Презентация, доклад по теме Технология критического мышления

Содержание

Технология ориентирована на развитие личности учащихся, на формирование необходимости самостоятельного познания и творческого подхода к обучению.

Слайд 1 Технология развития критического мышления
Составитель - учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №19» г.Кургана
Занадолбина Елена Александровна
Технология развития критического мышленияСоставитель - учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №19» г.Кургана Занадолбина

Слайд 2Технология ориентирована на развитие личности учащихся, на формирование необходимости самостоятельного познания

и творческого подхода к обучению.

Технология ориентирована на развитие личности учащихся, на формирование необходимости самостоятельного познания и творческого подхода к обучению.

Слайд 3В процессе применения этой технологии вырабатываются следующие учебные умения:
умение видеть свои

«знания» и «незнания»;
умение работать в группах;
графически оформлять материал;
умение обобщать и систематизировать полученные знания;
В процессе применения этой технологии вырабатываются следующие учебные умения:умение видеть свои «знания» и «незнания»;умение работать в группах;графически

Слайд 4Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для

творческой самореализации учащихся.
Учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.Учить критически мыслить, то

Слайд 5Достоинства технологии:
оценочность
открытость новым идеям

целостное рассмотрение ситуации
поиск альтернатив
выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований),
склонность к применению навыков критического мышления в жизни
Достоинства технологии:   оценочность    открытость новым идеям   целостное рассмотрение ситуации

Слайд 6В основе методики лежит
трехступенчатая модель:

1.стадия вызова;

2.осмысление;

3.рефлексия.

В основе методики лежит трехступенчатая модель:1.стадия вызова;2.осмысление;3.рефлексия.

Слайд 7Стадия вызова
Цель:
-актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме;
-вызов интереса

к теме и определение  цели ее рассмотрения
Стадия вызоваЦель: -актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме;-вызов интереса к теме и определение  цели ее

Слайд 8Стадия осмысления
Цель:
- позволяет учащемуся получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с

уже имеющимися знаниями.
Стадия осмысленияЦель:- позволяет учащемуся получить новую информацию;- осмыслить ее;- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Слайд 9Стадия рефлексии
Цель:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- усвоение нового знания, новой

информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Стадия рефлексииЦель:- целостное осмысление, обобщение полученной информации;- усвоение нового знания, новой информации учеником;- формирование у каждого из

Слайд 10 Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения

традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что

Слайд 11 Что принципиально новое несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей,

отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание
условий для свободного развития каждой личности, на каждой стадии урока используются свои методические приемы.
Что принципиально новое несет технология критического мышления?Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах,

Слайд 12Стадия вызова
активизация   каждого обучаемого;
вызов интереса к теме и определение  цели ее рассмотрения;

Стадия вызоваактивизация   каждого обучаемого;вызов интереса к теме и определение  цели ее рассмотрения;

Слайд 13Стадия вызова
Постановка проблемы, вопроса.
Таблицы, содержащие вопросы или теоретические положения, которые помогают

повторить и систематизировать изученный ранее материал.
Инсерт (разная маркировка таблицы «+», «-», «?») помогает определить уровень знаний учащихся на 1 этапе урока. Исходя из этого, учащийся может составить для себя «Лист целеполагания». Прием инсерт можно использовать и при изучении материала. Этот прием является средством, позволяющим    учащемуся отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. (Работа с учебником – маркированная таблица). Прием «Пометки на полях».
Стадия вызоваПостановка проблемы, вопроса.Таблицы, содержащие вопросы или теоретические положения, которые помогают повторить и систематизировать изученный ранее материал.Инсерт

Слайд 14Стадия вызова
«Лист целеполагания» помогает учащимся самостоятельно определить цели урока.
Прием “Знаете ли

вы, что” позволяет настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой(использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока).
Прием «Корзина идей, понятий, имен» позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.
Стадия вызова«Лист целеполагания» помогает учащимся самостоятельно определить цели урока.Прием “Знаете ли вы, что” позволяет настроить учащихся на

Слайд 15На 2 и 3 стадиях урока используются следующие приемы:
«Учебный мозговой штурм»-

создание банка идей, возможных решений проблемы, их коллективное обсуждение в группах, выбор наиболее правильных решений.
Работа в группах.
Ключевые слова и выражения, их объяснение.
Верные и неверные утверждения(работа с памяткой).
Исследовательский метод (на всех уроках).
Составление алгоритмов, понятийных цепочек, таблиц.


На 2 и 3 стадиях урока используются следующие приемы:«Учебный мозговой штурм»- создание банка идей, возможных решений проблемы,

Слайд 16На 2 и 3 стадиях урока используются следующие приемы:
Построение кластеров разных

видов.
Обощающая таблица.
Рисунок.
Толстые и тонкие вопросы.
Синквейн.
Приём «Диаманта»
Прием «Верите ли вы?»
Прием «Письмо по кругу»


На 2 и 3 стадиях урока используются следующие приемы:Построение кластеров разных видов.Обощающая таблица.Рисунок.Толстые и тонкие вопросы.Синквейн. Приём

Слайд 17Инсерт (как читать текст, сохраняя интерес к теме)

Инсерт   (как читать текст, сохраняя интерес к теме)

Слайд 18               Прием «Корзина идей, понятий, имен»
Это прием организации индивидуальной и групповой

работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и
знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по
обсуждаемой теме урока. На доске - значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно учащимся по той или иной теме.
2. Сначала каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. (групповая работа не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании школьника факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
               Прием «Корзина идей, понятий, имен»	Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока,

Слайд 19 Приём«Верные – неверные утверждения»
Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по 

ещё не  изученной теме. Обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
 
 
Приём«Верные – неверные утверждения»	Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Обучающиеся выбирают

Слайд 20 Кластер
Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер (пучок) – схема,

применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Кластер	Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое

Слайд 21 Прием «Лекция со стопами»
 
Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический

прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Прием «Лекция со стопами» 	Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии

Слайд 22 Толстые и тонкие вопросы.

Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и

домашней работы. “Тонкими” вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. “Толстые” вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Систематическое применение данного приема учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут задаваться устно или оформляться в таблицу.
Толстые и тонкие вопросы.	Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и домашней работы. “Тонкими” вопросами называют простые

Слайд 23«Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие и толстые вопросы»

Слайд 24 Синквейн.
Этот прием позволяет учащимся проявлять свое творчество и выразить свое отношение

к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов:
1.Кто?Что?
2.Какой?Какая?- 2прилагательных
3.Что делает? – 3 глагола
4.Отношение к теме.
5. Синоним-метафора, передающее отношение к теме. Вывод.
Пример:
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
(выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение  словарного запаса).
 
Синквейн.	Этот прием позволяет учащимся проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое

Слайд 25Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из

которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Например:
1.Город
2.Большой, древний
3.Строится,растет,процветает                                                                              
4.Известный город, маленькая деревня
5. Возрождается, развивается, кормит
6.Красивая, родная
7.Деревня
                                                                
Приём «Диаманта»Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением,

Слайд 26 Прием “Верите ли вы?”.
Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении

весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.
Кроссворды – это тоже прием критического мышления.
Прием “Письмо по кругу”.
Сочинение на определенную тему по одному предложению.
Прием “Закончи предложение” – позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
Прием “Верите ли вы?”.	Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную

Слайд 27 Прием “Взаимоопрос”.
Он направлен на то, что учащемуся легче ответить своему товарищу,

чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.
Прием “Сбор ассоциаций”
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы они писали приходящие на ум ассоциации.
1 этап – ученики работают индивидуально
2 этап – обсуждение в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.
3 этап – каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими. Прием используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарем.
Пример. Зима (снег, холод, мороз, Новый год, коньки, снеговик, метель, иней и т. д.)
Заповедник (редкие растения и животные, Красная книга, лес, природа)
Прием “Взаимоопрос”.	Он направлен на то, что учащемуся легче ответить своему товарищу, чем учителю, снимается зажатость, страх перед

Слайд 28 Написание эссе
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для

того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется на уроке после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Написание эссе	Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

Слайд 29Прием “Диаграммы сравнения”
Цель: развитие умения сравнивать и обобщать
Учитель группам дает задание:

по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.
Пример.
Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь
Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.

Прием “Диаграммы сравнения”Цель: развитие умения сравнивать и обобщатьУчитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия

Слайд 30 Рефлексивные вопросы.
Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов:
Что показалось

вам сегодня трудным?
Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?
Что в изученном сегодня для вас самое главное?
Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
Были ли моменты недовольства собой?
Рефлексивные вопросы.	Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов:	Что показалось вам сегодня трудным?	Каким способом была решена

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть