Слайд 1Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным
Слайд 2Лингвистическая разминка
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.
Слайд 3Стенать
Намерение
Дочиста
Сногсшибательный
плакать
План, желание
полностью
поразительный
Слайд 4Среди предложений 1-5 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих
предложений.
(1) Кажется, шепчут колосья друг другу . (2) Правда, и этим летом люди ощущали не такое уж далекое дыхание той памятной осени и зимы. (3) Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (4) Ему почему-то пришло в голову, что в течение лета он может привязаться к этому слабому, многоречивому существу, увлечься и влюбиться. (5) «Вы, может, подумали, что уж я у вас денег прошу!» – сказал таинственный господин.
Слайд 5Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого
предложения.
(1) Но, умирая каждую секунду, мы были бессмертны, как боги.(2) И снова взревел мощный поток человеческих тел всей своей силой ударил о стену. (3) И снова отхлынул, и так много, много раз, пока не наступила усталость, и мёртвый сон, и тишина. (4) А я, прокажённый, был у самой стены и видел, что начинает шататься она, гордая царица, и ужас падения судорогой пробегает по её камням. (5) – Она падает! - закричал я.
Слайд 7Страшно было думать о том, что этим людям сегодня предстоит участвовать
в сражении, в котором многие найдут себе смерть.
Слайд 8Он (сорочинский заседатель) знал наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет
поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке.
Слайд 9И с первых же шагов всем стало ясно, что бежать взводами
в таком непрореженном дубняке, среди которого часты были невыкорчеванные пни, было невозможно.
Слайд 10Андрей знал, что жить ему осталось мало и что настал последний
час его испытаний.
Слайд 11Ежели бы Элен не выбежала из комнаты, бог знает, что сделал
бы Пьер.
Слайд 12Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части
сложноподчинённого предложения.
Слайд 13Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении:
подумал — о чём?, жду — чего?
Например: Ты говоришь (что?), что опять тёплой дождёмся весны. (А. Фет)
Слайд 14Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных
слов.
Слайд 15Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным
[ ] ,
( ).
СЛ.
+
(УК.СЛ.)
С.СЛОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО …
СОЮЗЫ: ЧТО, КАК, КУДА …
ЧАСТИЦА ЛИ
х
? КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ
Слайд 16Присоединяются:
1 союзами: что, чтобы, как, как будто, словно
2.союзными словами(что, кто, какой,
где, куда, как)
3.частицей ЛИ
Слайд 17Я считаю, что доброта, приветливость, милосердие делают человека красивым.
Слайд 18Переделайте предложения в СПП
Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором
можно сделаться».
Чайковский отмечал: «Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых»
Слайд 19Определите вид придаточных предложений по значению
Они ушли в комнату, откуда под
аккомпанемент гитары звучала весёлая музыка.
Моя подруга считает, что мне должен аккомпанировать Иван Петрович
В конкурсе победила наша школа, потому что у нас был чудесный аккомпаниатор.
Слайд 21Определите предложение с придаточным изъяснительным.
А) И если по законам
братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
В) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
С) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
D) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…
Е) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.
Слайд 22Придаточные изъяснительные отвечают…
А) на вопросы: где? куда?
В)
на вопросы: какой? какая?
С) на падежные вопросы
D) на вопросы: с какой целью?
Е) на вопросы: почему?
Слайд 23Определите предложение с придаточным изъяснительным.
А) Надо хорошо трудиться, чтобы
был результат.
В) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.
С) Я начал различать предметы, когда привык к полутьме.
D) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.
Е) Настало время, когда я решил отправиться в путь
Слайд 24Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова.
А)
Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.
В) Я видел, как она бежала.
С) Говорили, будто его видели в городе.
D) И послышалось мне, будто снег скрипит.
Е) Непонятно, откуда берётся эта пыль.
Слайд 25Определите предложение с придаточным изъяснительным:
A) Молодые люди должны помнить,
что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.
B) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.
C) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.
D) А когда мы добрались до озера, совсем стемнело.
E) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.
Слайд 26Определите предложение с придаточным изъяснительным.
A) А кругом, куда пойдёшь
иль взглянешь, только степь да синий дым…
В) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
C) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
D) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
Е) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна
Слайд 27«Корректор»
Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.
Судья
сказал участнику матча, что вы нарушили правила.
2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно.
3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка.