Презентация, доклад по теме: Шинель Н.В. Гоголя.

Содержание

Цель:познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Н.В.Гоголя, связанными с пребыванием в Санкт-Петербурге; выявить факторы, оказавшие влияние на замысел повести «Шинель»; показать «внешнего» и «внутреннего» человека в образе Акакия Акакиевича Башмачкина.

Слайд 1
Н.В.Гоголь.
«Шинель» 1841

Н.В.Гоголь.«Шинель» 1841

Слайд 2
Цель:познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Н.В.Гоголя, связанными с пребыванием в

Санкт-Петербурге; выявить факторы, оказавшие влияние на замысел повести «Шинель»; показать «внешнего» и «внутреннего» человека в образе Акакия Акакиевича Башмачкина.
Цель:познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Н.В.Гоголя, связанными с пребыванием в Санкт-Петербурге; выявить факторы, оказавшие влияние на

Слайд 3Вопросы: 1.Какое впечатление произвело на вас произведение? 2.Насколько неожиданный для вас финал повести? Почему

Башмачкин умер?
3. В чем вы видите  иронию произведения? 4.Почему шинель стала символом заглавия повести?  5.Дайте характеристику положительному и отрицательному в повести, что случилось с Акакием Акакиевичем после того, как он пошил новую шинель. 6.Охарактеризуйте главного героя, опираясь на план: -каков Башмачкин в быту? -его отношение к работе -его отношение к сослуживцам -каковы его дом и семья? -какое он получил воспитание и образование? -каковы особенности речи литературного героя? -какова цель героя? -как автор относится к своему герою? -нравится ли вам герой?
7.Какую проблему поднимает Н.В.Гоголь в повести "Шинель"?

Вопросы: 1.Какое впечатление произвело на вас произведение? 2.Насколько неожиданный для вас финал повести? Почему Башмачкин умер?3. В чем

Слайд 4В июле 1839 г., в Мариенбаде, Гоголь диктует М.П. Погодину первый

фрагмент своей будущей «Шинели». Завершает же ее он, по всей вероятности, в Риме в апреле 1841 г. Первоначально она носила другое название — «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Различия между этой «Повестью о чиновнике...» и окончательной редакцией «Шинели» огромны.

В июле 1839 г., в Мариенбаде, Гоголь диктует М.П. Погодину первый фрагмент своей будущей «Шинели». Завершает же

Слайд 5 Лучшей среди петербургских повестей Гоголя

на протяжении более чем полстолетия считалась «Шинель». Впечатление, произведённое этим рассказом на широкие слои русских читателей, на всю русскую культуру, было огромно. Существенной причиной особого положение «Шинели» среди повестей Гоголя было и то, что она явилась как бы итогом всех других петербургских повестей, вобрала в себя их основные идеи и темы в сжатом виде.

Лучшей среди петербургских повестей Гоголя на протяжении более чем полстолетия считалась

Слайд 6 Ирония - (греческое eironeia - притворство)

- явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот его недостаток, который в ироническом изображении заменяется соответствующим достоинством.
Ирония - (греческое eironeia - притворство) - явно-притворное изображение отрицательного явления в

Слайд 7Сати́ра (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи

различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.
Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.

Сати́ра (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Успехов в

Слайд 8 Проблема " маленького человека"

не раз находила отражение в русской литературе. Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н.В.Гоголя  "Шинель", есть типичный образ "маленького человека": униженный и бесправный чиновник, всю жизнь проработавший в департаменте, переписывая бумаги. Кража новой шинели для него становится трагедией. Он пытается искать помощи у вышестоящих лиц, но не находит отклика в обществе. Для всех, к кому он обращается, его проблема кажется незначительной и не стоящей внимания. Одежда (костюм) литературного героя, его шинель, дополняет характеристику или может полностью её заменить, передает множество оттенков смыслов, указывает на социальное положение героя, на его психологический облик, приверженность этикету или сознательное нарушение его. Костюм - отражение своего "я", одна из черт темперамента и характера.
Проблема

Слайд 9Кто же такой «маленький» человек?
"Маленький человек" -  это литературный

тип человека, бедный петербургский чиновник, винтик огромной бюрократической машины, существо незаметное, стоящее на одной из нижних ступеней социальной лестницы... (Словарь литературных терминов)
Кто же такой «маленький» человек?

Слайд 10Фамилия чиновника была Башмачкин.
«Шинель».
Акакий Акакиевич Башмачкин. Художник П. Боклевский

Фамилия чиновника была Башмачкин. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин. Художник П. Боклевский

Слайд 11Для Акакия Акакиевича переписывание составляет и смысл жизни, и форму пребывания

в жизни. Вся жизнь Башмачкина происходит словно на листе бумаги. Даже внешние события герой нередко воспринимает как продолжение переписывания.

Акакий Акакиевич в департаменте за работой. Художник Ю. Игнатьев

Для Акакия Акакиевича переписывание составляет и смысл жизни, и форму пребывания в жизни. Вся жизнь Башмачкина происходит

Слайд 12

В чиновнике Башмачкине слилось несколько начал. Башмачкин одновременно чиновник и не

чиновник, обыватель и отшельник, свой и чужой в одной и той же социальной среде.
В чиновнике Башмачкине слилось несколько начал. Башмачкин одновременно чиновник и не чиновник, обыватель и отшельник, свой и

Слайд 13«В департаменте
не оказывалось к нему никакого уважения...»

«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения...»

Слайд 14«Внутренний» человек в Башмачкине как будто говорит нетленное: «Я брат твой».

В мире вечном Акакий Акакиевич — аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества.

«Внутренний» человек в Башмачкине как будто говорит нетленное: «Я брат твой». В мире вечном Акакий Акакиевич —

Слайд 15Акакий Акакиевич и петербургский мороз.
Художник Ю. Игнатьев

Акакий Акакиевич и петербургский мороз. Художник Ю. Игнатьев

Слайд 16Акакий Акакиевич у значительного лица. Художники Кукрыниксы. 1951

Акакий Акакиевич у значительного лица. Художники Кукрыниксы. 1951

Слайд 17Акакий Акакиевич у портного Петровича. Художник Б. Кустодиев.

Акакий Акакиевич у портного Петровича. Художник Б. Кустодиев.

Слайд 18Акакий Акакиевич в новой шинели.
Художник Ю. Игнатьев

Акакий Акакиевич в новой шинели. Художник Ю. Игнатьев

Слайд 19Похороны Акакия Акакиевича. Художник Ю. Игнатьев

Похороны Акакия Акакиевича. Художник Ю. Игнатьев

Слайд 20 Тема бюрократизма сильно звучит в повести

– уже с самого начала её, когда впервые вводится её герой: «Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин)...». Чин важнее человека. Чин мешал обнаружиться и тому человеческому, что было в душе значительного лица.
Главный герой – Акакий Акакиевич, вечный титулярный советник и бедняк оказывается жертвой в иерархии чинов и иерархии имущества. Сущность отношения автора к обществу, доведшему человека до состояния Акакия Акакиевича, – уже не столько гнев, проклятье, сколько просьба о милости.
Тема бюрократизма сильно звучит в повести – уже с самого начала её,

Слайд 21 В «Шинели» Гоголь оказывается снисходительнее,

он сочувствует не только Башмачкину, но даже «значительному лицу». В этом выражается глубокий гуманизм, подлинное христианское отношение к человеку позднего Гоголя в целом.
Генерал, «одно значительное лицо» очерчен в повести в резко сатирическом плане. Именно он, а не грабители, являются в повести убийцей Акакия Акакиевича. Это подчёркнуто тем, что именно с него срывает шинель мертвец, после чего тень Башмачкина успокаивается. Именно на него направленно возмездие. Иерархия чинов, бесчеловечное «распекание», довели Акакия Акакиевича до состояния «полуживотного-полубуквы», что и убило его.

В «Шинели» Гоголь оказывается снисходительнее, он сочувствует не только Башмачкину, но

Слайд 22Значительное лицо сотворено по той же художественной модели, что и нос

в чине статского советника («Нос»). У него нет имени, он существо среднего рода, фикция, звание, за которым ничего нет. При том он – воплощение государственности 1830-х годов: «Главным основанием его системы была строгость «строгость, строгость и еще раз – строгость».
В последней части повести тема чина, власти и «значительного лица» приобретают характер почти грандиозного по силе обобщения, особенно, когда Акакий Акакиевич после своей смерти явился на улицах столицы. В полиции было сделано распоряжение «поймать мертвеца» во что бы то ни стало «живого или мёртвого». В этом выражен уже предел абсурдности самого строя, порождающего такого рода нелепость.

Значительное лицо сотворено по той же художественной модели, что и нос в чине статского советника («Нос»). У

Слайд 23 В «Шинели» во всей полноте и многогранности

отразилась и развернулась тема бюрократии. Нашла воплощение в ней и тема неравенства имущества, которое ложится на плечи бедняка.
Акакий Акакиевич – жертва не только потому, что он – вечный титулярный советник, но и потому, что он беспредельно и непоправимо беден. Гоголь кратко, но резко очерчивает материальное благополучие значительного лица, как контраст ужасному, унижающему убожеству жизни Башмачкина. И признаки этого убожества он выписывает подробно, выпукло. Писатель стремительно вводит читателя в тайны грошовых рассчетов нищеты, и эти расчёты трагичны в своей беспомощности. Это уже унижение духа Акакия Акакиевича, падения его достоинства столь крайнее, какого не было ни у одного из «героев» Гоголя.
В «Шинели» во всей полноте и многогранности отразилась и развернулась тема бюрократии. Нашла

Слайд 24 Повесть Н. В. Гоголя навсегда останется шедевром

русской классической литературы. Она не может не волновать и не встревожить читателей. Проблемы, поднятые в произведении, заставляют сострадать, глубоко сочувствовать таким, как Акакий Акакиевич, незаметным, «маленьким» людям.

Повесть Н. В. Гоголя навсегда останется шедевром русской классической литературы. Она не может

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть