Слайд 1Психологический портрет
Интегрированный урок
развития речи в IX классе
Подготовила: учитель русского
языка и литературы Чернявская Ольга Алексеевна
Стахановская гимназия № 26
Цели:
научить писать эссе
развивать художественное воображение и речь
воспитывать чувство прекрасного
Задачи:
дать представление о том, что такое психологический портрет, чем он отличается от простого описания внешности на живописном полотне
развивать умение видеть за портретным изображением внутренний мир человека.
Слайд 3Сколько прелести есть
в человеческих лицах!
Урок-вернисаж
Слайд 4Хороший художник должен уметь писать две главные вещи: человека и представление
его души.
Леонардо да Винчи,
итальянский живописец, скульптор
Каждое лицо интересно. Задача художника-портретиста — выразить внутренний мир человека, дать свою оценку.
Илья Глазунов,
российский художник
Что такое фотография в сравнении с таким созданием, как портрет, деланный рукою высокого художника!
Владимир Стасов,
художественный критик
Самый прекрасный портрет никогда не заменит ушедшего человека. Но портрет может явить нашему взору нечто такое, что не скажут нам о человеке ни письма, ни дневники, ни роман, ни лирика, и даже не выразит музыка.
Михаил Алпатов,
искусствовед
Слайд 5На этом уроке мы …
УЗНАЕМ, что такое психологический портрет, чем он
отличается от простого описания внешности на живописном полотне
ПОЗНАКОМИМСЯ с произведениями выдающихся мастеров живописи
НАУЧИМСЯ видеть за портретным изображением внутренний мир человека
ПОДГОТОВИМ материал для эссе
Слайд 6Словарь
Портрет – изображение человека на картине или фотографии.
Эссе –
прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
Слайд 7Поэтическая прелесть…
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как
два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Н. Заболоцкий
Слайд 8Джоконда
Переводя свой взгляд от ее глаз к устам и от уст
к нежным и вместе с тем волевым рукам, зритель раскрывает в ее облике всё богатство и противоречивость ее натуры. Михаил Алпатов
Кажется, что женщина эта всё о нас знает, заставляет нас задуматься о себе, о своем бытии.
Никто из живописцев мира не достигал такого мастерства в передаче эмоционального мира человека, его психологической характеристики.
Виктор Липатов
Слайд 9Мадонна
Занавесь раздвинулась, и тайна небес открылась глазам человека...
В богоматери, идущей
по небесам, не приметно никакого движения; но
чем более смотришь на нее, тем более кажется,
что она приближается.
Жуковский В.А.
Рафаэль. Сикстинская мадонна
Слайд 10Два портрета
О. Кипренский. Портрет поэта
А.С. Пушкина
Слайд 11Портрет друга
Что этот мастер нынче делает – просто непостижимо! Как нарисовано
всё, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано!
Крамской
Тяжелая жизнь, нужда, непризнание его музыки современниками —
всё это подорвало здоровье композитора.
По словам Стасова, биография Мусоргского коротка, печальна, безотрадна, как почти у всех лучших талантов той эпохи.
Слайд 12Вот и багульник – весною повеяло...
Александр Шилов. Зацвел багульник
Руки натружены, годы
, как кружево, -
Венами черными смотрят наружу.
Годы печали, годы отчаянья,
Смолоду инеем, будто нечаянно,
Припорошили мне черные косы,
Дни стали черными , а не в полоску...
Черною стаею черные «вороны»
Вмиг растащили родных на все стороны...
И без следа… Без могилок… Без проводов...
Губы кусать мне добавили поводов...
Память услужливо окна заклеила,
Ждали , как манну, весеннего клевера...
Вот и багульник – весною повеяло...
Срок мой пожизненный кончен, наверное...
Руки натружены, сердце застужено
Вечною болью невинно осУжденных...
Выцвела глаз моих прежняя просинь...
Мне бы туда, где тебе двадцать восемь...
Надежда Колноузенко
Слайд 13Итоги размышлений…
Велико воздействие искусства. Лица незнакомых нам, живших давно людей через
десятки и сотни лет продолжают свою повесть о себе, о своей эпохе, об окружающем их мире, тревожат и сегодня наши чувства и мысли, дарят нам радость прикосновения к прекрасному.
Слайд 14Домашнее задание
Написать эссе на одну из тем:
«Души изменчивой приметы»;
«Встреча с прекрасным»;
«Два
портрета» (портреты Пушкина работы Кипренского и Тропинина);
«Глаза — зеркало души» (на примере 3 – 4 картин);
«Что скажут руки нам о человеке?» (на примере 3 – 4 картин);
«Дорогой мой человек».
Слайд 15Использованные материалы
Итальянские художники. Рафаэль Санти http://www.bibliotekar.ru/kRafael/13.htm
Музей Лувр http://louvre.historic.ru/virttour.shtml
Государственная Третьяковская Галерея http://www.tretyakovgallery.ru
Александр Шилов http://100.sovietmuseum.ru/shilov.htm
Надежда Колноузенко http://www.stihi.ru/author.html?sirena04