Презентация, доклад по теме Роль фразеологизмов в речи

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ Речь школьников бедна и примитивна.

Слайд 1 Научно-исследовательская работа.


Выполнила ученица 9 класса МКОУ «Средняя школа имени В.

И. Ерменеева с. Сабакаево» Чабалина Дарина.
Руководитель: Юреева Надежда Валентиновна.
2018 г.




Роль фразеологизмов в обогащении словарного запаса школьника.

Научно-исследовательская работа.Выполнила ученица 9 класса МКОУ «Средняя школа имени В. И. Ерменеева с. Сабакаево» Чабалина Дарина.Руководитель:

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Речь школьников бедна и примитивна. ГИПОТЕЗА: фразеологизмы делают нашу речь яркой, экспрессивной.

.


Слайд 3

Объект моего исследования: фразеологизмы в речи современного школьника.
Предмет исследования: речь

школьника с точки зрения употребления фразеологизмов.
Цель моего исследования: рассмотреть различные точки зрения на определение «фразеологизма»,
выяснить основные причины появления в русском языке фразеологических оборотов,
определить особенности использования фразеологизмов в речи современных школьников и их роль в обогащении словарного запаса.
Задачи: изучить литературу по теме исследования; рассмотреть происхождение фразеологизмов; определить особенности функционирования фразеологизмов в речи; описать роль фразеологизмов в обогащении словарного запаса человека.
Объект моего исследования: фразеологизмы в речи современного школьника. Предмет исследования: речь школьника с точки зрения употребления фразеологизмов.

Слайд 4 Понятие фразеология и фразеологизмы в современном русском языке.
Фразеология – это

раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Название этого раздела произошло от греческого фразис(phrases) - выражение + логос(logos) – учение.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению, крылатые выражения.

Фразеологизмы используются в обыденной речи, художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.
Понятие фразеология и фразеологизмы в современном русском языке. Фразеология – это раздел науки о

Слайд 5Изучение фразеологии в требованиях программы по русскому языку под редакцией Т.

А. Ладыженской.

Изучение фразеологии - довольно трудный этап. Дело в том, что в фразеологизмах слова приобретают особые значения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словарный состав, и значение. Нам необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм; понимать образную основу, заложенную в нем; какие оттенки он содержит, какую окраску он имеет.
В программе по русскому языку для общеобразовательных школ по редакцией Т. А. Ладыженской выделено на изучение фразеологии в 5-6 классах всего два-три часа.

Изучение фразеологии в требованиях программы по русскому языку под редакцией Т. А. Ладыженской. Изучение фразеологии - довольно

Слайд 6Мои любимые афоризмы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
1795-1829
«…О стихах я

не
говорю, половина –
должны войти
в пословицу…»
А.С.Пушкин
Мои любимые афоризмы в комедии  А.С.Грибоедова «Горе от ума»1795-1829«…О стихах я не говорю, половина – должны

Слайд 71. УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ – фраза Чацкого. Для него это высшая

ценность.

2. УЧЕНИЕ – ВОТ ЧУМА, УЧЕННОСТЬ – ВОТ ПРИЧИНА…Фамусов уму противопоставляет устои крепостнического дворянства.

3. АХ, ЕСЛИ ЛЮБИТ КТО КОГО, ЗАЧЕМ УМА ИСКАТЬ И ЕЗДИТЬ ТАК ДАЛЕКО? - Софья с сентиментальной чувствительностью.



1. УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ – фраза Чацкого. Для него это высшая ценность.2. УЧЕНИЕ – ВОТ ЧУМА, УЧЕННОСТЬ

Слайд 84. УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ – для Скалозуба главное – железная

дисциплина.
5. УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ – фраза Чацкого. Его разрывают противоречия, отчуждения от людей, одиночество.
6. МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ – фраза Чацкого. Подход Чацкого к последней роковой черте, к которой его привело честное служение истине, законам разума.
4. УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ – для Скалозуба главное – железная дисциплина.5. УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В

Слайд 9КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ЧАЦКОГО В ПЬЕСЕ:
Чуть свет – уж на ногах! И

я у ваших ног. (д.1 явл. 7)
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!( д.1 явл. 7)
Где возраст тот невинный (д.1 явл. 7)
И все-таки я вас без памяти люблю (д.1 явл. 7)
Служить бы рад, прислуживаться тошно( д. 2 явл. 2)
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ЧАЦКОГО В ПЬЕСЕ:Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног. (д.1 явл.

Слайд 10
«Горе от ума» Александра Грибоедова – самое уникальное произведение по количеству

крылатых фраз. Многие из них стали жить отдельно. Люди, используя их в речи, часто не догадываются, что цитируют классические строчки литературы. Например:5 фраз.


«Горе от ума» Александра Грибоедова – самое уникальное произведение по количеству крылатых фраз. Многие из них стали

Слайд 11Изучение фразеологизмов на внеклассных мероприятиях.


Олимпиада
Лингвистическая газета

Изучение фразеологизмов на внеклассных мероприятиях.ОлимпиадаЛингвистическая газета

Слайд 12Проведение опроса трёх поколений: учащихся, их родителей, бабушек и дедушек.
Анкета для

опроса 3-х поколений

1.Что изучает раздел науки о языке фразеология? Как вы понимаете слово фразеологизм?

2.Как вы понимаете фразеологизмы: «Бить баклуши», «Взять быка за рога».

3.Используете ли Вы фразеологизмы в устной речи?
Проведение опроса трёх поколений: учащихся, их родителей, бабушек и дедушек.Анкета для опроса 3-х поколений1.Что изучает раздел науки

Слайд 13Результаты опроса о знании определения фразеологизмов


Вывод: 70% учащихся знают определение

«фразеологизм»; об этом знают 20% родителей,
и только 10% бабушек и дедушек в курсе этого
вопроса.


Результаты опроса  о знании определения фразеологизмовВывод: 70% учащихся знают определение      «фразеологизм»;

Слайд 14Результаты опроса по пониманию смысла фразеологизмов
Вывод: лучше всех понимают

смысл фразеологизмов дедушки и бабушки 90%, средне понимают родители-80%, и только 60% понимают учащихся.


Результаты опроса  по пониманию смысла фразеологизмов  Вывод: лучше всех понимают смысл фразеологизмов дедушки и бабушки

Слайд 15Результаты опроса об использовании в речи фразеологизмов
Вывод: чаще

всех используют фразеологизмы в
своей речи 90% бабушек и дедушек,
средне 60% родителей, и только 40% учащихся.


Результаты опроса  об использовании в речи фразеологизмов   Вывод: чаще всех используют фразеологизмы в

Слайд 16Анализ анкет позволил выделить 11 самых «популярных» фразеологизмов среди учителей

Анализ анкет позволил выделить 11 самых «популярных» фразеологизмов среди учителей

Слайд 17

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
ОДНОКЛАССНИКАМИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ОДНОКЛАССНИКАМИ

Слайд 18Наблюдение за речью ведущих телевизионных передач.
Вывод: употребление фразеологизмов способствует

яркости, выразительности, экспрессивности речи ведущих.
Наблюдение за речью ведущих телевизионных передач.  Вывод: употребление фразеологизмов способствует яркости, выразительности, экспрессивности речи ведущих.

Слайд 19Анализ периодической печати на наличие фразеологизмов в статьях


Вывод: многие авторы статей газет используют фразеологизмы, что способствует яркости, выразительности речи.
Анализ периодической печати на наличие фразеологизмов в статьях    Вывод: многие авторы статей газет используют

Слайд 20Анализ периодической печати Мелекесского района на наличие фразеологизмов в статьях.
Висеть на

волоске - оказаться в опасности, под угрозой гибели.
Пример употребления в тексте:
10 июня 2017г. стр.3.
Жизнь кошки продолжает висеть на волоске, и более или менее внятные прогнозы о ее будущем можно будет сделать лишь через пару месяцев.
Постигать азы - с самого начала, с простого, элементарного, с самых основ.
Пример употребления в тексте:
3 июня 2017г. стр.3
Развести руками - недоумевать, удивляться.
Пример употребления в тексте:
3 июня 2017г. стр.4
Кормить завтраками - откладывать выполнение чего-либо, обещанного на другой день.
Пример употребления в тексте:
16 сентября 2017г. стр.5
Теперь необходимые бумаги есть, но нет финансов, а несостоявшихся новоселов до сих пор кормят завтраками.
Опустить руки - у кого-либо нет сил, желания делать что-либо, из-за бесполезности усилий, неверие в успех дела.
Пример употребления в тексте:
13июля 2017г. стр.3
-Самое главное сейчас - не опускать руки, - добавил губернатор Ульяновской области С. И. Морозов.
Глас вопиющего в пустыне - призыв, остающийся без всякого ответа.
Анализ периодической печати Мелекесского района на наличие фразеологизмов в статьях.Висеть на волоске - оказаться в опасности, под

Слайд 21ВЫВОД:
Многие авторы статей мелекесских газет используют фразеологизмы, что способствует яркости,

выразительности речи. Особенно часто встречаются фразеологизмы в статьях заведующей отделением по основным направлениям деятельности Елены Пышковой. Именно она в 2017 году стала обладательницей ежегодной премии в сфере журналистики, учреждённой губернатором Ульяновской области С. И. Морозовым.
 
ВЫВОД: Многие авторы статей мелекесских газет используют фразеологизмы, что способствует яркости, выразительности речи. Особенно часто встречаются фразеологизмы

Слайд 22Заключение:
Задачи, поставленные передо мной, выполнены,
выдвинутая гипотеза подтверждена.

1. Работая над этим проектом, я получила более
полное представление о фразеологизмах,
познакомилась с историей и видами фразеологизмов.

2. Составила и провела анкетирование среди учителей и
одноклассников с целью узнать, какие фразеологизмы
используют учителя в своей работе и как понимают
смысл некоторые фразеологизмы мои одноклассники.

3. Обработала полученные результаты, по результатам
анкетирования составила диаграммы.

4. Выполнила презентацию по собранному материалу.

5. Представила результат проектно – исследовательской
работы на школьной научно – практической конференции
где заняла почётное первое место.


Заключение:Задачи, поставленные передо мной, выполнены,   выдвинутая гипотеза подтверждена. 1. Работая над этим проектом, я получила

Слайд 23 Заключение и выводы по работе над устойчивыми единицами языка.

 Изучение

фразеологизмов школьниками даёт следующие результаты:
1)способствует развитию нашей речи, совершенствованию знаний, умений и навыков;
2) прививает интерес и любовь к слову;
3)расширяет кругозор школьника.
К сожалению, большинству ребят нелегко использовать свой накопленный опыт в речи, поэтому перед нами стоят следующие задачи, если мы хотим обогащать и развивать свою речь:
продолжить изучать фразеологизмы;
знать их лексическое значение;
употреблять изученные фразеологизмы в речи.
Достигнутое нами стараемся реализовать, стремимся к совершенствованию своей поисковой работы. Считаем необходимым провести опрос родителей и учащихся в конце учебного года, чтобы сравнить с предыдущим.
Успешное решение этих вопросов, как нам кажется, является ступенькой к совершенствованию речи.
Заключение и выводы по работе над устойчивыми единицами языка.  Изучение фразеологизмов школьниками даёт следующие результаты:1)способствует развитию

Слайд 24До скорой встречи!

До скорой встречи!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть