Слайд 1 Научно-исследовательская работа.
Выполнила ученица 9 класса МКОУ «Средняя школа имени В.
И. Ерменеева с. Сабакаево» Чабалина Дарина.
Руководитель: Юреева Надежда Валентиновна.
2018 г.
Роль фразеологизмов в обогащении словарного запаса школьника.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Речь школьников бедна и примитивна.
ГИПОТЕЗА: фразеологизмы делают нашу речь
яркой, экспрессивной.
.
Слайд 3
Объект моего исследования: фразеологизмы в речи современного школьника.
Предмет исследования: речь
школьника с точки зрения употребления фразеологизмов.
Цель моего исследования: рассмотреть различные точки зрения на определение «фразеологизма»,
выяснить основные причины появления в русском языке фразеологических оборотов,
определить особенности использования фразеологизмов в речи современных школьников и их роль в обогащении словарного запаса.
Задачи:
изучить литературу по теме исследования; рассмотреть происхождение фразеологизмов;
определить особенности функционирования фразеологизмов в речи;
описать роль фразеологизмов в обогащении словарного запаса человека.
Слайд 4
Понятие фразеология и фразеологизмы в современном русском языке.
Фразеология – это
раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Название этого раздела произошло от греческого фразис(phrases) - выражение + логос(logos) – учение.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению, крылатые выражения.
Фразеологизмы используются в обыденной речи, художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.
Слайд 5Изучение фразеологии в требованиях программы по русскому языку под редакцией Т.
А. Ладыженской.
Изучение фразеологии - довольно трудный этап. Дело в том, что в фразеологизмах слова приобретают особые значения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словарный состав, и значение. Нам необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм; понимать образную основу, заложенную в нем; какие оттенки он содержит, какую окраску он имеет.
В программе по русскому языку для общеобразовательных школ по редакцией Т. А. Ладыженской выделено на изучение фразеологии в 5-6 классах всего два-три часа.
Слайд 6Мои любимые афоризмы в комедии
А.С.Грибоедова «Горе от ума»
1795-1829
«…О стихах я
не
говорю, половина –
должны войти
в пословицу…»
А.С.Пушкин
Слайд 71. УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ – фраза Чацкого. Для него это высшая
ценность.
2. УЧЕНИЕ – ВОТ ЧУМА, УЧЕННОСТЬ – ВОТ ПРИЧИНА…Фамусов уму противопоставляет устои крепостнического дворянства.
3. АХ, ЕСЛИ ЛЮБИТ КТО КОГО, ЗАЧЕМ УМА ИСКАТЬ И ЕЗДИТЬ ТАК ДАЛЕКО? - Софья с сентиментальной чувствительностью.
Слайд 84. УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ – для Скалозуба главное – железная
дисциплина.
5. УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ – фраза Чацкого. Его разрывают противоречия, отчуждения от людей, одиночество.
6. МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ – фраза Чацкого. Подход Чацкого к последней роковой черте, к которой его привело честное служение истине, законам разума.
Слайд 9КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ЧАЦКОГО В ПЬЕСЕ:
Чуть свет – уж на ногах! И
я у ваших ног. (д.1 явл. 7)
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!( д.1 явл. 7)
Где возраст тот невинный (д.1 явл. 7)
И все-таки я вас без памяти люблю (д.1 явл. 7)
Служить бы рад, прислуживаться тошно( д. 2 явл. 2)
Слайд 10
«Горе от ума» Александра Грибоедова – самое уникальное произведение по количеству
крылатых фраз. Многие из них стали жить отдельно. Люди, используя их в речи, часто не догадываются, что цитируют классические строчки литературы. Например:5 фраз.
Слайд 11Изучение фразеологизмов на внеклассных мероприятиях.
Олимпиада
Лингвистическая газета
Слайд 12Проведение опроса трёх поколений: учащихся, их родителей, бабушек и дедушек.
Анкета для
опроса 3-х поколений
1.Что изучает раздел науки о языке фразеология? Как вы понимаете слово фразеологизм?
2.Как вы понимаете фразеологизмы: «Бить баклуши», «Взять быка за рога».
3.Используете ли Вы фразеологизмы в устной речи?
Слайд 13Результаты опроса
о знании определения фразеологизмов
Вывод: 70% учащихся знают определение
«фразеологизм»; об этом знают 20% родителей,
и только 10% бабушек и дедушек в курсе этого
вопроса.
Слайд 14Результаты опроса
по пониманию смысла фразеологизмов
Вывод: лучше всех понимают
смысл фразеологизмов дедушки и бабушки 90%, средне понимают родители-80%, и только 60% понимают учащихся.
Слайд 15Результаты опроса
об использовании в речи фразеологизмов
Вывод: чаще
всех используют фразеологизмы в
своей речи 90% бабушек и дедушек,
средне 60% родителей,
и только 40% учащихся.
Слайд 16Анализ анкет позволил выделить 11 самых «популярных» фразеологизмов среди учителей
Слайд 17
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
ОДНОКЛАССНИКАМИ
Слайд 18Наблюдение за речью ведущих телевизионных передач.
Вывод: употребление фразеологизмов способствует
яркости, выразительности, экспрессивности речи ведущих.
Слайд 19Анализ периодической печати на наличие фразеологизмов в статьях
Вывод: многие авторы статей газет используют фразеологизмы, что способствует яркости, выразительности речи.
Слайд 20Анализ периодической печати Мелекесского района на наличие фразеологизмов в статьях.
Висеть на
волоске - оказаться в опасности, под угрозой гибели.
Пример употребления в тексте:
10 июня 2017г. стр.3.
Жизнь кошки продолжает висеть на волоске, и более или менее внятные прогнозы о ее будущем можно будет сделать лишь через пару месяцев.
Постигать азы - с самого начала, с простого, элементарного, с самых основ.
Пример употребления в тексте:
3 июня 2017г. стр.3
Развести руками - недоумевать, удивляться.
Пример употребления в тексте:
3 июня 2017г. стр.4
Кормить завтраками - откладывать выполнение чего-либо, обещанного на другой день.
Пример употребления в тексте:
16 сентября 2017г. стр.5
Теперь необходимые бумаги есть, но нет финансов, а несостоявшихся новоселов до сих пор кормят завтраками.
Опустить руки - у кого-либо нет сил, желания делать что-либо, из-за бесполезности усилий, неверие в успех дела.
Пример употребления в тексте:
13июля 2017г. стр.3
-Самое главное сейчас - не опускать руки, - добавил губернатор Ульяновской области С. И. Морозов.
Глас вопиющего в пустыне - призыв, остающийся без всякого ответа.
Слайд 21ВЫВОД:
Многие авторы статей мелекесских газет используют фразеологизмы, что способствует яркости,
выразительности речи. Особенно часто встречаются фразеологизмы в статьях заведующей отделением по основным направлениям деятельности Елены Пышковой. Именно она в 2017 году стала обладательницей ежегодной премии в сфере журналистики, учреждённой губернатором Ульяновской области С. И. Морозовым.
Слайд 22Заключение:
Задачи, поставленные передо мной, выполнены,
выдвинутая гипотеза подтверждена.
1. Работая над этим проектом, я получила более
полное представление о фразеологизмах,
познакомилась с историей и видами фразеологизмов.
2. Составила и провела анкетирование среди учителей и
одноклассников с целью узнать, какие фразеологизмы
используют учителя в своей работе и как понимают
смысл некоторые фразеологизмы мои одноклассники.
3. Обработала полученные результаты, по результатам
анкетирования составила диаграммы.
4. Выполнила презентацию по собранному материалу.
5. Представила результат проектно – исследовательской
работы на школьной научно – практической конференции
где заняла почётное первое место.
Слайд 23 Заключение и выводы по работе над устойчивыми единицами языка.
Изучение
фразеологизмов школьниками даёт следующие результаты:
1)способствует развитию нашей речи, совершенствованию знаний, умений и навыков;
2) прививает интерес и любовь к слову;
3)расширяет кругозор школьника.
К сожалению, большинству ребят нелегко использовать свой накопленный опыт в речи, поэтому перед нами стоят следующие задачи, если мы хотим обогащать и развивать свою речь:
продолжить изучать фразеологизмы;
знать их лексическое значение;
употреблять изученные фразеологизмы в речи.
Достигнутое нами стараемся реализовать, стремимся к совершенствованию своей поисковой работы. Считаем необходимым провести опрос родителей и учащихся в конце учебного года, чтобы сравнить с предыдущим.
Успешное решение этих вопросов, как нам кажется, является ступенькой к совершенствованию речи.