Слайд 1Готовимся к ЕГЭ
А7. Последовательность предложений в тексте. Средства связи
предложений
в тексте
Слайд 2Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
Необходимо
завершить мысль текста, используя для этого предложенные в качестве ответов определенные средства связи (как правило, это союзы, союзные и вводные слова), или же закончить текст одним из предложений.
Слайд 3Что нужно делать.
1. Проводим логико-смысловой анализ текста.
2. Следим за причинно-следственными
связями предложений в тексте.
3. Сопоставляем варианты ответа.
4. Выбираем правильный вариант.
Важно помнить! Последнее предложение текста обычно связано с предыдущим предложением по смыслу и грамматически, и вставляемое слово (словосочетание) должно эту связанность обозначать.
Слайд 4Что такое текст.
Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу,
и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что они согласуются между собой.
Слайд 5Лексические средства связи:
1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
Вокруг
города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Лексически оправданный повтор. За огородом есть пруд. В пруду плавают гуси, утки.
2) Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)
3) Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. Контекстные синонимы. Это был хозяин леса. Мужчине было лет 40.
Слайд 64) Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
5) Антитеза (использование лексических и контекстных
антонимов, противительного союза. От нагревания железо расширяется, а от охлаждения оно сужается. Сто лет назад люди не знали телевизора. Сейчас без телевизора не обходится ни одна семья, в) Черёмуха давно отцвела. Но зато сирень благоухала.
6) Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
7) Высказывания в первом предложении замена словом во второй. Солнце ещё не зашло. Это помогло Олегу завершить дело.
8) Наличие во втором предложении указание на часть целого, о котором говорится в первом предложении. Деревья стояли голые. Яблони и берёзы ещё сохраняли листочки.
Слайд 7Грамматические средства связи:
1) Личные местоимения. 1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует
диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
2) Указательные местоимения (такой, тот, этот). 1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
3) Притяжательные местоимения (наш, мой, твой). Эти специалисты давно занимались изучением тайн океана. Их исследования привлекают внимание ученых всего мира.
4) Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.).
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Слайд 85) Союзы (преимущественно сочинительные). Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди
и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)
6) Частицы (чаще всего именно, только, лишь). «Дыхание» мирового океана может стать губительным для человечества. Именно эта проблема требует исследования и решения.
7) Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
8) Замена обстоятельства (существительного, наречия) наречиями там, здесь, туда, и т.д. В лесу было хорошо. Тампели птицы. Я люблю возвращаться домой. Туда меня всегда тянет.
Слайд 99) Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые
указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами.(А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
10) Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
11) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Слайд 10Связь между предложениями текста
Связь между предложениями текста бывает цепная (контактная)
или параллельная (дистанционная). Что же представляет собой каждая из них?
Цепная связь – мысль движется от одного предложения к другому и осуществляется обычно в повторе слова из предыдущего предложения, развёртывании его в последующем предложении.
Параллельная связь – употребление предложений, в которых одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения членов предложения, видовременная соотнесённость.
Слайд 11Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.
(1)… (2) В них проверяется, насколько
благородный герой достоин быть членом рыцарского сословия. (3) Столкнувшись с опасностью, герои в отличие от авантюристов более поздних веков, которые действуют на свой страх и риск, поступают в строгом соответствии с кодексом рыцарского поведения.
(4)Романы воспринимались слушателями не как рассказ о реальных событиях далекого прошлого, а как выдумка, сказка, сочиненная поэтом. (5)Да и сам автор был не прочь подчеркнуть свои способности сочинителя. (6) … с рыцарских романов утвердилось право литературы на художественный вымысел.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1. В романе обычно есть описание чудес.
2. Повествование в средневековом романе представляет собой цепь приключений-авантюр.
3. В сочинениях трубадуров наряду с великими мужами древности и библейскими персонажами стали появляться и новые герои: король Артур, Тристан, Ланселот.
4. Действие каждого романа начинается при дворе легендарного короля Артура.
Слайд 12Прочитайте текст и выполните задания A-7
(1)… (2) Он относится к так
называемому животному эпосу. (3) Главный источник книги — сказки о животных. (4)Многие сюжеты таких сказок называют бродячими, потому что они встречаются у большинства индоевропейских народов. (5) … русскому читателю хорошо знакомы истории о том, как лисица выманила сыр у вороны, как воровала рыбу, прикинувшись мертвой, и как волк из-за нее примерз ко льду и лишился хвоста. (6) Эти и другие проделки лисы занимают достойное место и в старофранцузском животном эпосе.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1. «Роман о Лисе» состоит из 30 частей.
2. Сначала появились небольшие поэмы, посвященные отдельным случаям из жизни лиса.
3. В средние века во Франции был очень популярен «Роман о Лисе».
4. Главный герой — хитроумный и озорной лис Ренар.