Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»
учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №4» а.Гатлукай г.Адыгейска
Панеш Марзет Руслановны
Слайд 2 В условиях модернизации Российского образования, направленной на повышение качества, доступности и
эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетенций учащихся, остро встаёт проблема реализации поставленных задач в школе. Реальная цель сегодня – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития всех сторон личности учащегося.
Слайд 3 В эпоху модернизации образования мы как
никогда ощущаем
потребность в постановке
новых задач, например таких как:
- формирование самосознания, осознание
собственного «я»,помощь в самореализации;
- освоение учащимися различного рода умений,
позволяющих действовать в новых,
неопределённых, проблемных ситуациях;
- вырабатывать в ученике такое качество, как
организационная, информационная и
коммуникативная компетентность.
Слайд 4 Творческие способности учащихся должны получить развитие в школе: на уроке,
во время внеклассных мероприятий.
Слайд 5 Как учитель, ставлю себе целью воспитать, обучить творческого человека. Французский писатель
и общественный деятель Ромен Роллан сказал: «Вся радость жизни в творчестве.
Творить – значит убивать смерть».
А американский психолог Элис Пол Торренс как-то заметил: «Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе».
Если нам, учителям, удастся воспитать именно такого человека, значит нам удалось сделать очень многое. Метод проекта – это один из путей воспитания творческого ученика. Этот метод помогает сегодня учителю решить задачи, которые озвучены выше.
Слайд 6 В примерных программах, составленных на основе ФГОС можно прочитать следующее:
-Основная особенность
подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11—15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности.
Слайд 7На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную
и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.
Слайд 8 Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение,
сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности ученика (познавательная, коммуникативная ).
Слайд 9 Что это значит для школы, для учителя? Это означает выход на
принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС.
Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, что традиционная система образования не способна качественно решать задачи, стоящие перед современной школой, поэтому значительные педагогические усилия необходимо направлять на использование новых подходов в работе. Считаю, что наиболее эффективно использование новых образовательных технологий. С учетом своего педагогического опыта могу отметить, что особую значимость при этом на уроках русского языка и литературы приобретает проектная деятельность.
Слайд 10Каким должен быть урок, на котором учащиеся раскроют свои способности ? В
моём представлении – это урок, на котором происходит развитие мышления, как учащихся, так и учителя. Однако развивать можно только то, что имеется в наличии. Конечно, есть дети с поставленными умственными способностями, но большинству приходиться помогать. Наши дети готовы работать над собой, развивать себя и свои возможности, но не в рамках классической науки и культуры (они считают её устаревшей и неэффективной), и я изменила свой взгляд на урок, на свою роль и миссию на уроке. Я поняла, что постановка и развитие мышления на уроке – это и есть смысл обучения и основная мотивация для современных школьников. Осталось найти средства такого развития, убедить детей в их эффективности и согласовать с ними свою деятельность на уроке.
Слайд 11При подготовке уроков мне помогают сильные учащиеся. По готовому конспекту урока
группа учеников готовит презентацию. Такой вид работы они выполняют с удовольствием. Учащиеся 11-го класса Дагамук Дарина и Тхатль Фатимет создали презентацию к уроку в 7 классе по теме «Путешествие на материк НАРЕЧИЕ».
Также учащиеся 8-го класса подготовили проектную
работу по литературе «Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания». (Презентации прилагаются; см. в приложениях).
Слайд 12 На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с
переходом на новые образовательные стандарты перед учителем стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная деятельность.
Слайд 13 Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных
различий в творческих способностях детей. Дифференциация учащихся в каждой возрастной группе по их творческому потенциалу достаточно значительна. Однако ориентация на "среднего" ученика до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется в решении вопросов развития творческих способностей учащихся. Не вызывает сомнения тот факт, что творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые, неожиданные проблемы. Поэтому учащимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах.
Слайд 14 Таким образом, ученик должен выступать творческим, активным участником процесса обучения, а
не пассивным статистом.
Одним из методов, повышающих творческую активность учащихся, является проектная деятельность. Планирование действий при проектной деятельности идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы.
Слайд 15Этапы проектной деятельности:
-Изучение фактов и явлений.
-Постановка проблемы.
-Построение
плана деятельности (использование инструктивной карты, составленной учителем).
-Осуществление плана, объяснение.
-Графическое или теоретическое составление проекта.
-Защита проекта (решение проблемы).
Слайд 16 Работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет
сводиться лишь к констатации фактов. Но и это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное - не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.
Слайд 17 Презентации, создаваемые учащимися являются продуктом проектной деятельности. Презентации могут быть предложены
учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. Наиболее эффективной является работа в сотрудничестве "ученик - учитель". При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.
Слайд 18 В 11 классе изучается творчество А.И.Куприна. Повесть «Гранатовый браслет» очень заинтересовала
учащихся. Произведение, небольшое по объёму, прочитано «от а до я», оно
вызвало споры, бурные обсуждения. После его изучения в школе прошла неделя русского языка и литературы. План проведения Недели предполагал защиту творческих проектов учащихся по понравившемуся произведению. Одиннадцатиклассники создали очень интересную, богатую презентацию по вышеназванной повести. Учащимися проведена исследовательская работа. Тему выбрали очень близкую для нынешней молодёжи – тему любви. Они показали талант любви в повести. Почему повесть называется «Гранатовый браслет», и почему именно гранатовый? Почему Желтков не отступился от своей любви и уходит из жизни? В дополнительных источниках, в интернет-ресурсах нашли сведения о гранате, его магическом смысле. Авторы проекта защитили его в рамках Недели русского языка и литературы.(Презентация по повести прилагается, см. в приложениях.)
Слайд 19 Учащиеся на старшей ступени обучения успешно справляются с исследовательскими проектами, у
них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся охотно выполняют творческие проекты. Многообразие типов проектов дает возможность мне решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. Внеклассные мероприятия обязательно должны сопровождаться проектами. Это создаёт больший эффект. И здесь не обходится без участия учащихся. К мероприятиям, посвящённым Дню России, Дню Победы, Дню славянской письменности и культуры, старшеклассниками созданы проектные работы.
Слайд 21 Учебный проект для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное
самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. Это самореализация.
Слайд 22 Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения
и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специ-фические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целепола-ганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специ-фические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целепола-ганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Слайд 23 Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения
современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения, самостоятельной работы учащихся. Проектный метод является хорошим средством для самореализации учащихся. Они осваивают различного рода умения,
позволяющие действовать в новых,
неопределённых, проблемных ситуациях. Главное для учителя – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.