Презентация, доклад по теме Типы речи (8 класс)

Основные типы речиРАССУЖДЕНИЕПОВЕСТВОВАНИЕОПИСАНИЕ

Слайд 1

Типы речи

Слайд 2Основные типы речи
РАССУЖДЕНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ

Основные типы речиРАССУЖДЕНИЕПОВЕСТВОВАНИЕОПИСАНИЕ

Слайд 3Типы речи
Описание
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем

перечисления и раскрытия его основных признаков. 

Особенности данного типа речи

 В тексте имеется  перечисление признаков предмета, о котором рассказывается.
К тексту можно поставить вопрос какой? и здесь же найти на него ответ.
Содержание  текста можно представить одной картинкой, иллюстрирующей предложенное описание.
Развитие мысли в описании достигается за счёт того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки предмета. В деловых описаниях даются точные характеристики; в художественных — эмоциональ­но окрашенные, отражающие наиболее яркие стороны предмета.

Типы речиОписаниеОписание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. 

Слайд 4Пример текста описания
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в

Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Пример текста описания Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два

Слайд 5Типы речи
Повествование- это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо

событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

В тексте есть развитие какого-то действия.
К тексту можно задать  вопросы что? где? ког­да?  и здесь же найти на них ответы.
Содержание текста можно представить в виде нескольких картинок(если представлять такие картинки, текст легче запоминается).
Надо помнить, что главными здесь являются сведения о сменяющих друг друга действиях.

Типы речиПовествование- это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается

Слайд 6Тип речи повествование
Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно

перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было... сердце шалит... я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск...»
Тип речи повествованиеТут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и

Слайд 7Типы речи

В тексте выдвигается какой-то тезис  (утверждение), приводятся аргументы  (то есть приводятся доказательства данного утверждения)

и делается вывод.
К тексту можно поставить вопрос почему? и в нём же найти на него ответ.
В ходе работы над текстом-рассуждением важно научиться выделять в тексте все компоненты рассуждения (тезис, доказательства, вывод), понимать их назначение в высказывании, а затем воспроизводить их в собственной речи.

Рассуждение - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

Типы речиВ тексте выдвигается какой-то тезис  (утверждение), приводятся аргументы  (то есть приводятся доказательства данного утверждения) и делается вывод.К тексту можно поставить вопрос почему? и

Слайд 8Тип речи рассуждение
Но если писатель хорошо видит то, о чем он

пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. К. Г. Паустовский
Тип речи рассуждениеНо если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой

Слайд 9Тренировочные упражнения. Определите тип речи.
1. Деревня Маниловка немногих могла заманить

своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).
2. Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.         Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.         Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее.
 3. Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.(А .С. Пушкин)
                                                           

Описание

Повествование

Рассуждение

Тренировочные упражнения. Определите тип речи. 1. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой

Слайд 10

Подготовка к ЕГЭ
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В

предложениях 4–6 содержится описание внешности человека. 2) В предложениях 7–9 содержится описание. 3) Предложения 30–32 содержат рассуждение. 4) Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию.

(4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

описание человека

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.


перечислены действия персонажей, описания нет.

(30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой!


речь идёт о долженствовании, а не о реальных действиях, описания нет: это рассуждение.

(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах

мальчик соглашается с аптекарем, противопоставления нет.

Подготовка к ЕГЭКакие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 4–6 содержится

Слайд 11Домашнее задание. Прочитайте текст. Укажите в скобках тип речи
Я пошёл

вправо через кусты [………………..]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [………………]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд […………………..]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[………………….]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой […………………….]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [……………………].
Домашнее задание. Прочитайте текст. Укажите в скобках тип речи Я пошёл вправо через кусты [………………..]. Между тем ночь приближалась

Слайд 12Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть