Слайд 1
Написание
сочинения-рассуждения
Задание 15.3
Слайд 2Композиция
сочинения-рассуждения
1. Вступление. Тезис.
Формулировка определения
и комментарий
к нему.
2. Основная часть. Доказательства.
Два примера-аргумента.
3. Заключение. Вывод.
Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Слайд 3
Критерий оценивания
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в
построении текста нет – 2 б.
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста – 1 б.
В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б.
Слайд 4 Как вы понимаете значение слова ОБИДА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое обида», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём балов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 5Тезис (вступ-ление)
Вывод
Пример
из прочитанного текста
Пример
из жизненного опыта
Слайд 6Вступление. Тезис
По условию задания в качестве тезиса
берём сформулированное нами
определение.
Есть разные способы
толкования
лексического значения слова.
Слайд 7Синонимический способ
дискуссия - спор, обсуждение какого-либо вопроса;
клише - рисунок,
чертеж на бумаге,
оригинал - подлинник.
Коммерция – торговля.
Зодчий – архитектор.
Аморальный – безнравственный.
Слайд 8Синонимический способ
Крах - разорение, банкротство.
Каверза - интрига, происки, подвох.
Реестр-список, перечень.
Инертный - бездеятельный, неподвижный.
Слайд 9Перечислительный способ
Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.
Приматы –
это полуобезьяны, обезьяны, человек.
Гнус – комары, мошки, слепни.
Слайд 10Описательный способ
Источник – то, из чего берется, черпается что-либо; то, что
дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.
Наглядный – такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения
Слайд 11Отрицательный
Бескультурье – отсутствие культуры.
Инвалид – человек, утративший трудовую способность
вследствие болезни или старости
Слайд 12Комбинированный
Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого
Слайд 13
Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл
комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Например:
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Комментарий
Слайд 14Из словаря
Обида - оскорбление, огорчение, причинённое кому-либо несправедливо, незаслуженно; чувство, вызванное
этим оскорблением, огорчением.
Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.
Слайд 15ОБИДА - всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что
оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение. (Даль)
Слайд 16Обида – неприятное чувство, возникающее, если ты увидишь, что твой друг
пренебрегает твоими интересами или тот, кого ты любишь, ведёт себя с тобой совсем иначе, чем ты ожидаешь.
Слайд 18ОБИДА – огорчение – оскорбление – досада – несправедливость – боль.
Слайд 19Обида - это страдание, возникающее, когда тебя не понимают или игнорируют.
Слайд 20Когда тебя обижают, то ты испытываешь досаду боль, понимаешь, что к
тебе отнеслись несправедливо.
Слайд 21 Обида - чувство горькое на вкус, холодно-угловатое на ощупь. Как много в этом
коротком слове, как оно ранит, оставляет шрамы, порождает ненависть и месть. Мы стали просто так из-за плохого настроения обижать любимых, родных, близких, не задумываясь, что для человека это удар в спину, это чувство, которое может привести даже к смерти.
Слайд 22Критерий оценивания
С3К1 Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной форме в
любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б.
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его – 1 б.
Экзаменуемый дал неверное определение
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.
Слайд 23Основная часть. Аргументы
В основной части аргументируется тезис.
Необходимо привести 2 примера-аргумента
1) из
указанного текста;
2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).
Примеры должны
соответствовать данному понятию;
иллюстрировать данное определение.
Слайд 24Переход к рассуждению
Связать вступление с основной частью можно с помощью таких
речевых клише:
Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
Как можно понять это определение?
Попробуем объяснить данное определение
Слайд 25Включение примеров
Для включения в сочинение примеров-аргументов
можно использовать следующие речевые
клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).
Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).
Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
Это определение можно доказать на таком примере.
В подтверждение приведу также пример из жизни.
Слайд 26 Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Взрослые, а за ними и
дети, обидели безвинного ребёнка. Пятилетняя девочка не должна отвечать за поступки отца. Она ведь даже не понимает, почему к ней так относятся: избегают, выгоняют, игнорируют. Девчушка стала «задыхаться от нахлынувшей обиды», а ещё ей было «не по-детски горько и больно от чувства собственного бессилия». Память об этом событии она пронесла через всю жизнь.
Аргумент 1
Слайд 27 С этим горьким чувством я не раз встречался в жизни. Никогда
мне не забыть тот случай, когда одноклассники не взяли меня в поход. Они прямо в лицо мне сказали, что я «слабак» и маменькин сынок, а потом добавили, что на меня нельзя положиться и я их подведу. Это была моя самая большая обида, но я недолго расстраивался. Твёрдо решил доказать, что я не такой. Записался в спортивную секцию, перестал плакать по пустякам, жаловаться. А через год меня взяли в поход!
Аргумент 2
Слайд 28Критерий оценивания
С3К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из
прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б.
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б.
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б.
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б.
Слайд 29Заключение. Вывод
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по
объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
значит, итак, следовательно, таким образом
или речевым клише
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.
Слайд 30Вывод
Таким образом, мы понимаем, что это гадкая Обида живёт среди людей,
но ей нельзя поддаваться, нельзя обижать других, за обиды обижать обидой, нельзя мстить за нанесённое оскорбление. В жизни действует закон компенсации, и он неотвратим: сотворенное нами и добро и зло возвращается к нам обязательно, причем умноженное многократно…
Слайд 31С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.
Критерий оценивания