Слайд 1Новые подходы к системе оценки результатов образования
(требования ФГОС)
К.п.н.,доцент
Захарова М.А.
Слайд 21.КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СТАВЯТ ВОПРОС О СМЕНЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ?
Слайд 3Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из
школы, чтобы в современной жизни он был успешен?
Умение ставить цель и добиваться ее
Умение адаптироваться к ситуации
Умение общаться
Умение ориентироваться в мире
Самостоятельно добывать и применять знания
Уметь заботиться о других, быть достойным человеком
Сохранить здоровье …
Кто выдумал новый результат?
Слайд 4Стандарт ориентирован на становление
личностных характеристик выпускника
(«портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Слайд 5
Предметные
опыт
получения, преобразования и применения предметных знаний …
Метапредметные
универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться …
Личностные
ценностно-смысловые установки личностной позиции,
основы российской и гражданской идентичности …
ФГОС – это требования к …
СТРУКТУРЕ
РЕЗУЛЬТАТАМ
основной образовательной программы
УСЛОВИЯМ
ФГОС: новые требования к СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА (проверка заявленных действий, умений, а не просто набора знаний)!
Слайд 6СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Процесс обучения
Способы оценки
ЗНАНИЯ
часто понимаемые
как большой набор, а не
система
НАВЫКИ
ПРИВЫЧНЫЕ СРЕДСТВА
ПРОВЕРКА:
предметные контрольные с преобладанием заданий на ВОСПРОИЗВЕ-ДЕНИЕ ЗНАНИЙ
ЕГЭ!
Слайд 7Пример: традиционное задание ЕГЭ (история)
из банка ЕГЭ(2000-е г.).
Проверяемый элемент содержания:
«Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве»
Часть В
Соотнесите даты и события истории России второй половины XIX века
А) Первые коммерческие банки
Б) Начало строительства Транссибирской железной дороги
В) Отмена выкупных платежей
Г) Реформа городского самоуправления
1) 1864
2) 1870
3) 1881
4) 1891
5) 1899
Что проверяет данное задание?
Только знания!
Слайд 8НОВЫЕ СРЕДСТВА - ВСЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,
ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ
ШКОЛЫ
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
ДЕЙСТВИЯ
КИМы с преобладанием компетентностных задач на ПРИМЕНЕНИЕ знаний.
Для нач. школы уже созданы, для основной и старшей спецификация ГИА и ЕГЭ уже изменена
Слайд 9Пример: Как можно переделать задания ЕГЭ?
А) Часть крестьян вынуждены арендовать
землю у помещиков и платить «отработками» на помещичьей земле
Б) Часть помещиков покупают с/х машины, нанимают батраков и урожай продают на рынке
В) Часть крестьян оставляют свой надел и уходят в город на заработки
Г) Часть крестьян отказываются подписывать уставные грамоты с бывшими хозяевами об условиях освобождения от крепостного права и продолжают платить оброки.
1) Капиталистические отношения
2) Полукрепостнические отношения
Что проверяет данное задание?
Умения пользоваться знаниями – выделять главное и обобщать, группировать исторические знания
Часть В (тот же проверяемый элемент содержания)
Соотнесите факты и понятия из истории России второй половины XIX века
Слайд 10Личностные результаты освоения ООП
должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности;
2) формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного мировоззрения;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества;
11) развитие эстетического сознания.
Слайд 11Метапредметные результаты освоения ООП
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5) владение основами самоконтроля, самооценки;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, …;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления.
Слайд 122.КАКИЕ СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАСТАВЛЯЮТ МЕНЯТЬ СИСТЕМУ ОЦЕНИВАНИЯ?
…
Слайд 13КАК ПО-НОВОМУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ, УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЙ?
ТРАДИЦИЯ:
Пятибалльная система
Точка отсчёта - «идеальный образец»
(«пятерка»), от которого «методом вычитания», фиксацией допущенных ошибок и недочётов, формируется оценка учеников.
Все ученики делятся на стандартные категории «отличников», «двоечников»…
РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ:
Баллов у нас четыре (5,4,3,2), допустимых – три, а положительных – два (5 и 4). Вынуждены оговариваться.
Пр.ООП РАО – система оценки
За точку отсчета принимается необходимый и реально достигаемый опорный уровень. Оценка ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. (поощрение успеха… индивидуальная траектория)
Требует переосмысления оценок 5-балльной шкалы. …достижение опорного уровня - безусловный успех ребёнка, исполнение им требований Стандарта.
Слайд 14КАК ФИКСИРОВАТЬ НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, чтобы ими пользоваться?
Пр.ООП РАО - функции системы
оценки
обеспечить возможность регулирования образования на основании полученной информации о достижении результатов,
оценивать:
-предметные и
-универсальные учебные ДЕЙСТВИЯ
ТРАДИЦИИ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ :
В официальном журнале мы видим отметку только по предметам за «такое-то число», когда изучалась «такая-то тема», задание могло быть по пройденной.
«За что конкретно мой ребенок получил эту отметку?»
«Что именно ему надо доработать?»
Слайд 15КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ?
ТРАДИЦИЯ:
Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»;
Учитель
указывает на ошибки и на необходимость их исправления
ФГОС - метапредметные (регулятивные) результаты ученика:
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
Слайд 16КАК НЕ ВРЕДИТЬ ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ в ситуациях оценивания?
ФГОС. Программа формирования ценности
здоровья:
формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся ;
ТРАДИЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«К доске сейчас пойдет…»
«А если я не справлюсь, то ведь это «два»? Да?»
«Не ставьте мне, я исправлю!!!...»
Психологи: основной массив стрессообразующих факторов в школе – это ситуации контроля и оценивания, т.к. по традиции ребенок не может повлиять на исход важной для него ситуации
Слайд 17КАК НЕ УТОПИТЬ ИЗМЕНЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ В БУМАЖНОЙ ОТЧЕТНОСТИ?
НЕДАВНЯЯ ТРАДИЦИЯ:
В последние
годы число требуемых с учителя и школы отчетов постоянно возрастает
ВНЕДРЕНИЕ ФГОС:
Развивающие, деятельностные идеи оценивания ФГОС требуют новых форм отображения оценки.
Слайд 183. ГДЕ ПРОПИСЫВАЕТСЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Слайд 19.
Структура ООП
(разрабатывается ОУ на основе примерной):
Слайд 20Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП должна:
1) определять основные направления
и цели оценочной деятельности;
2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся;
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм;
6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня.
Слайд 21Составляющие системы оценки достижений планируемых результатов освоения ООП:
описание организации и содержания
Слайд 22Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения
ООП основного общего образования.
Программа учебных предметов, курсов должна содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Слайд 23
Итоговая оценка результатов освоения ООП основного общего образования включает :
1. результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
2. результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Обобщённая оценка личностных результатов освоения обучающимися ООП должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Слайд 244. Образовательная система
«ШКОЛА 2100»
как коллективный автор технологии оценивания учебных успехов
(вариант решения проблем оценивания)
Слайд 25Научные руководители ОС «Школа 2100»:
Алексей Алексеевич Леонтьев (1936–2004) – д. филол.
и псих. наук
Давид Иосифович Фельдштейн – д. псих. наук
Шалва Александрович Амонашвили – д. псих. наук
Светлана Константиновна Бондырева – д. псих. наук, ректор Московского психолого-социального института
Слайд 26
ФГОС (2009): личностные и метапредметные результаты
Личностные - ценностно-смысловые установки, гражданская идентичность
Регулятивные - направлены на организацию своей работы
Познавательные – …воспринимать и анализировать сообщения,.. логические операции
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество, учитывать позицию партнера
Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков
Организационные - организовывать свою деятельность
Интеллектуальные - мыслить и работать с информацией
Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми
«Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений
Мы «угадали» новый результат:
Слайд 27Минимакс – важнейший принцип работы с содержанием и одновременно способ развития
познавательных УУД
Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена»
МИНИ
спрашиваем
МАКС
предлагаем
Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ученик попадает в зону своего ближайшего развития
Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория
Контрольные работы
Слайд 28Зачем мы создавали новую технологию? Наши цели:
«Главное не знания, а умения
ими пользоваться»
Психологическая комфортность (мотивация успешности, опора на внутренние мотивы)
Минимакс (макси – предлагаем, мини – спрашиваем)
Обучение деятельности и др.
1) Отразить на этапе контроля
развивающие принципы «Школы 2100»:
3) Создать личностно-ориентированную технологию оценивания, сочетаемую с практикой массовой школы и официальными нормами оценивания
2) Сделать ученика полноправным участником контроля (прозрачность правил)
Слайд 29«А кто проверял вашу технологию и разрешал ее использовать?»
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
из Заключения от 18 ноября 2005 года (пункт 10). «Разработана технология оценивания учебных успехов на разных этапах образовательного процесса…»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2008 году присудило государственную премию авторскому коллективу «Школы 2100» за разработку новой образовательной системы (как составляющий элемент экспертировалась и технология оценивания учебных успехов).
Слайд 30ЧТО? Все действия! Но отметка – за решение задачи
КТО? Ученик +
Учитель в диалоге
СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка
ГДЕ? В таблицах образов.результатов и в портфеле достижений школьника
КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)
КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)
ИТОГ? Предметные – по таблице результатов, общая – по всем накопленным результатам.
7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ
Слайд 31НАЧАЛЬНЫЙ
уровень
технологии оценивания
(правила 1, 2)
Слайд 32Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
«Оцениваться может любое, особенно успешное действие
(предметное, метапредметное,
личностное),
а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)».
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.
Слайд 33Мини-практикум по Правилу 1
ЧТО ОЦЕНИВАНЕМ в предметах?
Что такое имя
числительное?
● Работая в паре объясните друг другу разными способами, почему числительное относится к классу имен? (Русский язык, 6 кл.)
● Представь, что ты – человек XXI
века – оказался в числе соратников
Пугачева. За какие действия восставших ты бы
испытывал угрызения совести?
Свое мнение объясни. (История, 7 кл.)
● Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого
из них мускулатура прочнее прикреплена к
скелету? С чем на ваш взгляд это связано?
(Биология, 7 кл.)
Перечислите основные
особенности мускулатуры
птиц.
Назовите прогрессивные
силы, участвовавшие в
восстании Пугачева
● Докажите, что жители долины Нила создали государство.
Расскажите об устройстве
Египетского государства и занятиях его жителей.
Слайд 34Выполнению продуктивных заданий надо учить.
Осмысли цель задания (что надо сделать?)
Найди
нужную информацию (текст, рис…)
Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Прочитай текст и сформулируй для себя: «Что значит быть патриотом?» (не менее трех черт), а потом сравни с определением в словаре.
Перечисли признаки понятия «патриотизм»
Регулятивные. Познавательные. Личностные. Коммуникативные
Слайд 35Как составить задания контрольных работ в для проверки нового результата (в
виде действий)?
2) Выбрать какие информационные единицы минимума содержания (стандарт или программа) мы хотим проверить
1) Выбрать какое предметное умение мы хотим проверить (по таблице требований или по требованиям гос.стандарта)
3) Составить продуктивное задание, аналогичное тем, что выполняли ученики в ходе изучения темы (модуля).
4) Создать четкую форму письменного исполнения решения (варианты тестов соответствия, таблиц, свободный текст с открытыми критериями проверки и т.д.). При необходимости скорректировать формулировку задания
Слайд 36ПРИМЕР: Как составляются задания контрольных работ (5 класс)
2) Выбрать инф. Единицы:
греческая колонизация (+цивилизация)
1) Выбрать предметное умение: Выявлять причины и следствия событий
3) Составить продуктивное задание: Расставь события в правильной последовательности (причины-следствия) и определи, здесь представлен процесс упадка или развития древнегреческой цивилизации
4) Создать четкую форму письменного исполнения решения:
А. Вожди и знать варварских племен перенимали одежду, язык и веру в олимпийских богов. Сами эллины тоже учились у варваров верховой езде, способам хозяйствования и приемам боя.
Б. По решению избранных властей в земли варваров отправляли разведчиков, для того, чтобы определить место для будущей колонии. Варвары иногда враждебно встречали непрошенных гостей.
В. Часто в Греции случались голодные годы, земли и хлеба не хватало. Немногочисленные плодородные участки земли захватывала знать. Детям бедняков не доставалось даже небольших наделов.
ОТВЕТ: 1) ___ 2) ____ 3) ____. Это процесс _______, потому что ___________ .
Слайд 37Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания
определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.
Слайд 38Правило №2 предполагает освоение учениками …
АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1
шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?».
Слайд 39СТАНДАРТНЫЙ
уровень
технологии оценивания
(+правила 3 и части 4,
6, 7)
Слайд 40Правило 3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?
«За каждую учебную задачу или группу заданий-задач,
показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»
ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы)
ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику
Слайд 41Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ?
В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных
и личностных) (+ в портфеле достижений)!
Таблицы результатов образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик:
предметных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных,
личностных-неперсонифицированных.
.
Слайд 42Предметная ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ
Отметка выставляется в таблицу результатов (блокнот учителя, дневник
школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения задачи. Минимум – учитель 1-2 раза в четверть после контрольной работы. Максимум – учитель и ученики регулярно. Пример:
1-я л.р. – Осознание роли жизни
Ученики
Объяснять роль живых организмов круговороте веществ в экосистеме
Приводить примеры приспо-соблений жив.орг. к среде обитания, объяснять их значение
Биология. 5 класс. (новый ФГОС)
Определять роль в природе разных групп организмов
Катя П.
Павел В.
Антон Б.
4. 5.
3. 3. 4.
4.
3
5
4
1-я:Биопроцессы в развитии
Слайд 43ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬАТОВ ПО ИСТОРИ 5-9 КЛАСС (ФРАГМЕНТ)
1-2. Карт.мира
Ученики
Определять причины и
следствия историч. явлений
Давать и объяснить свои оценки историч. явлений
Тема _____________
Выделять главное и обобщать
Катя П.
Павел В.
Антон Б.
4. 5.
3. 3. 4.
4.
3
5
4
3. Ист.мышл.
4. Нравст.сам. 5.
Слайд 44Правильно списывать слова, предложения, тексты;
Составлять предложения, текст на заданную тему
Проверять написанное
Находить корень в группе однокоренных слов
Подбирать однокоренные слова
Находить в словах суффиксы и приставки
Делить слова на части для переноса
Большую букву
Безударные гласные в корнях слов
Правильно пользоваться речью
Использовать в общении знания о языке
Писать без ошибок
Какие умения развивает упражнение из учебника «Русского языка»
2 класса:
Прочитай. Расставь предложения по порядку чтобы получился текст. Спиши текст. Озаглавь.
Дом белый, а крыша у него розовая. Вот наш дом. Он большой. Они как мачты на сказочном корабле. На крыше антенны. Такой корабль я видел на картинке.
Раздели слова первого предложения для переноса. Все ли слова делятся для переноса? Проверь написанное. Докажи, что ты правильно разделил слова для переноса. Подчеркни большую букву в словах.
Практикум по ТАБЛИЦЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Слайд 45ТАБЛИЦЫ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Пример. Регулятивные УУД. Н - необходимый
уровень 3-4 кл., П – повышенный уровень 3-4 классов (необходимый для 5-6 классов)
Слайд 46Использование ТАБЛИЦЫ результатов: без изменения заполнения официального журнала
1 шаг. В таблицу
требований (в своих рабочих материалах) учитель выставляет все необходимые ему отметки (например, только за контрольные работы, все и т.д.) в той шкале отметок, которую он выбрал
2 шаг. В традиционный журнал учитель переносит отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы). Отметки выставляются в той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, 5-балльная).
Слайд 47Использование ТАБЛИЦЫ РЕЗУЛЬТАТОВ: с изменением заполнения оф. журнала
На педагогическом совете школы
принимается локальный акт о том, что:
«В школе (классах, предметах) используется технология оценивания учебных успехов ОС «Школа 2100», одобренная Российской академией образования. В соответствии с данной технологией в официальный журнал класса выставляются только итоговые отметки за четверть. Текущие отметки выставляются в таблицы предметных результатов – в рабочий блокнот учителя (и дневники школьников). Данное решение принимается на основании Устава ОУ и Закона об образовании:
Закон об образовании РФ. Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
2. К компетенции образовательного учреждения относятся: (…)
5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий,
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством гос.аккр.;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;
Слайд 48Правило 6: КАК РАЗЛИЧАТЬ УРОВНИ ОЦЕНОК? (по уровням успешности)
Необходимый уровень (базовый)
– решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень (Необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».
Слайд 49Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку
по любой балльной шкале. Например:
Необходимый уровень «норма; хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень «приближается к отлично; отлично».
Максимальный уровень (необязательный) «превосходно».
УРОВНИ УСПЕШНОСТИ
5-ти и 6-ти балльные ОТМЕТКИ
ЧАСТИЧНО – 3 / 1
ПОЛНОСТЬЮ – 4 / 2
ЧАСТИЧНО – 4+ / 3
ПОЛНОСТЬЮ – 5 / 4
ЧАСТИЧНО – 5+ / 5
ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5 / 6
Слайд 50Предметные контрольные
Общий вид заданий в новых контрольных работах (с 3-го
класса):
Формулировка задания (указание проверяемого умения из требований программы)
Необходимый уровень (стандартная задача – «хорошо, но не отлично»)
Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично»)
Максимальный уровень (задача сверх уровня школьных требований данного возраста – «превосходно»)
Слайд 51ПРИМЕР: Оформления контрольного задания в 5-м классе
Задание (устанавливать причины и следствия)
:
Необходимый уровень. Расставь события в правильной последовательности (причины-следствия)
Программный уровень. Определи, здесь представлен процесс упадка или развития древнегреческой цивилизации
А. Вожди и знать варварских племен перенимали одежду, язык и веру в олимпийских богов. Сами эллины тоже учились у варваров верховой езде, способам хозяйствования и приемам боя.
Б. По решению избранных властей в земли варваров отправляли разведчиков, для того, чтобы определить место для будущей колонии. Варвары иногда враждебно встречали непрошенных гостей.
В. Часто в Греции случались голодные годы, земли и хлеба не хватало. Немногочисленные плодородные участки земли захватывала знать. Детям бедняков не доставалось даже небольших наделов.
ОТВЕТ: 1) ___ 2) ____ 3) ____. Это процесс _______, потому что ___________ .
Слайд 52МАКСИМАЛЬНЫЙ
уровень
технологии оценивания
(ориентация на личность)
(+правила 5 и полный набор)
Слайд 53Правило 5: Отказ от отметки и пересдачи
За задачи, решенные при изучении
новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
Слайд 54Использование правила «ПЕРЕСДАЧИ»
1 шаг: Заранее оговорить с учениками порядок реализации их
права на пересдачу контрольной работы: когда и как это может делать учитель (этап одного из следующих уроков, урок-пересдач в конце четверти, после уроков)
2 шаг: На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы со своими отметками
3 шаг: Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили.
4 шаг: Ученики просматривают свои работы. Могут аргументировано оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки). Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).
5 шаг: Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием (кружок без отметки) – должны их пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдач.
Слайд 55Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов),
Итоговая
оценка за образовательную ступень – на основе всех результатов:
накопленных учеником в портфеле достижений
итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов
на основе защиты индивидуального итогового проекта (метапредметного или предметного)
Правило 7. Как определять итоговые оценки и отметки?
Слайд 56ГОЛОСОВАНИЕ - РЕФЛЕКСИЯ
ГОЛОСОВАНИЕ: Ваше отношение к предложенному в технологии «Школы 2100»
варианту решений проблем оценивания результатов ФГОС:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ – Предложенная технология:
1.Не решает ключевые проблемы оценивания
2.Решает большинство проблем, но для меня сложна
3.Решает большинство проблем и для меня подходит
Слайд 57Голосование: Рефлексия: ваше отношение к предложенной системе оценивания (технологии «Школы 2100»):
1) Работал по ней раньше и буду работать дальше.
2) Не работал по технологии, но попробую.
3) Эту технологию использовать не буду.