Слайд 22Тема - это основной вопрос, который ставит перед собой автор, или
основное утверждение, которое он доказывает на протяжении целого текста (О ЧЁМ?)
Основная мысль - реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР?)
Слайд 23На дворе играла кошка с котятами. Вдруг с вышины бросился огромный
орёл. Орёл схватил котенка. Мать кошка быстро вцепилась в орла. Орёл бросил котенка и стал бороться с кошкой. Он рвал когтями тело кошки. Кошка храбро боролась с орлом. Она перекусила ему крыло. Потом кошка сделала ловкий прыжок и перекусила орлу горло.
Так кошка спасла своего котёнка.
Орел и кошка
Слайд 24Фактологическая – фактическая основа текста. Информация, «лежащая на поверхности».
Концептуальная – позиция
автора, его отношение к происходящему.
Подтекстовая – скрытый смысл; информация «между строк», не находящаяся на поверхности.
Виды информации в тексте
Слайд 25Внешняя: абзац (начинается с красной строки), раздел, глава, часть.
Внутренняя: начало, основная
часть, концовка
Структура текста
Слайд 26Описание
Повествование
Рассуждение
Типы речи
Слайд 27Содержательные
Логические
Речевые
Ошибки, связанные с созданием текста