Презентация, доклад по теме СПП с придаточными изъяснительными

Содержание

Лингвистическая разминка В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом

Слайд 1Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным

Слайд 2Лингвистическая разминка
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все

запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.

Лингвистическая разминка  В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые

Слайд 3Стенать
Намерение
Дочиста
Сногсшибательный
плакать
План, желание
полностью
поразительный

СтенатьНамерениеДочистаСногсшибательныйплакатьПлан, желаниеполностьюпоразительный

Слайд 4Среди предложений 1-5 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих

предложений.

(1) Кажется, шепчут колосья друг другу . (2) Правда, и этим летом люди ощущали не такое уж далекое дыхание той памятной осени и зимы. (3) Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (4) Ему почему-то пришло в голову, что в течение лета он может привязаться к этому слабому, многоречивому существу, увлечься и влюбиться. (5) «Вы, может, подумали, что уж я у вас денег прошу!» – сказал таинственный господин.

Среди предложений 1-5 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений.  (1) Кажется, шепчут колосья

Слайд 5Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого

предложения.

(1) Но, умирая каждую секунду, мы были бессмертны, как боги.(2) И снова взревел мощный поток человеческих тел всей своей силой ударил о стену. (3) И снова отхлынул, и так много, много раз, пока не наступила усталость, и мёртвый сон, и тишина. (4) А я, прокажённый, был у самой стены и видел, что начинает шататься она, гордая царица, и ужас падения судорогой пробегает по её камням. (5) – Она падает! - закричал я.

Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.  (1) Но, умирая каждую

Слайд 7Страшно было думать о том, что этим людям сегодня предстоит участвовать

в сражении, в котором многие найдут себе смерть.
Страшно было думать о том, что этим людям сегодня предстоит участвовать в сражении, в котором многие найдут

Слайд 8Он (сорочинский заседатель) знал наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет

поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке.
Он (сорочинский заседатель) знал наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков, и сколько в сундуке лежит

Слайд 9И с первых же шагов всем стало ясно, что бежать взводами

в таком непрореженном дубняке, среди которого часты были невыкорчеванные пни, было невозможно.

И с первых же шагов всем стало ясно, что бежать взводами в таком непрореженном дубняке, среди которого

Слайд 10Андрей знал, что жить ему осталось мало и что настал последний

час его испытаний.


Андрей знал, что жить ему осталось мало и что настал последний час его испытаний.

Слайд 11Ежели бы Элен не выбежала из комнаты, бог знает, что сделал

бы Пьер.
Ежели бы Элен не выбежала из комнаты, бог знает, что сделал бы Пьер.

Слайд 12Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части

сложноподчинённого предложения.
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчинённого предложения.

Слайд 13Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении:

подумал — о чём?, жду — чего?

Например: Ты говоришь (что?), что опять тёплой дождёмся весны. (А. Фет)
Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал — о чём?, жду —

Слайд 14Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных

слов.


Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов.

Слайд 15Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным


[ ] ,

( ).

СЛ.
+
(УК.СЛ.)

С.СЛОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО …
СОЮЗЫ: ЧТО, КАК, КУДА …
ЧАСТИЦА ЛИ

х

? КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ

Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным[   ] , (

Слайд 16Присоединяются:
1 союзами: что, чтобы, как, как будто, словно
2.союзными словами(что, кто, какой,

где, куда, как)
3.частицей ЛИ

Присоединяются:1 союзами: что, чтобы, как, как будто, словно2.союзными словами(что, кто, какой, где, куда, как)3.частицей ЛИ

Слайд 17Я считаю, что доброта, приветливость, милосердие делают человека красивым.

Я считаю, что доброта, приветливость, милосердие делают человека красивым.

Слайд 18Переделайте предложения в СПП
Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором

можно сделаться».

Чайковский отмечал: «Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых»
Переделайте предложения в СППДревние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».Чайковский отмечал: «Вдохновение – такая

Слайд 19Определите вид придаточных предложений по значению
Они ушли в комнату, откуда под

аккомпанемент гитары звучала весёлая музыка.
Моя подруга считает, что мне должен аккомпанировать Иван Петрович
В конкурсе победила наша школа, потому что у нас был чудесный аккомпаниатор.
Определите вид придаточных предложений по значениюОни ушли в комнату, откуда под аккомпанемент гитары звучала весёлая музыка. Моя

Слайд 20Тест

Тест

Слайд 21Определите предложение с придаточным изъяснительным.
А) И если по законам

братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
В) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
С) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
D) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…
Е) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.

Определите предложение с придаточным изъяснительным. А) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и

Слайд 22Придаточные изъяснительные отвечают…
А) на вопросы: где? куда?
В)

на вопросы: какой? какая?
С) на падежные вопросы
D) на вопросы: с какой целью?
Е) на вопросы: почему?

Придаточные изъяснительные отвечают… А) на вопросы: где? куда? В) на вопросы: какой? какая? С) на падежные вопросы

Слайд 23Определите предложение с придаточным изъяснительным.
А) Надо хорошо трудиться, чтобы

был результат.
В) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.
С) Я начал различать предметы, когда привык к полутьме.
D) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.
Е) Настало время, когда я решил отправиться в путь
Определите предложение с придаточным изъяснительным. А) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат. В) Работаю с перерывами, так

Слайд 24Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова.
А)

Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.
В) Я видел, как она бежала.
С) Говорили, будто его видели в городе.
D) И послышалось мне, будто снег скрипит.
Е) Непонятно, откуда берётся эта пыль.

Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова. А) Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным

Слайд 25Определите предложение с придаточным изъяснительным:
A) Молодые люди должны помнить,

что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.
B) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.
C) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.
D) А когда мы добрались до озера, совсем стемнело.
E) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.

Определите предложение с придаточным изъяснительным: A) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями

Слайд 26Определите предложение с придаточным изъяснительным.
A) А кругом, куда пойдёшь

иль взглянешь, только степь да синий дым…
В) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
C) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
D) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
Е) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна
Определите предложение с придаточным изъяснительным. A) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…

Слайд 27«Корректор»

Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.
Судья

сказал участнику матча, что вы нарушили правила.
2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно.
3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка.
«Корректор»Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть