Презентация, доклад по теме самообразования формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Содержание

… Ребенок имеет право посещать школу и учиться.Ребенок имеет право на равенство.Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.Ребенок имеет право на собственное мнение…(Конвенция о правах ребенка)

Слайд 1Формирование языковой коммуникативной компетенций на уроках русского языка
Презентацию подготовила учитель русского

языка и литературы Дорогань Галина Юрьевна,
МБОУ СОШ № 44, г.Сургут
Формирование языковой коммуникативной компетенций на уроках русского языкаПрезентацию подготовила учитель русского языка и литературы Дорогань Галина Юрьевна,

Слайд 2
… Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
Ребенок имеет право на

равенство.
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на собственное мнение…
(Конвенция о правах ребенка)
… Ребенок имеет право посещать школу и учиться.Ребенок имеет право на равенство.Ребенок имеет право свободно выражать свои

Слайд 3

Ученик имеет право на собственное мнение.
Моя задача – научить ребенка

грамотно и смело высказывать и аргументировать его.
Ученик имеет право на собственное мнение. Моя задача – научить ребенка грамотно и смело высказывать и аргументировать

Слайд 4Темой моей работы в методическом объединении является «Формирование коммуникативной компетенций

на уроках русского языка и литературы».
Главная цель, которую я ставлю перед собой, заключается в следующем: сформировать у обучающихся умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи, условиями общения.
Достижение указанной цели осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Темой моей работы в методическом объединении является «Формирование  коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы».

Слайд 5Коммуникативная компетенция - компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность,

сочетание), описывающая качество и эффективные способы общения одного человека с другими людьми.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит
в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.

Коммуникативная компетенция

Умения и навыки общения, умение вести беседу, диалог

Совместное взаимодействие, сотрудничество, партнерская деятельность

Навыки владения сбора информацией для решения коммуникативных задач

Коммуникативная компетенция - компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективные способы

Слайд 6Учет психологических особенностей подростков на уроках русского языка

Например, одним из принципов,

применительно к учащимся со слабой нервной системой, которых я придерживаюсь, является: лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;

При работе с инертными учениками особое внимание обращаю на следующие момент: нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;

Таких моментов в педагогическом процессе возникает много. Главное – создать «ситуацию успеха» для каждого.
Учет психологических особенностей подростков на уроках русского языкаНапример, одним из принципов, применительно к учащимся со слабой нервной

Слайд 7Психологические особенности подростка (10-11 – 14-15 лет)
Рррррррр







Демонстративность, внешнее бунтарство. Стремление освободиться

от опеки взрослых. Отстаивают свою точку зрения, даже если не совсем уверены в своей правоте

Ухудшение способности к дифференцированию, и, как следствие – ухудшение понимания излагаемого материала;
Увеличивается период рефлекторных реакций;
Ослабляется контроль эмоций корой головного мозга;

Подражание «кумирам», значимым взрослым, старшим сверстникам .
Развивается рефлексия. Становятся обидчивыми.
Для них лучше промолчать, чем ошибиться.

Высокого уровня развития достигают все психические процессы. Активно развивается логическая память, развитие механической памяти замедляется. Мышление становится теоретическим, понятийным.

Стремятся быть принятыми сверстниками. Поэтому могут не высказать своего настоящего мнения, если оно не совпадает с мнением большинства.

Необходимо использовать больше ярких, понятных примеров, демонстрационный материал.
Больше наглядности.
Проявлять терпение, не торопить ребенка с ответом.
Избегать прямых оценок, давать возможность высказаться до конца. Поддерживать инициативу учеников.

Психологические особенности подростка (10-11 – 14-15 лет) РрррррррДемонстративность, внешнее бунтарство. Стремление освободиться от опеки взрослых. Отстаивают свою

Слайд 8Технологии формирования коммуникативной компетенции
Коммуникативная компетенция есть развивающийся опыт общения между людьми,

который формируется и активизируется в условиях непосредственного человеческого общения.

Ведущими технологиями в процессе формирования коммуникативной компетенции у учащихся станут коммуникативные технологии

Дополнительными (сопутствующими) являются различные технологии проблемного, развивающего обучения, предполагающие большой объем наглядности.

Технологии формирования коммуникативной компетенции Коммуникативная компетенция есть развивающийся опыт общения между людьми, который формируется и активизируется в

Слайд 9Сочетание коммуникативных
технологий с элементами других педагогических технологий:

Именно эти технологии наиболее

сочетаемы друг с другом и с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике.
Сочетание коммуникативных технологий с элементами других педагогических технологий:Именно эти технологии наиболее сочетаемы друг с другом и с

Слайд 10Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в

диалоге .
Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, «обучения в сотрудничестве», в парах и группах.

Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге .Коммуникативная технология направлена в основном

Слайд 11Характеристика коммуникативной технологии
Главная цель применения коммуникативных технологий  – развитие у учащихся

способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.
Характеристика коммуникативной технологии Главная цель применения коммуникативных технологий  – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные

Слайд 12Элементы сократовского метода на уроках
Остается только добавить, что овладение сократикой развивает

творчество и самого учителя.

Метод Сократа, сократовский диалог - стиль ведения обсуждения и дискуссии, которые демонстрировал Сократ. Он подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными.

Сократовский метод строится с помощью следующего алгоритма: • создание проблемной ситуации; • формулирование проблемного вопроса; • востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью решить проблему; • необходимость выдвижения гипотезы, ее формулировка; • поиск системы доводов, доказательств, опровержений в подтверждение гипотезы или отказа от нее; • выводы (если возможно, проверка, экспертиза полученного результата).

Главное достоинство этого метода - ученик приходит к истине сам (хотя и с помощью учителя).

Элементы сократовского метода на уроках Остается только добавить, что овладение сократикой развивает творчество и самого учителя.Метод Сократа,

Слайд 13Мои принципы работы на уроках русского языка и литературы
Перед началом объяснения

новой темы я показываю детям практическую ценность получаемых знаний (как конкретно они пригодятся в жизни).
При объяснении материала я стараюсь придерживаться нейтральной позиции, излагая только факты, чтобы не влиять на мнение учащихся.
Нет неправильного мнения, есть неаргументированное.
Каждый ученик имеет право ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Особое место в работе с детьми занимают те приемы, в которых ученики проявляют наибольшую активность.
Знания не даются детям готовым блоком. К некоторым выводам учеников я подвожу постепенно, с помощью вопросов (Сократовский метод).
Кроме оценок, есть еще и другие формы поощрения учеников, например, различные виды похвалы.


Мои принципы работы на уроках  русского языка и литературы Перед началом объяснения новой темы я показываю

Слайд 14Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа 
Все формы учебного диалога 
Доклады

и сообщения 
Ролевые и деловые игры 
Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов 
Обсуждение, дискуссия, диспут 
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях 

Методы, ориентированные на устную коммуникацию  Все виды пересказа Все формы учебного диалога Доклады и сообщения Ролевые и деловые игры Учебные

Слайд 15Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения 
Подготовка заметок и статей

в СМИ 
Телекоммуникационные тексты, сообщения 
Участие в конкурсах сочинений 

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию  Сочинения и изложения Подготовка заметок и статей в СМИ Телекоммуникационные тексты, сообщения Участие в

Слайд 16 «Лови ошибку!»   Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен

тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа. Тема урока: «С. Есенин. Обзор жизни и творчества».   На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о С. Есенине с фактическими ошибками. Задание:  Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме. Часть биографии С. Есенина с фактическими ошибками: Сергей Алексеевич Есенин родился в 1896 году 5 октября (по старому стилю) в селе Николаево Саратовской губернии. 
 «Лови ошибку!»   Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть

Слайд 17Коммуникативно-ориентированные задания
 .
1.Выделение главных мыслей текста.
 Выделить главную мысль – это значит осознать

ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа.
Задание:
1.Найти к каждой пословице предложения, выражающие ее мысль.
Пословицы.
У короткого ума длинный язык.
Глаза – зеркало души.
В своем болоте и лягушка поет.
2.Вырази содержание текста 1-2 предложениями.
По выражению глаз можно узнать о характере человека.
Дома, как на родине, живется легче, веселее, чем в чужом краю.
Болтливый человек не бывает умным.
3.Придумай для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу.
4.Прочитай басню, какая народная мудрость спряталась в басне?
5.Закончи мысль, которая заключена в тексте:

Коммуникативно-ориентированные задания .1.Выделение главных мыслей текста. Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного

Слайд 182.Прогнозирование. Задания. 1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте: Я люблю весну

с ручьями, … (лето) с яркими цветами, … (осень) с ласковым дождем, … (зиму) с горкой и катком.

2.Собери рассыпанные части предложений:
Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.

2.Прогнозирование. Задания. 1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте: Я люблю весну с ручьями, …

Слайд 193.Определите, о какой книге пойдет речь: - история о том, как хозяин

собаки по приказу барыни утопил ее; - сказочная история о девочке из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье. 4.Приведите примеры известных вам литературных произведений и объясните, почему автор именно так назвал свое произведение.

5. Диалог с текстом.
1. Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.
2. Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название. С кем из героев ты согласен или у тебя есть свое мнение.
3. Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?
4. В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.

3.Определите, о какой книге пойдет речь: - история о том, как хозяин собаки по приказу барыни утопил

Слайд 20Включение воображения. 1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.  Какими сценами

тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм? 2. Постарайся увидеть картину, описанную в тексте. Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину (тексты о природе) 3. Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее. Придумай свою историю на эту тему. 4. Преврати одно предложение в целый рассказ. 5. Закончи рассказ, сказку.

Работа над сочинением.
1. Творческое сочинение по картинке.
  Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.
2. Свободное сочинение.
 Заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.
3. Сочинения на темы художественных произведений
  Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения.
  Методика обучения сочинению – такому сочинению предельно проста: ребенку предлагается пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним.

Включение воображения. 1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.  Какими сценами тебе хотелось бы дополнить

Слайд 211.Написание сочинения по единому началу. Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь

понять, что они за люди, чем увлекаются, чему радуются или огорчаются. Быть может, кто-то из них смотрит на меня, стараясь угадать: какой я. И действительно, а какой я?.. В нашем мире еще есть вещи, способные удивить любого скептика. Чудеса можно встретить даже в обыденной жизни. Недавно такое чудо произошло и со мной… 2.Сочинение от лица неодушевленного предмета. - «Я карандаш в пенале пятиклассника…» - «Сейчас я тряпка, которой стирают со школьной доски, а когда-то была нарядным платьем, но однажды…» - «Я ковёр, который лежит под кроватью…» 

Трансформировать текст в новый, написанный в другом стиле.
Например, был художественный текст, а его необходимо преобразовать в научный текст. Так художественное описание природных явлений можно предложить представить в виде доклада работника Гидрометцентра.
1.Представьте себе, что вы работодатель. Какие вопросы вы будете задавать тому, кто пришел устраиваться на работу.
2.Мини-сценки «Я звоню», «Мне звонят».

1.Написание сочинения по единому началу. Мне нравится всматриваться в лица прохожих, пытаясь понять, что они за люди,

Слайд 22Определить стили речи
Сказка «Колобок» в разных стилях.
Определите стили
1.Жили были дед да

баба .Скромно-без достатка.Раз нашло на старика: хочу, мол, непросто хлеба, а типа булки.Отвела глаза бабка-хитрит: - на булку-де не хватит, а колобушку уж, так и быть, испеку…
2.Колобок-просторечное название хлебобулочного изделия небольшой шарообразной формы жёлтого цвета.
3.Дорогие, друзья! Актуальной оказалась на сегодняшний дент проблема беспризорности подрастающего поколения.Почему сбежал Колобок из дома? Что ему не хватало?Очевидно, ему просто не хватало родительского понимания и внимания.
4. Председателю колхоза
Петрову И.И.
Ивановых
заявление.
Просим оказать помощь в поиске сбежавшего Колобка.
Дата Подпись
5. Жили-были старик со старухой.Вот говорит старик старухе:
-Поди-ка. Старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти на две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок. Изжарила в масле и на окошко студить положила…

1.(Цель: общение между близкими людьми в быту.Признаки: непринуждённость. Эмоциональность, отсутствие строгой логичности.Разговорный0
2.( Цель: сообщение точных научных фактов.признаки: обобщённость, терминология, строгая логичность, сухость речи. Научный)
3.( цель: воздействие на массы для формирования правильного отношения общественно значимым делам. Признаки: призывный. Страстный характер, эмоционально-оценочные слова. Приподнятая торжественность. Пословицы, поговорки. Образность, обращения, вопросы, восклицания. пПблицистический)
4.(Цель: регулирование деловых отношений между людьми, государствами, гражданами. Признаки: клишированность-образцы, сухость, нормативность. Официально-деловой)
5.(Цель: создание образов, картин.Признаки: изобразително-выразительные средства, наглядность, внимание к деталям.Художественный)
 
 

Определить стили речиСказка «Колобок» в разных стилях.Определите стили1.Жили были дед да баба .Скромно-без достатка.Раз нашло на старика:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть