Слайд 1 Дисциплина
«Русский язык и литература»
Чельманова Елена Николаевна,
преподаватель русского языка и
литературы
ОГБ ПОУ «КТТ»
Слайд 2 «Человеку тесно жить только в настоящем. Нравственная жизнь требует памяти о
прошлом и сохранения памяти на будущее - расширения туда и сюда».
Д.С. Лихачев.
Слайд 4
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности, называются…
Слайд 5
2) Весь словарный состав языка называется …
Слайд 6
3) Слова, которые употребляются всеми жителями независимо от места проживания, называются…
Слайд 7
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии,
специальности, называются …
Слайд 8
5) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению,
называются…
Слайд 9
6) Слова, разные по написанию, но схожие по значению, называются...
Слайд 10
7) Слова, противоположные по значению, называются …
Слайд 11Терминологический диктант
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности, называются…
2)
Весь словарный состав языка называется …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями независимо от места проживания, называются…
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …
5) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются…
6) Слова, разные по написанию, но схожие по значению, называются...
7) Слова, противоположные по значению, называются …
Слайд 13Найдите лишние слова. Ответ обоснуйте.
головка
щёчка
ушко
глазок
носик
ротик
язычок
ручка
ножка
Слайд 14Объясните лексическое значение слов
Слайд 20СЛОВАРИК УСТАРЕВШИХ СЛОВ
Зодчий – архитектор, строитель
Оный - этот
Посконный - сшитый из грубой конопляной ткани
Смерды -
человек низкого сословия, холоп
Лепота - красота
Благолепный -прекрасный
Зане – так как
Торовато - щедро
Тать – вор, разбойник
Батог – палка, прут для телесных наказаний
Лобное место - место для оглашения царских указов
Рогожка –платье из грубой ткани
Плаха -помост для казни
Очёсок - остаток волос
Перемётчик- перебежчик предатель
Слайд 22Слова-пенсионеры (устаревшие)
Архаизмы
у какой-то «вещи» появляется новое название:
зело / очень
сей / этот
поелику
/ так как
цирюльник / парикмахер
Историзмы
исчезают сами вещи, которые эти слова обозначали:
конка
кокошник
фижмы
Слайд 23Задание.
Запишите как можно больше устаревших названий частей тела человека.
Слайд 25 Настал день, назначенный для судного поединка. Ещё до восхода солнца народ
столпился на Красной площади... Место, на которое указывал гусляр, было приготовлено для самого царя. Оно состояло из дощатого помоста, покрытого червлёным сукном. На нем были поставлены царские кресла, а торчавшие там копья и рогатины принадлежали опричникам, окружавшим помост... Вокруг оцеплённого моста расхаживали поручники и стряпчие обеих сторон. Тут же стояли боярин и окольничий.
(А. К. Толстой. «Князь Серебряный»).
Слайд 26 Настал день, назначенный для судного поединка. Ещё до восхода солнца народ
столпился на Красной площади... Место, на которое указывал гусляр, было приготовлено для самого царя. Оно состояло из дощатого помоста, покрытого червлёным сукном. На нем были поставлены царские кресла, а торчавшие там копья и рогатины принадлежали опричникам, окружавшим помост... Вокруг оцеплённого моста расхаживали поручники и стряпчие обеих сторон. Тут же стояли боярин и окольничий.
(А. К. Толстой. «Князь Серебряный»).
Слайд 28В.М. Васнецов «Витязь на распутье».
Слайд 29Объясните лексическое значение слов
Слайд 31Рефлексия
«Урок мне понравился (не понравился), потому что…»
«Я считаю, что мы достигли
(не достигли) цели, потому что…»
«Достижению цели помогло (помешало)…»
«Моим открытием на уроке стало…»
«Мне было интересно…»
«Я испытывал затруднения в…»
«Теперь я…»
«Знания, полученные на уроке, могут пригодиться мне…»
Слайд 32
«Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и
движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнью народа...»
В.Г.Белинский
Слайд 33Домашнее задание.
1) Составить словарик устаревших слов, встречающихся в произведениях писателей XIX
века (15-20 слов).
или
2) Написать сочинение-миниатюру на тему:
«О чем мне поведали устаревшие слова?».