Презентация, доклад по теме: Принципы русской орфографии (10 класс)

Содержание

Фчира йа смамай и стьотьей майий хадила фпарк!

Слайд 1Тема урока:
Принципы русской орфографии

выполнила: учитель русского языка и литературы
Iкатегории МБОУ «Школа № 106»
Г. Нижнего Новгорода
Калеганова Ольга Васильевна
Тема урока:Принципы русской орфографии        выполнила: учитель русского языка и литературыIкатегории

Слайд 2Фчира йа смамай и стьотьей майий хадила фпарк!

Фчира йа смамай и стьотьей майий хадила фпарк!

Слайд 3Согласны ли вы со следующими высказываниями?
Л.Щерба:
…безграмотное писание читать трудно, точно едешь

в таратайке по мёрзлой дороге;
Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе;
…совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.

Согласны ли вы со следующими высказываниями?Л.Щерба:…безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге;Писать безграмотно

Слайд 4Можно ли считать данные слова синонимами?

ОРФОГРАФИЯ-ПРАВОПИСАНИЕ

Можно ли считать данные слова синонимами?ОРФОГРАФИЯ-ПРАВОПИСАНИЕ

Слайд 5орфография

орфография

Слайд 7Принципы русской орфографии:
Морфологический (морфемный):единообразное написание значимых частей слова – корня, приставки,

суффикса и окончания (примерно 95% слов).
Традиционный: написания, поддерживаемые традицией и не регулируемые правилами.
Фонетический: написание в соответствии со звучанием.
Дифференцирующий: написания, используемые для различения слов и их форм.


Принципы русской орфографии:Морфологический (морфемный):единообразное написание значимых частей слова – корня, приставки, суффикса и окончания (примерно 95% слов).Традиционный:

Слайд 8Написание безударных проверяемых гласных в корне;
Написание согласных в корне /звонких, глухих,

непроизносимых/;
Написание приставок на согласную, приставки с-, приставок пре- и при-;
Гласные о и ё после шипящих, гласных после ц-;
Падежные окончания существительных, прилагательных;
Суффиксы существительных, прилагательных, причастий;
Правописание глаголов, числительных, местоимений и т.д.

Правила, основанные на морфологическом принципе

Написание безударных проверяемых гласных в корне;Написание согласных в корне /звонких, глухих, непроизносимых/;Написание приставок на согласную, приставки с-,

Слайд 9Написание только двух согласных там, где морфологически должно быть три, и

(в некоторых случаях) только одной согласной там, где морфологически должно быть две: одесский = Одесс-а + ск; ссудить = с + ссуд-а; манка = манн-а + к; оперетка = оперетт-а + к и
Написание -с- вместо -з- на конце некоторых приставок (без-(небез-, обез-), воз-(вз-), из-(сыз-), низ-, раз- (роз-), через-(чрез-)) перед последующим глухим согласным.
Наличие четырех письменных вариантов у приставки роз- (рос-) - раз- (рас-), где отражается не только чередование звонкого \з\ с глухим \с\, но и ударного \о\ с безударным \а\: розыск - но разыскивать, роспись - но расписать и т. п.
    Написание начального Ы вместо И в корнях после русскоязычных приставок, оканчивающихся на твердый согласный (кроме приставок меж- и сверх-): безыскусный, предыюльский, сызнова.
Написание О – Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных /клочок-ножичек, свечой -тучей/и т. п

Фонетический принцип

Написание только двух согласных там, где морфологически должно быть три, и (в некоторых случаях) только одной согласной

Слайд 10

Написания слов и морфем следует запомнить /выбор буквы нельзя проверить сильной позицией, так как такой нет в современном языке, и слово пишется в соответствии с традицией, его написание определяется по словарю/.
правописание непроверяемых и чередующихся гласных и согласных в корне,
употребление ь после шипящих в существительных, слитное и раздельное правописание наречий, наречных сочетаний и некоторых предлогов,
правописание окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч. -ого и др.


Традиционный принцип

Написания слов и морфем следует запомнить

Слайд 11Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить

одинаково звучащие слова: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица), и Орёл (город) – то есть для различения слов-омофонов.

Дифференцирующий принцип

Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и

Слайд 12 Непременным условием овладения нормами современной русской орфографии является

умение членить слово на морфемы.
Непременным условием овладения нормами современной русской орфографии является умение членить слово на морфемы.

Слайд 13Произведите морфемный анализ слов:

освободиться, испортившийся, услышал, злейшего, заболеть, люблю, противодействие,

доел, объездчиком.
Произведите морфемный анализ слов: освободиться, испортившийся, услышал, злейшего, заболеть, люблю, противодействие, доел, объездчиком.

Слайд 14Проверь себя

Проверь себя

Слайд 15 Запишите слова в 4 группы в зависимости от принципа орфографии,

лежащего в основе правописания данного слова:


Дилетан…ский, небез…звестный, пред…нфарктный, бе…таланный, чре…мерный, не…дешний, к…вычки, о…делочный, вдумч…вый, подж…г сарай, умышленный подж…г, компроми…, прил..гательное, пр…зреть сироту, пр…зирать труса, р…ссыпать, р…ссыпи, в речк…, берез…вый, чу…ство, те…аса, шумная к…мпания, избирательная к…мпания.

Запишите слова в 4 группы в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе

Слайд 16Взаимопроверка:
Морфологический (морфемный): дилетантский, нездешний, отделочный, вдумчивый, в речке, березовый.
Традиционный: кавычки, компромисс,

прилагательное, чувство, терраса.
Фонетический: небезызвестный, предынфарктный, бесталанный, чрезмерный, рассыпать, россыпи.
Дифференцирующий: поджег сарай, умышленный поджог, призреть сироту, презирать труса, шумная компания, избирательная кампания.
Взаимопроверка:Морфологический (морфемный): дилетантский, нездешний, отделочный, вдумчивый, в речке, березовый.Традиционный: кавычки, компромисс, прилагательное, чувство, терраса.Фонетический: небезызвестный, предынфарктный, бесталанный,

Слайд 17Проверочный тест
1. Укажите слова, в которых гласный пишется в

соответствии с традиционным принципом русской орфографии:
1) трава; 2) бетон; 3) заслон; 4) батон; 5) вагон; 6) выгон.

Проверочный тест  1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:

Слайд 18Ответ:




2, 4, 5
Ответ:

Слайд 19Итоговый тест
2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический

принцип русской орфографии:
1) бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный;
4) подходящий; 5) отсталый; 6) подробный.
1) предыстория; 2) розыгрыш; 3) представитель; 4) расписание; 5) заигрывать; 6) расписка.

Итоговый тест  2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии: 1) бездарный; 2)

Слайд 20Ответ:
1, 3


1, 2, 4, 6

Ответ: 1, 31, 2, 4, 6

Слайд 21Итоговый тест
3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный

принцип русской орфографии:
1) умирать; 2) миролюбивый;
3) разыгрывать; 4) подбор.

Итоговый тест  3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии:  1) умирать;

Слайд 22Ответ:

2, 4
Ответ:               2, 4

Слайд 23Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть